НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ
♦ При составлении письма от 20.09.2011 г. № 1067/6/10-1015/3695 ГНСУ вспомнила свой несколько подзабытый методологический прием: отвечая на вопрос, ограничиваться цитированием норм налогового законодательства. Без всяких выводов. Но для ответов на вопросы, рассмотренные в указанном письме, этого и вправду, пожалуй, достаточно:
• п. 48.5 НКУ предусматривает возможность
подписания налоговой отчетности субъекта предпринимательской деятельности его
представителем (для юридических лиц — уполномоченным лицом);
•
представление же
налоговой отчетности посыльным или курьерской службой НКУ (п. 49.3) не разрешает.
(1)
РАБОТА. ПЕНСИОННОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
♦ ПФУ в письме от 16.09.2011 г. № 19693/03-30 напомнил, что
заработная плата в натуральной форме также является объектом для начисления единого социального взноса.
♦
В письме от 23.09.2011 г. № ДЦ-04-6691/0/6-11 исполнительная дирекция Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы рассмотрела письмо об
административной ответственности за несвоевременную подачу или неподачу службе занятости административной
отчетности. Вполне обоснованно, на наш взгляд, было отмечено следующее:
• за несвоевременное представление или непредставление формы
№ 5-ПН «Отчет о принятых работниках» — штраф в размере от 8 до 15 нмдг
(2) (ст. 165-3 КоАП);
• в случае непредставления или представления с нарушением сроков формы №
4-ПН (план) «Отчет о запланированном высвобождении работников» и формы отчетности №
4-ПН (факт) — штраф в размере годовой заработной платы за каждого высвобожденного работника;
• за непредставление формы №
3-ПН «Отчет о наличии вакансий» административная или финансовая
ответственность законодательством
не предусмотрены.
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
♦ Тем плательщикам налога на прибыль, которые не желают смириться с посягательствами налоговиков на
убытки «прошлых лет»,
(3) нелишне будет ознакомиться с письмом Союза налоговых консультантов Украины на имя премьер-министра Украины. В нем можно не только найти просьбу «немедленно прекратить практику выдачи писем, которые противоречат требованиям НКУ», но и некоторые аргументы в пользу плательщиков налога в «борьбе за убытки».
♦ Кстати, налоговики продолжают настаивать на своем: в письме ГНСУ от 21.10.2011 г. № 4000/6/15-1216 они пришли к выводу, что
в условиях действия Кодекса (Налогового)
при расчете объекта налогообложения за второй квартал 2011 года в состав расходов включается отрицательное значение объекта налогообложения, полученное субъектом хозяйствования
по результатам I квартала 2011 года. Другими словами, все убытки, понесенные
до I квартала этого года, во II квартале не учитываются.
НДС
♦ Довольно интересное письмо выдала на гора ГНАУ в один из последних дней своего существования (до трансформации в ГНСУ): в письме от 07.09.2011 г. № 24064/7/15-3417-26 налоговики пришли к выводу, что СПД,
который не является перевозчиком и осуществляет прием заказов на продажу железнодорожных и авиационных билетов и прием денежных средств за билеты, должен определять свои налоговые обязательства по НДС и налоговый кредит
без учета стоимости проездного документа, полученного им от лица, осуществившего заказ проездного документа. При этом
в налоговой накладной, которая должна быть выписана таким СПД, осуществляющим прием заказов на продажу железнодорожных или авиационных билетов,
не должны учитываться средства,
полученные в оплату стоимости проездного документа. Такая
налоговая накладная выписывается
только на стоимость услуг, предоставленных в связи с таким заказом (
посреднических услуг), поскольку эти услуги являются объектом обложения НДС на общих основаниях в соответствии с п.п. «б» п. 185.1 ст. 185 Кодекса.
Из текста письма достаточно четко видно тот факт, что вопрос касается
посреднических услуг, предоставляемых указанным в письме СПД. Насколько мы помним, порядок налогообложения операций по подобным договорам установлен п. 189.4 НКУ. Поэтому интересно: а почему в данном случае ГНАУ об этой норме ничего не вспомнила? Может, придуман некий новый посреднический договор, на который требования
п. 189.4 НКУ почему-то не распространяются?
♦ ГНСУ в который раз рассмотрела вопрос регистрации лица как плательщика НДС (см. письмо от 01.11.2011 г. № 4800/7/15-3317). На основании анализа п. 189.3–189.4 ПКУ налоговая пришла к выводу, что лицо, подлежащее
обязательной регистрации как плательщик НДС, в случае
непредставления или несвоевременного представления заявления о регистрации обязано начислять и уплачивать НДС со дня, следующего за предельным днем, установленным для подачи заявления. Т. е.
с 11 числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором впервые достигнут объем налогооблагаемых операций по поставке товаров/услуг более 300 тыс. гривень.
В целом такой вывод особых возражений не вызывает. Однако на практике ответом на большую часть заявлений о регистрации является письмо, в котором плательщику налогов даже
не отказывают в регистрации, а в связи с недостатками
(4) в регистрационном заявлении
предлагают подать новое. Решение же о регистрации
откладывают. Очень интересно, можно ли в данном случае говорить о непредставлении или несвоевременном непредставлении плательщиком налогов регистрационного заявления? Напоследок лишь напомним, что эти правила действуют с 06.08.2011 г. (дата вступления в силу Закона № 3609).
♦ 07.11.2011 г. вступил в силу новый
Порядок определения соответствия плательщика налога критериям, дающим право на получение автоматического бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, утвержденный приказом Минфина от 21.09.2011 г. № 1178.
(5)
НДФЛ
♦ Постановлением от 26.10.2011 г. № 1103 КМУ утвердил
Временный порядок определения оценочной стоимости недвижимости и объектов незавершенного строительства. Использоваться он должен
для исчисления дохода от продажи (обмена) объекта недвижимости и иного дохода плательщика налога в виде полученной им денежной компенсации от отчуждения объекта недвижимости, кроме случаев его наследования и дарения.
♦ В письме от 11.10.2011 г. № 763/В/17-1114 ГНСУ напомнила, что некоторые правила
освобождения от уплаты НДФЛ при продаже
недвижимого имущества распространяются на доходы от обмена такого имущества. В частности, это касается условий одновременного соблюдения требований, установленных п. 172.1 НКУ: продажа (обмен)
один раз в течение отчетного налогового года и
нахождение такого имущества в
собственности плательщика налога
более 3-х лет
♦ В остальных случаях доход от продажи или обмена недвижимости облагается налогом согласно п. 172.2 НКУ по ставке 5%.
(6)
АКЦИЗНЫЙ НАЛОГ
♦ Письмом от 17.10.2011 г. № 3781/6/15-5216 ГНСУ развеяла сомнения относительно
применения временно уменьшенных ставок акцизного налога
на нефтепродукты при исчислении налогового обязательства 31 августа 2011 и в период с 01.08.2011 г. до 06.08. 2011 г.
(7)Ответ налоговиков с точки зрения правил вступления в силу нормативно-правовыми актами можно назвать безупречным: в период
с 1 августа до 6 августа 2011 года и 31 августа этого же года суммы акцизного налога подлежат уплате исходя из объектов налогообложения, базы налогообложения и ставок налога, установленных статьей 215 Кодекса. Другими словами,
уменьшены ставки, предусмотренные п. 3 подраздела 5 раздела ХХ НКУ, в указанные периоды не подлежат применению.
Обращает на себя внимание тот факт, что, использовав формулировку срока действия этой «льготы» —
«до 31 августа 2011 года», налоговики пришли в целом к обоснованному с филологической точки зрения выводу, что 31.08.2011 г. ставки акцизного налога определяются по ст. 215 НКУ. Поскольку предыдущая редакция п. 3 подраздела 5 раздела ХХ НКУ содержала аналогичную конструкцию —
«до 31 июля 2011 года». Не исключено, что налоговая будет требовать уплаты акцизного налога по повышенным ставкам по операциям, осуществленным 31.07.2011 г.
♦ 01.01.2012 г. вступит в силу постановление КМУ от 20.10.2011 г. № 1068, которым был утвержден
Порядок выпуска, обращения и погашения налоговых векселей, авалированных банком, выдаваемых до получения или ввоза на таможенную территорию Украины нефтепродуктов с целью использования в качестве сырья для производства в химической промышленности. Это произойдет одновременно с «появлением» в Налоговом кодексе Украины п. 229.4–229.5, которые должны регламентировать обложение акцизом нефтепродуктов, используемых в качестве сырья для химической промышленности.
ВЭД
♦ В письме от 19.08.2011 г. № 22345/7/22-3317 ГНСУ напомнила о полномочиях своих органов по предоставлению субъектам ВЭД, осуществляющим
операции с давальческим сырьем, разрешения на
отсрочку оплаты векселей или погашения письменных обязательств, которыми была обеспечена уплата ввозной пошлины и других импортных пошлин и платежей.
Как можно догадаться по финальному заключению налоговиков, их спрашивали о
возможности отсрочки оплаты (погашения) векселя
за пределами одного бюджетного года, но в пределах предусмотренного предельного срока такой отсрочки.
(8) ГНСУ со ссылкой на абз. 3 п. 21
Порядка выдачи, учета, отсрочки и оплаты (погашения) векселя (письменного обязательства), выдаваемого субъектом предпринимательской деятельности при осуществлении операции с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях, напомнила, что отсрочка оплаты (погашения) векселя предоставляется
в пределах одного бюджетного года.
(9) Поэтому в случае обращения векселедателя за получением разрешения на продление периода погашения векселя
на срок, который истекает в следующем бюджетном году, разрешение на такую отсрочку предоставляется на срок
только в пределах текущего бюджетного года, с
последующим (при необходимости)
предоставлением разрешения в следующем бюджетном году.
♦
22.10.2011 г. вступил в силу Закон Украины от 07.10.2011 г. № 3906-VI «О внесении изменений в Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и о ставках вывозной (экспортной) пошлины на некоторые виды зерновых культур». С указанной даты
отменена вывозная пошлина на пшеницу и кукурузу. Государственная казна будет пополняться «лишь» за счет ячменя.
ЮРИДИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ
♦ Решением ГКЦБФР от 29.09.2011 г. № 1377 были утверждены
Требования к информации о кандидатах в члены органа акционерного общества. Определенная этим документом информация должна содержаться в бюллетене для
кумулятивного голосования.
(10)
♦ Государственная регистрационная служба Украины в письме от 30.09.2011 г. № 617-0-8-11-7.2 обоснованно отметила, что законодательством
не предусмотрена необходимость замены свидетельства о государственной регистрации на выписку или извлечение из Единого государственного реестра, а также
не установлен запрет или срок использования физическим лицом — предпринимателем имеющегося у него свидетельства о государственной регистрации. В то же время не можем не заметить, что из действующего налогового и «пенсионного» законодательства свидетельство «вычеркнуто». Вместо этого имеем извлечения и выписки, без которых не обойтись.
Составитель — Виталий Рябов
1. Если, конечно, посыльный или курьер не являются уполномоченными лицами в понимании п. 49.3 НКУ (примечание редакции).
2. Повторно — от 10 до 20 ннмдг.
3. См. статьи «— И куда, интересно знать, подевался мой воздушный шарик?..» (Судьба убытков прошлых лет) в «El-бухгалтере» № 36/2011 та «День рождения ослика Иа, или Снова об убытках прошлых лет в налоговом учёте 2011 года» в «El-бухгалтере» № 39/2011.
4. Которые в основном являются плодом бурной фантазии работников фискальных органов.
5. Комментарий к приказу смотрите в «El-бухгалтере» № 44/2011
6. О некоторых нюансах налогообложения подобных доходов мы писали в статье «НДФЛ при недвижбартере» («El-бухгалтер» № 19/2011).
7. Напомним, что переходные положения НКУ содержали норму о применении уменьшенных ставок только до 31 июля 2011 года, а Закон № 3609, который их «продлил» до 31.08.2011 г., вступил в силу лишь 06.08.2011 г.
8. 90 календарных дней с момента оформления грузовой таможенной декларации (абз. 5 ч. 2 ст. 2 Закона Украины от 15.09.95 г. № 327 «Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях»)
9. Заметим, что Закон Украины от 15.09.95 г. № 327 «Об операциях с давальческим сырьем во внешнеэкономических отношениях» такого ограничения не содержит.
10. Определение кумулятивного голосования содержится в п. 9 ч. 1 ст. 2 Закона Украины «Об акционерных обществах».