| Позиция Минфина относительно предложения Комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики об отмене распоряжений № 837-р, № 838-р и пункта 2 распоряжения № 757-р.31-08-2009 06:53:20 Позиция Минфина относительно предложения Комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики об отмене распоряжений № 837-р, № 838-р и пункта 2 распоряжения № 757-р.
* * *
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УКРАИНЫ МФУ во исполнение поручения КМУ от 07.08.2009 г. № 44021/1/1-09 рассмотрело письмо Комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики от 03.08.2009 г. № 04-27/786 о правомерности положений распоряжений КМУ от 01.07.2009 г. № 757-р «Некоторые вопросы администрирования налогов, сборов (обязательных платежей)», от 17.07.2009 г. № 838-р «Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на добавленную стоимость» и от 17.07.2009 г. № 837-р «О дополнительных мерах по мобилизации доходов бюджета во втором полугодии 2009 года» и сообщает следующее. Распоряжения от 01.07.2009 г. № 757-р «Некоторые вопросы администрирования налогов, сборов (обязательных платежей)» (далее — распоряжение № 757-р), от 17.07.2009 г. № 838-р «Об урегулировании некоторых вопросов администрирования налога на добавленную стоимость» (далее — распоряжение № 838-р) и от 17.07.2009 г. № 837-р «О дополнительных мерах по мобилизации доходов бюджета во втором полугодии 2009 года» (далее — распоряжение № 837-р) были приняты КМУ в целях исполнения принятых в период работы миссии Международного валютного фонда обязательств по усовершенствованию администрирования налогов. Главным разработчиком распоряжения № 757-р является ГНАУ, по разъяснению которой положения распоряжения соответствуют норме Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость», поскольку согласно общему правилу формирования налогового кредита, установленному пп.7.4.1 п.7.4 ст.7 Закона, налоговый кредит отчетного периода определяется исходя из договорной (контрактной) стоимости товаров (услуг), но не выше уровня обычных цен, в случае если договорная цена на такие товары (услуги) отличается более чем на 20% от обычной цены на такие товары (услуги), и состоит из сумм налогов, начисленных (уплаченных) плательщиком налога по ставке, установленной п.6.1 ст.6 этого Закона, в течение такого отчетного периода. Главным разработчиком распоряжений № 838-р и № 837-р является МФУ. Следует отметить, что положения распоряжения № 838-р не нарушают действующие нормы законодательства, поскольку в них идет речь об усовершенствовании процедуры анализа показателей налоговой отчетности и определении критериев риска, которые должны учитываться налоговыми органами при анализе налоговой отчетности и проведении камеральных проверок налоговых деклараций по НДС. Критерии, определенные в распоряжении № 838-р, основаны на том, что в случае если законом предоставлено право налогоплательщику осуществлять исправление ошибок, допущенных при декларировании им налоговых обязательств, то это, в свою очередь, предусматривает возможность допущения им таких ошибок. Учитывая это, в распоряжении № 838-р установлены критерии дифференциации указанных ошибок на сугубо ошибки и на умышленное искажение показателей налоговой отчетности. Указанные критерии установлены с учетом особенностей ведения бухгалтерского учета, позволяющих, благодаря системе двойного учета, в любом случае, в течение балансового периода (отчетного квартала) или в течение двух месяцев с даты представления налоговой декларации, в которой допущена такая ошибка, выявить ошибку, связанную с невключением в бухгалтерский и налоговый учет первичного документа. Таким образом, несвоевременное (более двух месяцев с даты представления декларации) включение в состав налогового кредита определенных сумм уплаченного (начисленного) в отчетном периоде НДС может быть связано только с умышленным искажением показателей налоговой отчетности, осуществленным в целях «манипулирования» ею. При этом положения распоряжения № 838-р не исключают возможности совершения налогоплательщиком ошибок и не лишают его установленного законом права на их исправление, а лишь обязывают налоговые органы при проведении камеральной проверки уделять больше внимания проверкам деклараций по НДС, составленных с учетом налоговых накладных, выписанных в ином, нежели отчетный, налоговом периоде. Положения распоряжения № 837-р не нарушают действующие нормы законодательства, а также не вводят административные меры воздействия на налогоплательщиков, поскольку в них идет речь об обеспечении повышения эффективности работы с налоговым долгом и установлении регламента принятия оперативных управленческих решений, направленных на мобилизацию доходов в государственный и местные бюджеты за счет сокращения налогового долга. В частности, положения распоряжения направлены на повышение ответственности налогоплательщиков, имеющих непогашенный налоговый долг, на обеспечение информирования их реальных и вероятных контрагентов о возможной неплатежеспособности таких должников, связанной с нарушением ими финансовой дисциплины, а также на обеспечение повышения результативности работы налоговых органов по ликвидации налогового долга. Учитывая приведенное, МФУ совместно с ГНАУ не поддерживает предложение Комитета ВРУ по вопросам налоговой и таможенной политики относительно отмены распоряжений № 837-р, № 838-р и пункта 2 распоряжения № 757-р. Заместитель Министра Н.ПОЛУДЕННЫЙ |