| Обзор интернет-изданий за неделю (10.10.2011-16.10.2011)16-10-2011 19:14:05
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ♦ Приказом от 08.06.2011 г. № 346 ГНАУ утвердила Перечень сведений, составляющих служебную информацию в органах государственной налоговой службы Украины. Иными словами, на получение указанной информации по Закону от 13.01.2011 г. № 2939-VI «О доступе к публичной информации» плательщики налогов могут не рассчитывать. ♦ Вышел в свет очередной (под номером 59) Справочник льгот, предоставленных действующим законодательством по уплате налогов и сборов по состоянию на 01.10.2011 г., утвержденный 29.09.2011 г. и присланный письмом ГНАУ от 30.09.2011 г. РАБОТА. ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ♦ Напоминаем, что с 01.10.2011 г. изменились (увеличились) размеры минимальной заработной платы (в месячном размере — до 985,00 грн, в почасовом размере — до 5,92 грн) и прожиточного минимума (для трудоспособных лиц — до 985,00 грн). Т. е. изменяется также минимальный страховой взнос (для ФОПов он составит 341,80 грн) и максимальный размер базы ЕСВ. НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ ♦ В письме от 25.07.2011 г. № 13410/6/15-0315 ГНАУ напомнила ранее уже изложенный Минфином(1) тезис, что для регулирования отношений при определении объекта обложения налогом на прибыль применяется понятие «актив», определенное ПСБУ 2 «Баланс».(2) ♦ О письме юридического управления департамента правовой работы ГНС Украины от 12.09.2011 г. № 10-2018/3582, в котором юристы-фискалы размышляют о судьбе убытков прошлых лет в декларации по налогу на прибыль за II квартал 2011 года, мы уже писали (см. статью «День рождения ослика Иа, или Снова об убытках прошлых лет в налоговом учете 2011 года» в «El-бухгалтере» № 39/2011). ♦ В письме от 08.06.2011 г. № 10698/6/15-0315 ГНАУ указывает: согласно абз. 1 и абз. 4 п. 6 подраздела 4 раздела XX «Переходные положения» НКУ «не включается в переоцененную стоимость основных средств сумма дооценки основных средств, проведенная после 01.01.2010 г.; в случае проведения дооценки до 01.01.2010 г. она включается в переоцененную стоимость». А значит, может амортизироваться. НДС ♦ На основании п.п. «ж» п. 186.3 НКУ налоговики вполне обоснованно пришли к выводу, что транспортно-экспедиторские услуги, которые предоставляются заказчику-резиденту, подлежат обложению НДС на общих основаниях по основной ставке (независимо от того, резидентом или нерезидентом предоставлены услуги). Если услуги предоставляются заказчику-нерезиденту, то операции по поставке таких услуг не подпадают под объект обложения налогом на добавленную стоимость (письмо ГНАУ от 17.08.2011 г. № 22184/7/16-1517-15). Удивила только изложенная в последнем абзаце данного письма мысль, что налоговой консультацией в понимании ст. 52 НКУ является только ответ органа ГНС, в котором плательщик налогов состоит на учете. Но ГНАУ как-то проигнорировала тот факт, что согласно указанной норме ее ответ также является налоговой консультацией. Возможно, мы с ГНАУ читали разные редакции п. 52.4 НКУ. ♦ ГНАУ в письме от 17.08.2011 г. № 9409/5/16-1516 напомнила, что с 01.07.2011 г. операции по предоставлению резиденту услуг, определенных п.п. «в» п. 186.3 НКУ(3), в том числе и предоставление таких услуг нерезидентом, являются объектом обложения НДС. Стоит также обратить внимание на то, что по операциям с нерезидентами сумма уплаченного НДС может быть отнесена к налоговому кредиту следующего после отражения соответствующего налогового обязательства отчетного налогового периода (строка 12.4 декларации по налогу на прибыль) при условии выполнения требований, определенных статьей 198 Кодекса. ♦ В письме от 29.08.2011 г. № 23179/7/15-3417-08 ГНАУ рассмотрела порядок обложения НДС операций по поставке зерновых культур товарных позиций 1001–1008 (кроме товарной позиции 1006 и подсубпозиции 1008 10 00 00) и технических культур товарных позиций 1205 и 1206(4). Собственно, налоговики подтвердили, что со вступлением в силу Закона № 3609 (с 06.08.2011 г.) для сельскохозяйственных предприятий — производителей ничего не изменилось: они по-прежнему осуществляют первую поставку указанных культур с НДС. Определение сельскохозяйственного предприятия, которое содержится в п. 209.6 НКУ и которое следует учитывать при применении п. 15 подраздела 2 раздела XX НКУ, также изменений не претерпело. Однако мы бы обратили внимание на беду, в которую попали предприятия, которые непосредственно приобрели такие зерновые и технические культуры у сельскохозяйственных предприятий — производителей. До 06.08.2011 г. они приобретали указанные зерновые и технические культуры у производителей с НДС и должны были продавать уже без НДС, пользуясь льготой переходных положений НКУ. Так вот налоговики в Единой базе налоговых знаний пришли к такому выводу: «Учитывая то, что у предприятий, которые до 06.08.2011 г. приобретали у сельскохозяйственных предприятий — производителей зерновые культуры товарных позиций 1001–1008 согласно УКТ ВЭД и технические культуры товарных позиций 1205 и 1206 согласно УКТ ВЭД, право на получение налогового кредита отсутствовало (поскольку такое приобретение осуществлялось для операций, освобожденных от обложения НДС), то независимо от того, что после 06.08.2011 г. поставки таких зерновых и технических культур осуществляется с соответствующим начислением НДС, предприятия не имеют права отнести в состав налогового кредита уплаченную в 06.08.2011 г. сумму НДС по приобретенным такими зерновым и техническим культурам». Такой довольно сомнительный (и печальный для плательщиков НДС) вывод был сделан на основании п. 198.4 НКУ. Наиболее простой, по нашему мнению, выход: расторгнуть договора, по которым поставка состоялась до 06.08.2011 г., документально оформить возврат товара и заключить аналогичные, но новые договора — уже после указанной даты (конечно, с дублированием первичных документов). Если, конечно, продавцы — производители сельскохозяйственной продукции пойдут закупщикам навстречу в этом вопросе. ♦ ГНАУ рассмотрела вопрос обложения НДС операций по поставке жилищно-коммунальных услуг в письме от 16.06.2011 г. № 7166/5/16-1516. По мнению налоговиков, «установленный Кодексом порядок налогообложения жилищно-коммунальных услуг (и в том числе тепловой энергии) не меняет, а лишь уточняет порядок налогообложения указанных операций, действующий до введения в действие Кодекса».(5) Поэтому ГНАУ даже предлагает использовать на практике письма ГНА Украины, подготовленные до 01.01.2011 года, которые разъясняют подобные вопросы. ♦ В письме от 09.09.2011 г. № 14/7/15-3417-04 ГНАУ рассмотрела нюансы исправления ошибок, допущенных при заполнении Расшифровки налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов (приложение 5 к налоговой декларации по НДС), которые не повлияли на правильность определения показателей налоговой декларации по НДС и, соответственно, итоговых строк Расшифровки налоговых обязательств и налогового кредита в разрезе контрагентов. ♦ В директивном письме от 30.09.2011 г. № 1918/7/15-3317 ГНАУ изложила методические рекомендации относительно проведения процедуры аннулирования регистрации лица как плательщика НДС. Основное внимание уделено п.п. «ж» п. 184.1 НКУ: наличие в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц — предпринимателей записи об отсутствии юридического лица или физического лица по его местонахождению (месту жительства) или записи об отсутствии подтверждения сведений о юридическом лице. Наиболее ценным в этом письме является признание того факта, что законодательство не содержит механизма внесения в ЕГР записи об отсутствии физического лица — предпринимателя по месту жительства.(6) ♦ В письме от 23.09.2011 г. № 1332/7/22-1417/462 ГНАУ изложила Методические рекомендации относительно документальной проверки плательщиков, включивших в состав налогового кредита налоговые накладные, которые подлежат регистрации в Едином реестре налоговых накладных, но не зарегистрированы, и порядка оформления их результатов. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ НАЛОГ ♦ Свои очередные фантазии по поводу экологического налога ГНАУ изложила в письмах от 15.06.2011 г. № 585/3/31-0011 и от 07.09.2011 г. № 24090/7/15-2117. В частности, ГНАУ продолжает настаивать на том, что с 1 января 2011 года предприятие, несмотря на заключенный договор с другим предприятием (в т. ч. коммунальным) на услуги по вывозу и размещению на специально отведенных местах (свалках, полигонах и т. п.) отходов (в т. ч. бытовых), должно начислять и уплачивать экологический налог за временное размещение отходов. Мало того, по мнению налоговиков, за один и тот же объем отходов (в частности бытовых) налог должен уплачиваться трижды: • предприятием, выработавшим эти отходы; • жилищно-коммунальным предприятием (ОСМД, ЖСК, ЖЭК), которое временно их хранит; • предприятием, занимающимся утилизацией и захоронением отходов. По крайней мере такой вывод следует из указанных писем ГНАУ. Хотя уже известны письма Минрегионстроя от 04.08.2011 г. № 7/12-8463 и Минэкоресурсов от 04.08.2011 г. № 14364/07/10-11, которыми аргументируется противоположная точка зрения (подробнее — см. «О мусорных контейнерах и экологическом налоге» в этом номере). ЮРИДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ♦ Письмами от 21.09.2011 г. № 28-211/3760-11058 и от 28.09.2011 г. № 28-211/3864-11318 НБУ разъяснил тонкости нового порядка обмена валюты физическими лицами. В частности, определен перечень документов, которые должны требовать банки и «обменки»: • для физического лица — резидента — паспорт гражданина Украины или паспорт гражданина Украины для выезда за границу без отметки, подтверждающей постоянное проживание за границей; удостоверение лица без гражданства для выезда за границу, выданное в Украине; удостоверение беженца, выданное в Украине; национальный паспорт гражданина другого государства с отметкой о наличии разрешения на постоянное жительство вместе с видом на постоянное жительство; • для физического лица — нерезидента — национальный паспорт гражданина другого государства, паспорт гражданина Украины для выезда за границу с отметкой в паспорте о постоянном проживании за границей. Составитель — Виталий Рябов 1. См. письмо Минфина от 04.07.2011 г. № 31-08410-07-10/16785. 2. О деталях — см. www.gaap.in.ua/archives/1124. 3. Консультаційні, інжинірингові, інженерні, юридичні (у тому числі адвокатські), бухгалтерські, аудиторські, актуарні та інші подібні послуги консультаційного характеру, а також послуги з розроблення, постачання та тестування програмного забезпечення, з оброблення даних і надання консультацій з питань інформатизації, надання інформації та інших послуг у сфері інформатизації, у тому числі з використанням комп’ютерних систем. 4. Див. п. 15 підрозділу 2 розділу XX ПКУ. 5. О некоторых проблемах начисления НДС по ЖКХ-услугам — см. в «El-бухгалтере» № 15/2011 (статья «Кассовое» декларирование»). 6. Наши рекомендации относительно борьбы за свидетельство НДС в случае аннулирования регистрации именно на этом основании — в статье «У вас еще есть свидетельство плательщика НДС? Тогда мы идем к вам!» в «El-бухгалтере» № 33/2011. |