Главная Услуги Бланки Консультации Справочники

Общее

Семейная бухгалтерская фирма

ЧП "Запад-сервис плюс"

Директор

Константин Матусевич

063 247-01-18

067 825-34-53

vs100.buh@gmail.com

Звоните прямо сейчас

Я действительно решаю Ваши проблемы

 

Услуги

Бухгалтерские услуги

Запуск бухгалтерского и налогового учета (для только созданных бизнесов и стартапов)

Кадровый учет и расчет заработной платы

Аудиторские услуги

Консалтинговые услуги

Юридические услуги

Регистрация предприятий

 

Бланки отчетов

Бланки договоров

Консультации

Справочники

Умные приказы

Программное обеспечение

 

Правовая информация о сайте

Полезные ссылки

 

О группе компаний

Ассоциация

Бухгалтерская служба

Аудиторская служба

Адвокатское бюро

 

Контакты


Информация для души

Украина

Юмор

 

Вход для клиентов

Логин:
Пароль:

Скоро «единых» будет два?

Посмотреть все новости

21-06-2010 14:51:57

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 

Скоро «единых» будет два?

   

В начале апреля на сайте Минтруда был обнародован законопроект «О сборе и учете единого социального взноса», предполагающий замену пенсионных взносов и взносов в фонды социального страхования (далее – страховые взносы) одним платежом – единым социальным взносом (далее – ЕСВ). При этом функции по администрированию данного платежа предлагается возложить на органы Пенсионного фонда. 

 15 июня в Верховной Раде был зарегистрирован проект Закона Украины «О сборе и учете единого социального взноса» (далее – Законопроект). А уже 18 июня проект был принят за основу. Если дело так пойдет и дальше, то уже с 1 января 2011 года страна, вместо взносов в Пенсионный фонд и в фонды социального страхования, перейдет на уплату единого социального взноса (далее – ЕСВ).

 

Прежде всего отметим, что идея введения ЕСВ не нова. Рассматриваемый законопроект далеко не первый документ, посвященный данному вопросу и ставший достоянием общественности (см. например, законопроекты от 17.06.2008 г. рег. № 2647, от 07.06.2006 г. рег. № 1045, от 26.06.2003 г. рег. № 2122-д). Однако не один из перечисленных проектов так до сих пор и не обрел статус закона.

Поэтому «Б&З» скорее всего не стал бы уделять внимание данному законопроекту, если бы не сделанное Сергеем Тигипко (вице-премьер-министром по экономическим вопросам) заявление.

По его словам, на заседании Кабмина, состоявшемся 21 апреля, был одобрен законопроект, предусматривающий консолидацию в одном контролирующем органе – Пенсионном фонде Украине – функций по осуществлению контроля за полнотой и уплатой всех страховых взносов.

Далее С. Тигипко заявил примерно следующее: «Как известно, в настоящее время у нас четыре фонда и предприятия должны отдельно платить им взносы, и каждый из фондов имеет право проводить проверки. Сейчас отработан и согласован с руководством этих фондов механизм, предусматривающий, что осуществлять проверки будут только органы ПФУ».

По словам чиновника, принятие законопроекта позволит сократить количество отчетов, представляемых субъектами хозяйствования различным фондам, и позволит снизить количество проводимых проверок.
 

Суть ЕСВ и порядка его взимания 

Единый социальный взнос– это консолидированный страховой взнос, осуществляемый в систему общеобязательного государственного социального страхования в обязательном порядке и на регулярной основе с целью обеспечения прав застрахованных лиц и членов их семей в случаях, предусмотренных законодательством, на получение страховых выплат (услуг) по действующим видам общеобязательного государственного социального страхования.

Как видим, ЕСВ действительно предполагает объединение в себе страховых взносов в один обязательный платеж. При этом цель его взимания аналогична цели взимания страховых взносов – обеспечение законных прав застрахованных лиц и членов их семей (т. е. выплата соответствующих выплат и предоставление различного рода социальных услуг).

Кроме того, законопроектом определено, что ЕСВ не включается в состав налогов и других обязательных платежей, включаемых в систему налогообложения. На этот взнос налоговое законодательство не распространяется.

При этом Пенсионный фонд определен как орган, который берет на учет плательщиков единого социального взноса, обеспечивает сбор и учет страховых средств, контролирует полноту и своевременность их уплаты, ведет Государственный реестр социального страхования.

Несмотря на то что Пенсионный фонд будет являться, по сути, центральным (единым) органом, обеспечивающим администрирование ЕСВ, а также учет страхователей и застрахованных лиц, фонды социального страхования (далее – фонды) не прекратят свое существование.

На них будут возложены обязанности по назначению (предоставлению) и учету страхователям (застрахованным лицам) соответствующих видов страховых выплат и социальных услуг.

В связи с этим вносятся соответствующие изменения в профильные законодательные акты:

• Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением»;

• Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы»;

• Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности».

Страхователи должны перечислять ЕСВ Пенсионному фонду и уже после этого будет производиться соответствующее распределение между фондами (аналогично ныне действующему порядку распределения единого налога).

 Именно эти, ключевые в контексте рассматриваемого вопроса, определения приводятся в самом начале Законопроекта. Из их текста и других соответствующих положений этого документа можно сделать, как минимум, три вывода.

 Во-первых, ЕСВ действительно объединяет в себе начисление и уплату пенсионных и соцстраховских взносов. Иными словами, если сейчас субъекты хозяйствования начисляют и уплачивают взносы в четыре разных фонда (при этом правила такого начисления и уплаты имеют свои особенности в отношении каждого из них), то с введением данного единого платежа будут уплачивать в один – Пенсионный фонд (по единообразным правилам).

 Во-вторых, застрахованные лица, как и в настоящее время, будут иметь право на получение соответствующих страховых выплат (услуг) при наступлении страхового случая.

 В-третьих, Пенсионный фонд будет наделен функциями по контролю за правильностью, своевременностью и полнотой начисления и уплаты ЕСВ. Вместе с тем, фонды социального страхования не прекратят свое существование. На них будут возложены обязанности по назначению (учету) застрахованным лицам соответствующих видов выплат и услуг. В связи с этим вносятся изменения в профильные законодательные акты.

Само собой разумеется, что законопроектом предполагается введение единой базы (объекта) для начисления ЕСВ.

Так, для большинства страхователей ЕСВ начисляется на сумму заработной платы по видам выплат, которые включают основную и дополнительную заработную плату, другие поощрительные и компенсационные выплаты, в т. ч. в натуральной форме, определяемые в соответствии с Законом Украины «Об оплате труда» (в т. ч. на сумму заработной платы за первые пять дней временной нетрудоспособности), и сумму вознаграждения физическим лицам за выполнение работ (оказание услуг) по договорам гражданско-правового характера.

При этом в законопроекте присутствует норма, дающая право Кабмину, утверждать перечень выплат, на которые не начисляется ЕСВ.

Начисление ЕСВ будет осуществляться в пределах максимальной величины, которая установлена на уровне 15-ти прожиточных минимумов, установленных законом для трудоспособных лиц.

Плательщиками ЕСВ являются страхователи (работодатели) и застрахованные лица (работники).

Для страхователей ставка ЕСВ(начисления) будет устанавливаться в зависимости от класса профессионального риска (всего – 67 классов):

Класс 

Ставка 

Класс 

Ставка 

Класс 

Ставка 

36,76 

<...> 

<...> 

<...> 

<...> 

36,77 

30 

37,60 

62 

39,90 

36,78 

31 

37,61 

63 

40,19 

36,79 

32 

37,65 

64 

40,40 

36,80 

33 

37,66 

65 

42,61 

36,82 

34 

37,77 

66 

42,72 

36,83 

35 

37,78 

67 

49,70 


Как видим, минимальная ставка ЕСВ для страхователей составит 36,76 %, а максимальная – 49,70 %.

Напомним, что в настоящее время минимальная совокупная ставка взносов для большинства страхователей составляет 36,76 % (33,2 + 1,4 + 1,6 + 0,56), а максимальная – 49,7 % (33,2 + 1,4 + 1,6 + 13,50). Иными словами, размер действующей в настоящее время совокупной ставки взносов в Пенсионный фонд и фонды социального страхования не отличается от вводимого с 2011 года.

Для застрахованных лиц ставка ЕСВ(удержания) устанавливается на уровне 3,6 %.

Напомним, что в настоящее время совокупная ставка взносов составляет 3,1 % (3,6 %) (2 + 0,5 (1,0) + 0,6).

Как видим, расхождения между ставками ЕСВ и совокупной ставкой взносов есть. Иными словами, в отношении застрахованных лиц можно говорить об увеличении ставки.
 
Весьма неприятная новость для плательщиков единого налога. Если Законопроект будет принят ВРУ и подписан Президентом Украины в теперешней редакции, то единщики будут обязаны уплачивать ЕСВ наравне с другими субъектами хозяйствования, т. е. в общеустановленном порядке.
 
ЕСВ, начисленный за соответствующий базовый отчетный период (для большинства плательщиков – месяц), уплачивается не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным. Иными словами, 20 число каждого месяца является последней датой для уплаты ЕСВ.
 

Отчетность по ЕСВ

Законопроектом предусмотрено предоставление страхователями в органы Пенсионного фонда ежемесячной отчетности.

Такая отчетность должна будет предоставляться в порядке и по форме, установленной Пенсионным фондом по согласованию с фондами. В ней должна содержаться информация о численности работников, размере их зарплаты (дохода), количестве отработанных календарных дней (часов) в соответствующем месяце, другие данные, необходимые для оказания услуг, назначения и исчисления страховых выплат по отдельным видам социального страхования.

Иными словами, форму отчетности, порядок ее составления и представления должен будет разработать Пенсионный фонд.
 

 

Об ответственности за неуплату ЕСВ  

В случае неуплаты (несвоевременной уплаты) ЕСВ, непредставления отчетности и за другие нарушения к ответственности привлекаются страхователи и их должностные лица.

Законопроектом, в частности, предусмотрена финансовая (штрафные санкции и пеня) ответственность для страхователей и административная – для их должностных лиц и предпринимателей.

Сроки давности по начислению, применению и взысканию сумм недоимки по ЕСВ, штрафных санкций и начисленной пени не применяется.

За умышленное уклонение от уплаты ЕСВ для виновных лиц предусмотрена и уголовная ответственность.

Так, умышленное уклонение от уплаты ЕСВ, совершенное должностным лицом предприятия или частным предпринимателем (если такое деяние привело к фактическому непоступлению в фонды средств в значительных размерах), карается штрафом от 300 до 500 необлагаемых минимумов доходов граждан (далее – НМДГ) или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.

То же деяние, совершенное по предварительному сговору группой лиц или если оно привело к фактическому непоступлению в фонды средств в крупных размерах карается штрафом от 500 до 2000 НМДГ или исправительными работами на срок до 2-х лет, или ограничением свободы на срок до 5-и лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет.
 
Напомним, что в настоящее время финансовая и административная ответственность предусмотрена за нарушения законодательства в сфере взимания пенсионных взносов и взносов в фонды социального страхования. А вот уголовная ответственность существует только в отношении неуплаты пенсионных взносов. Таким образом, в данном случае можно говорить об ужесточении ответственности за соответствующие нарушения.

Органом дознания в данном случае будет являться налоговая милиция.

 

Дата ввода ЕСВ

Если законопроект обретет статус закона (если его примет Верховная Рада Украины и подпишет Президент Украины), то он вступит в силу 1 января 2011.

С этой даты все страхователи автоматически станут плательщиками ЕСВ. Дополнительная регистрация (перерегистрация) страхователей и застрахованных лиц не будет осуществляться.

Другие нормативно-правовые акты будут применяться в части, не противоречащей рассматриваемому документу.  

 

авторы: Андрей Крымов, бухгалтер-эксперт 
 
Андрей Нефедов, редактор еженедельника "Бухгалтер&Закон"

 

 
 

© Группа компаний VS
Создание сайта: КЛЯКСА incorporated;)