| Процесс воспитания налогоплательщиков22-06-2011 15:05:13 Процесс воспитания налогоплательщиковСергей БОЧКАРЕВ | Зеркало недели. Украина №22, 17-24 июня 2011
В советские времена профессия бухгалтера не слишком ценилась, а профессий финансиста и маркетолога не было вообще. Уважением пользовались инженеры и руководители производства. Надо признать, в этом был определенный смысл, ибо вся финансовая структура, какой бы она ни была, создает лишь стимулы к труду, но не конечный продукт. Пришли другие времена. Платить за отвезенную в банк платежку стали существенно больше, чем за произведенную деталь, и в область финансов по такому поводу попало немало умов. К концу 90-х бухгалтерам в большинстве своем платили достаточно много вовсе не за профессиональные навыки, а за умение минимизировать налоги и работать с государством так, "чтобы не трогали". К этому моменту финансовая часть любого предприятия разделилась на "темную" и "светлую" стороны, которые перестали зависеть друг от друга. Для малых предприятий это выглядело обычно и буднично как "наличная касса". Для крупных предприятий, любящих авторитетно заявить, что они могут работать только "по-белому", — как окружение центрального производственного звена своими структурами: поставщиками, оптовыми покупателями-посредниками. Появилось модное словосочетание "мы работаем через торговый дом", и никак иначе. Читай: только он уводит от налогов всю нашу прибыль. Все приспособились к минимальной налоговой нагрузке: вы делаете вид, что налоги собираете и делаете что-то для государства, а мы делаем вид, что платим. Ситуация начала меняться в период экономического роста. С 2003 года в формуле "надо не меньше тратить, а больше зарабатывать" наблюдался явный крен в сторону "больше зарабатывать". Дошло до того, что человек, который предлагал что-либо сэкономить, рассматривался как "ретроград", "не имеющий масштабного мышления" и даже "предпринимательской чуйки". Ценить стали тех, кто любыми путями и под любые залоги "приведет деньги" для покрытия сегодняшних нужд. А дальше — заработаем. Оставшиеся разумные люди начали прятаться в область официальной "белой" бухгалтерии, где соблюдались хоть какие-то "правила игры". Но не тут-то было. Грамотные головы и здесь стали не нужны. Это в 90-е модно было "судиться с налоговой", искать "налоговые лазейки" и "держаться в рамках". Через десять лет все стало просто и откровенно: "конверт" и "единый налог". Потом закончились деньги. Когда начали собирать кредитные долги, продвинутое руководство добило бухгалтеров своей позицией, что "государство вообще подождет". Даже свою "минимальную налоговую нагрузку". Ибо у меня долги, у провластной "крыши" — свои долги… Оставалось лишь ходить по контролирующим структурам и писать объяснительные в стиле: "так получилось, товарищ капитан…", "конечно заплатим, уважаемый начальник…". Предприятия перестали даже легально закрывать — слишком дорого и сложно. Сегодня дело уже в психологии. Ни один финансист на сегодня не объяснит своему "учредителю", что "так надо", пока он сам или кто-нибудь рядом не получит санкции "по полной программе". Психология — стойкая штука. Не так давно одно из родственных предприятий прошло комплексную налоговую проверку. Попало под нее "заслуженно". "Сошлось" на сумме штрафных санкций с инспектором. На несколько порядков ниже имеющихся за этот период нарушений. Пришлось пройти все причитающиеся формальности (беседы с руководителями налоговых органов и налоговой милиции с протоколами и объяснительными). Но даже после этого у "группы учредителей" осталось впечатление, что "нужно было найти кому дать, чтобы вообще ничего не было". То есть воспитательный процесс налогоплательщиков явно не закончен. Остается только гадать: то ли внизу, то ли на самом высоком государственном уровне. Поэтому не знаешь, радоваться или горевать по поводу нынешнего террора в области налога на добавленную стоимость. То ли радоваться тому, что восстанавливаются хоть какие-то правила игры, за которые будут уважать финансовый менеджмент, то ли горевать по поводу "электронной бюрократии", которой все это сопровождается.
|