Теперь уже бывший председатель ГНСУ Виталий Захарченко 28 октября подписал приказ №97 “Относительно упреждения безосновательной ликвидации налогоплательщиков “рисковых” категорий путем процедуры банкротства”.
Неудовлетворенность
Приказ появился в связи с тем, что у руководства налоговой службы “вызывает обеспокоенность ситуация, сложившаяся с рассмотрением дел о признании должников банкротами”. По данным налоговиков, в январе — августе текущего года 5,9 тыс. дел, или 54% их общего количества, были возбуждены в соответствии с заявлениями на основании ст.52 Закона “О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом” (см. “Что говорит Закон”), т.е. по сокращенной процедуре.
В ГНСУ сочли, что применение сокращенной процедуры банкротства “лишает органы ГНС возможности привлекать недобросовестных налогоплательщиков к ответственности, а также делает невозможным (это явно главное для налоговиков! — Ред.) признание недействительными соглашений, заключенных с субъектами хозяйствования “рисковых” категорий, поскольку завершающим этапом банкротства является исключение налогоплательщиков из Единого государственного реестра и лишение их таким образом право субъектности”.
Также в главном налоговом ведомстве обнаружили, что в 108 случаях дела о банкротстве возбуждались против предприятий, отнесенных налоговиками к категории “налоговых ям”. При этом в трех случаях инициаторами банкротства были сами налоговые органы.
В результате проведения процедур банкротства в январе — сентябре 2011 г. было списано 2 млрд грн. налогового долга, а в бюджет поступило 147 млн грн.
Помимо банкротства, проходящего в соответствии с процедурой, предусмотренной ст.52 Закона о банкротстве, не нравится налоговикам и ликвидация должников их собственниками (процедура предусмотрена ст.51 Закона. — Ред.). В частности, в обоих случаях крамольными авторы приказа сочли составление и отправку местными ГНИ государственным регистраторам справок по форме №18-ОПП (об отсутствии юрлица по его официальному местонахождению. — Ред.).
Авторы приказа отметили, что “такое состояние дел требует немедленного вмешательства со стороны ГНСУ и совершенствования работы в этом направлении с учетом того, что предприятия, которые ликвидируются согласно сокращенной процедуре банкротства, как правило, являются “инструментами”, которые используют недобросовестные налогоплательщики для безосновательного формирования налогового кредита или уменьшения налоговых обязательств по НДС”.
Затягивание
Статистика свидетельствует, что больше всего дел о банкротстве возбуждается преимущественно не в самых благополучных регионах с точки зрения состояния дел в экономике.
Это косвенно опровергает версию налоговиков об использовании данного механизма недобросовестными налогоплательщиками. А вот наибольшее количество банкротств по “налоговым ямам”, а также наибольшие объемы списания долгов банкротам, наоборот, зафиксированы преимущественно в благополучных регионах. Похоже, налоговики ищут проблемы не там и бороться с ними собираются, соответственно, не теми способами.
По сути, налоговикам, работающим в регионах, предписано затягивать процедуры банкротства (см. “Основные меры…”). Причем исключительно для того, чтобы в рамках признания договоров банкрота с его контрагентами недействительными (ничтожными и т.п.) выставить претензии этим самым контрагентам.
По большому счету, налогоплательщиков, которых с помощью таких инструментов, как “ничтожные” сделки и аннулирование регистрации плательщиков НДС, уже подвели под непредусмотренную законом солидарную ответственность, теперь предлагается еще и обязать отслеживать финансовое состояние контрагентов! И в случае его ухудшения нести за это ответственность! И это при том, что налоговики с помощью Единого реестра налоговых накладных, а также обязательной подачи плательщиками НДС реестров выданных и полученных налоговых накладных получили возможность отслеживать операции едва ли не в режиме реального времени.
Тем не менее в связи со столь оригинальным подходом налоговиков к проблеме банкротства нам остается лишь советовать благополучным налогоплательщикам действительно обращать внимание на финансовое состояние своих контрагентов. А тем, у кого имеются финансовые проблемы, не подставлять своих более удачливых коллег.
Технические нюансы
Интересны технические нюансы “упорядочения” банкротств налоговиками. В соответствии с приказом №97 еженедельно перечни субъектов хозяйствования, относительно которых возбуждены дела о банкротстве согласно ст.6 или ст.52 Закона о банкротстве, будут подаваться в центральный аппарат ГНСУ для (!) их согласования с департаментом правовой работы.
То есть в отношении банкротств вводится “ручной” режим администрирования, аналогичный применяемому при возмещении НДС. Однако есть принципиальное отличие: функции центрального аппарата ГНСУ или его структурных подразделений в части согласования перечня банкротов отсутствуют как в налоговом законодательстве, так и в каких-либо подзаконных актах.
Тем не менее сомневаться в том, что приказ №97 будет действовать и исполняться налоговиками, не приходится. Уже хотя бы потому, что, несмотря на наличие под приказом подписи Виталия Захарченко, по данным БИЗНЕСа, он является детищем нового главы ГНСУ Александра Клименко, который известен как горячий сторонник солидаризации ответственности налогоплательщиков.
Что говорит Закон
Статья 52 определяет особенности банкротства отсутствующего должника. Если плательщик отсутствует по официальному местонахождению, не подает в течение года налоговую отчетность, а также при наличии иных причин, свидетельствующих об отсутствии деятельности должника, статья предоставляет право кредитору подать заявление о возбуждении дела о банкротстве должника независимо от размера требований к нему и срока выполнения обязательств.
При этом хозяйственный суд в течение двух недель после возбуждения дела о банкротстве выносит постановление о признании отсутствующего должника банкротом, открывает ликвидационную процедуру и назначает ликвидатором инициирующего кредитора (по его согласию). Кроме того, статьей предусмотрено изменение процедуры банкротства (например, назначение арбитражного управляющего), вплоть до ее приостановки в случае выявления имущества должника.
На основании положений ст.52 Закона о банкротстве
Основные меры по борьбе с “неправильными” банкротствами
- Согласование с территориальными рабочими группами по определению единых критериев отбора субъектов хозяйствования, которые задействованы (могут быть задействованы) в схемах формирования фиктивного налогового кредита по НДС, перечней субъектов хозяйствования, которые зарегистрированы (были зарегистрированы) плательщиками НДС и относительно которых составлены заключения о целесообразности направления государственному регистратору уведомления по форме №18-ОПП.
- Инициирование налоговыми органами обращения в суд с заявлением о признании банкротами должников, которые зарегистрированы (были зарегистрированы) плательщиками НДС, только после принятия соответствующего решения территориальными рабочими группами и согласования с департаментом правовой работы ГНСУ перечней должников.
- Постоянный мониторинг всех возбужденных дел о признании должников банкротами, в том числе инициированных другими кредиторами, и своевременное проведение проверок их деятельности.
- Обеспечение при выявлении признаков фиктивной деятельности субъекта хозяйствования:
1. принятия решения в порядке УПК;
2. обращения в суд с иском о признании соответствующих соглашений недействительными;
3. подачи ходатайства о приостановлении производства в делах о банкротстве;
4. подачи заявлений о признании кредиторских требований.
- Обеспечение в случаях принятия судами процессуальных решений в указанных делах, в том числе об утверждении ликвидационного баланса, их обжалования и возобновления правосубъектности налогоплательщиков в Едином госреестре.
Юрист — о заложниках
Максим Пустовой (26), адвокат международной юридической компании “Александров и партнеры” (г.Киев; с 2007 г.; 27 чел.):
— Органы ГНС в некотором смысле оказались заложниками ситуации, которую сами и создали. Напомню, что в последнее время определяющей тенденцией деятельности органов ГНС являлось аннулирование свидетельств плательщиков НДС на основании пп.“ж” п.184.1. Налогового кодекса — в связи с наличием записи в Едином госреестре (ЕГР) об отсутствии лица по его (официальному. — Ред.) местонахождению либо об отсутствии подтверждения сведений о таком лице. В данной ситуации органы ГНС активно направляли госрегистраторам уведомления по форме №18-ОПП и, соответственно, аннулировали свидетельства плательщика НДС.
Однако наличие записи в ЕГР об отсутствии лица по его местонахождению является также и основанием для банкротства предприятия по упрощенной процедуре. На практике такая процедура банкротства, как правило, заканчивается ликвидацией должника.
Во-первых, все это делает практически невозможным взыскание налогового долга с предприятия-банкрота, поскольку такой долг взыскивается с банкрота только в порядке удовлетворения требований кредиторов третьей очереди.
Во-вторых, ликвидация юрлица означает невозможность предъявления к нему иска о признании недействительными заключенных им договоров.
Следует отметить, что для контрагентов предприятий, имевших хозяйственные отношения с субъектами хозяйствования, находящимися в процедуре банкротства, приказ ГНСУ №7 будет означать повышенное “внимание” со стороны налоговиков.
В частности, это может проявляться в проведении внеплановых проверок либо встречных сверок, что чревато доначислением налоговых обязательств и наложением штрафов, а также привлечением субъектов хозяйствования в качестве ответчиков по делам о признании договоров с предприятиями-банкротами недействительными.
Александр МАРКОВ | Бизнес №46, 15- 21 ноября 2011