| Что изменилось в НКУ с 01.01.2015г. в части налога на добавленную стоимость Часть 1
Посмотреть все новости 05-01-2015 15:06:37 Что изменилось в НКУ с 01.01.2015г. в части налога на добавленную стоимость Часть 1 Верховной Радой Украины 28 декабря был принят Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» № 71. Закон был опубликован в «Голосе Украины» № 254 31 декабря и вступил в силу с 01.01.2015.
Рассмотрим, какие новшества ожидают предприятия в новом году в части вопросов НДС.
1. С 01.01.2015 года порог для обязательной регистрации плательщиком НДС увеличен до 1 000 000 грн. (ранее было 300 000 грн.) – п. 181.1. НКУ.
2. База налогообложения, порядок определения которой указан в п. 188.1 НКУ, с 01.01.2015 определяется следующим образом:
Вид операции |
База налогообложения (п. 188.1): |
Операции по поставке товаров/услуг |
не может быть ниже цены приобретения таких товаров / услуг |
Операции по поставкесамостоятельно изготовленных товаров/услуг |
не может быть ниже их себестоимости |
Операции по поставкенеоборотных активов |
не может быть ниже балансовой (остаточной) стоимости по данным бухгалтерского учета, сложившейся по состоянию на начало отчетного (налогового) периода, в течение которого осуществляются такие операции (в случае отсутствия учета необоротных активов - исходя из обычной цены) |
3. В части корректировки НК и НО по правилам ст. 192 НКУ.
Пункт 192.1 теперь говорит, что после поставки товаров/услуг могут проводиться корректировки НК и НО только на основании расчетов корректировки к налоговой накладной, составленной согласно порядку для налоговых накладных, и зарегистрированных в ЕРНН.
Кроме того, предусмотрена выписка расчетов корректировки в случаях исправления ошибок, допущенных при составлении налоговой накладной, в том числе не связанных с изменением суммы компенсации стоимости товаров/услуг.
4. В части бюджетного возмещения возможно (как и раньше) возмещение в обычном порядке и автоматическое возмещение.
Для получения обычного возмещения процедуры следующие:
- В течение 30 календарных дней, следующих за предельным сроком получения налоговой декларации, контролирующий орган проводит камеральную проверку заявленных в ней данных.
- При наличии достаточных оснований, свидетельствующих, что расчет суммы бюджетного возмещения был сделан с нарушением норм налогового законодательства, контролирующий орган имеет право провести документальную внеплановую выездную проверку для определения достоверности начисления такого бюджетного возмещения в течение 30 календарных дней, следующих за предельным сроком проведения камеральной проверки.
При этом, начиная с отчетных периодов после 1 июля 2015, года контролирующие органы не будут осуществлять документальные внеплановые выездные проверки достоверности сумм бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость, заявленных плательщиками (п. 37 подраздела 2 раздела ХХ НКУ).
С этой же даты приостанавливается действие:
- пп. 78.1.8, которым предусмотрено проведение внеплановой проверки если плательщиком подана декларация, в которой заявлено к бюджетному возмещению или отрицательное значение в размере более 100 тыс. гривен .
- 82.4 в части установления граничного срока проверки по бюджетному возмещению НДС (60 календарных дней),
- 200.11 в части установления сроков внеплановой невыездной проверки,
- 200.14 в части действий контролирующего органа, если в результате проверки выявлены занижение или завышение суммы БВ.
Для получения автоматического возмещения предприятие должно соответствовать определенным критериям. Данные критерии практически не претерпели изменений за исключением критериев, указанных в пп.200.19.3 и 200.19.4.
Критерии по пп. 200.19.3 |
1) -имеют необоротные активы, остаточная балансовая стоимостькоторых на отчетную дату по данным налогового учета превышает в 3 раза сумму налога, заявленную к возмещению, |
|
- или получили сроком на один год от банковского учреждения (перечень определяется КМУ), финансовую гарантию, действующую со дня подачи соответствующей заявки о возврате суммы бюджетного возмещения |
Критерии 1) и 2) должны соблюдаться одновременно |
2) -удельный объем операций по ставке 0% составляет не менее 40 процентов общего объема поставок за 12 предыдущих последовательных периодов |
|
- или в течение последних 12 календарных месяцев осуществили инвестиции в необоротные активы в размере не менее 3 000 000 грн. Налогоплательщикам, которые получили право на автоматическое бюджетное возмещение исходя из этого критерия (стоимость инвестиций), сумма такого возмещения совокупно не может превышать сумму налога, уплаченную в составе стоимости приобретенных (в том числе в случае их ввоза на таможенную территорию Украины)/построенных необоротных активов независимо от того , были ли они введены в эксплуатацию; |
Критерии по пп. 200.19.4 |
Не имеют налогового долга (ранее речь шла о величине расхождений между НК предприятия и НО его контрагентов) |
5. Электронное администрирование не отменили, а только немного перенесли дату вступления на 01.07.2015 и установили тестовый режим функционирования электронной системы с 01.02.2015 по 30.06.2015 (п. 35 подраздела 2 раздела ХХ).
Самым большим «прорывом» в электронном администрировании является установление возможности возврата переплаты с электронного счета плательщика.
В каких случаях денежные средства зачисляются на электронный счет плательщика (п. 200-1.4) |
1) с собственного текущего счета плательщика в суммах, необходимых для увеличения размера суммы, исчисляемой в соответствии с п. 200-1.3 |
2) с собственного текущего счета плательщика в суммах, недостаточных для уплаты в бюджет согласованных налоговых обязательств по НДС. |
В каких случаях денежные средства списываются с электронного счета плательщика (п. 200-1.5) |
1) в государственный бюджет |
2) на специальный счет плательщика - сельскохозяйственного предприятия, избравшего спецрежим |
3) на текущий счет плательщика налога по его заявлению в размере суммы средств, которая превышает сумму задекларированных к уплате в бюджет налоговых обязательств. |
Механизм возврата суммы переплаты на текущий счет следующий:
1) Налогоплательщик имеет право подать в составе налоговой декларации заявление, согласно которому сумма переплаты подлежит перечислению:
а) или в бюджет в счет уплаты налоговых обязательств по налогу (НДС);
б) или на текущий счет налогоплательщика, реквизиты которого плательщик указывает в заявлении, в сумме остатка средств, превышающего сумму налогового долга по налогу и сумму согласованных налоговых обязательств по налогу.
2) На сумму налога, в соответствии с поданным заявлением подлежащего перечислению в бюджет или на текущий счет плательщика, на момент подачи заявления уменьшается значение суммы налога, определенной пунктом 200-1.3, путем уменьшения на такую сумму показателя SПопРах в системе электронного администрирования.
3) Контролирующий орган направляет в Госказначейство реестр, в котором указываются необходимые реквизиты для зачисления денежных средств на текущий счет плательщика налога.
4) Госказначейство в течение пяти рабочих дней после предельного срока, для самостоятельной уплаты плательщиком сумм налоговых обязательств по НДС, осуществляет такое перечисление в бюджет/на текущий счет плательщика налога.
6. Серьезно изменились положения, касающиеся правил отражения налогового кредита, описанные в ст. 198. Кратко их можно описать так:
Все налоговые накладные должны быть зарегистрированы в ЕРНН – только в этом случае предприятие будет иметь право на НК |
П.198.6 абз 1 |
«Не відносяться до податкового кредиту суми податку, сплаченого (нарахованого) у зв'язку з придбанням товарів/послуг, не підтверджені податковими накладними (або підтверджені податковими накладними, оформленими з порушенням вимог статті 201 цього Кодексу) |
не підтверджені зареєстрованими в Єдиному реєстрі податкових накладних податковими накладними /…/» |
Право на включение в НК налоговой накладной, даже, если она зарегистрирована в следующем месяце, имеем в месяце получения товаров/услуг |
П. 198.2 абз 3 |
«Датою виникнення права платника податку на віднесення сум податку до податкового кредиту вважається дата тієї події, що відбулася раніше: |
дата списання коштів з банківського рахунка платника податку на оплату товарів/послуг; |
дата отримання платником податку товарів/послуг, що підтверджено податковою накладною. /…/» |
Если поставщик зарегистрировал НН позже установленного срока, но в течение 180 дней, то имеем право на НК в периоде регистрации НН в ЕРНН |
П. 198.6 абз.3 |
Суми податку, сплачені (нараховані) у зв’язку з придбанням товарів/послуг, зазначені в податкових накладних, зареєстрованих в Єдиному реєстрі податкових накладних з порушенням терміну реєстрації, відносяться |
до податкового кредиту за звітнийподатковий період, в якому зареєстровано податкову накладну в Єдиному реєстрі податкових накладних, але не пізніше: |
ніж через 180 календарних днів з дати складення податкової накладної; |
Если приобрели товары/услуги, необоротные активы не предназначенные для использования в хоздеятельности |
|
1) Вся сумма по налоговой накладной включается в НК (т.к. выписка НН происходит в электронном виде) |
П. 198.3 абз.2, абз.3 |
«Податковий кредит звітного періоду визначається виходячи з договірної (контрактної) вартості товарів/послуг /…/у зв’язку з: |
придбанням або виготовленням товарів (у тому числі при їх імпорті) та послуг з метою їх подальшого використання в оподатковуваних операціях у межах господарської діяльності платника податку; |
придбанням (будівництвом, спорудженням) основних фондів (основних засобів, у тому числі інших необоротних матеріальних активів та незавершених капітальних інвестицій у необоротні капітальні активи), у тому числі при їх імпорті, з метою подальшого використання в оподатковуваних операціях у межах господарської діяльності платника податку.» |
2)Если приобретенные товары/услуги, необоротные активы изначально не предполагается использовать в хоздеятельности, то для начисления налоговых обязательств: |
П. 198.5 абз.1 |
«Платник податку зобов’язаний нарахувати податкові зобов’язання виходячи з бази оподаткування, визначеної відповідно до пункту 189.1 статті 189 цього Кодексу та скласти не пізніше останнього дня звітного (податкового) періоду і зареєструвати в Єдиному реєстрі податкових накладних в терміни, встановлені цим Кодексом для такої реєстрації, відповідні податкові накладні» за товарами/послугами, необоротними активами, під час придбання або виготовлення яких суми податку були включені до складу податкового кредиту, у разі якщо такі товари/послуги, необоротні активи призначаються для їх використання, починають використовуватися /…/» |
- не позднее последнего дня отчетного периода выписывается НН |
Как видим, из п. 198.6 убрали норму о возможности учитывать в составе НК налоговые накладные с датой выписки не позже 365 до даты включения ее в декларацию. Зато появилась новая норма, разрешающая включать в состав налогового кредита суммы по налоговым накладным, зарегистрированным в ЕРНН с опозданием не более 180 дней с даты составления такой налоговой накладной.
Вместе с тем, в п. 36 подраздела 2 раздела ХХ НКУ, указано, что на основании бухгалтерской справки в состав налогового кредита включаются суммы налога, уплаченного (начисленного) в стоимости товаров/услуг, необоротных активов, приобретенных до 1 июля 2015 года, которые не были включены в состав налогового кредита до 1 июля 2015 при приобретении или изготовлении таких товаров/услуг, необоротных активов. Причем сроки в данном случае не ограничены 365 днями, а ограничены сроком включения в состав налогового кредита.
Т.е. все налоговые накладные, НДС по которым ранее не был включен в налоговый кредит, могут быть отражены в составе налогового кредита только до 01.07.2015, но с учетом срока давности, предусмотренного ст. 102, составляющего 1095 дней со дня ее выписки.
Также в п. 198.5 убрали указание на оформление справки в случае, если товары, ранее использованные в нехозяйственной деятельности, начинают использоваться для производственных целей. В таком случае необходимо будет оформлять расчет корректировки к налоговой накладной на уменьшение налоговых обязательств и регистрировать его в ЕРНН (п. 198.5, абз. 1).
|