Общие основания для изъятия документов налоговиками
Основание для изъятия документов изложено в ст. 11. Закона о Государственной Налоговой Службе. В соответствии с нормами этого Закона налоговые органы имеют право:
· при проведении проверок изымать у предприятий, учреждений, организаций копии финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов, которые свидетельствуют о сокрытии (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов и сборов (обязательных платежей);
· при проведении ареста активов налогоплательщика на основании решения суда — изымать оригиналы первичных финансово-хозяйственных и бухгалтерских документов с составлением описи. Запрещается изъятие у субъектов хозяйственной деятельности документов, не подтверждающих факты нарушения законов Украины о налогообложении.
Иными словами, в общем случае изымают копии документов, а оригиналы — лишь в качестве исключения при аресте активов по установленной законом процедуре.
Обратите внимание - изымают документы у предприятий, учреждений, организаций (т. е. только у юридических лиц), а в случае админареста активов — у всех налогоплательщиков. Следовательно, физические лица – предприниматели, на вполне законных основаниях имеют право противиться изъятию документов (их копий) в ходе проведения проверок. Поскольку полномочий на это у налоговых органов нет. Изымать документы (причем их оригиналы) у предпринимателей могут только "при проведении ареста активов на основании решения суда".
Закон о ГНС ограничивает изъятие документов рамками проверок.
Прежде всего, документы, которые изымаются должны свидетельствовать о нарушении налогового законодательства.
К сожалению, действующее законодательство хоть и устанавливает достаточно четкие критерии, которым должен соответствовать изымаемый документ, но процедурно не вводит механизма контроля и доказывания соблюдения установленных критериев. Например, на налоговиков не возлагают обязанности как-либо обосновывать налогоплательщику связь изымаемых документов с конкретными налоговыми нарушениями. Поэтому иногда изъятые документы (их копии), фактически не связанные с налоговыми нарушениями (их нет в акте проверки), в будущем становятся причиной каких-либо иных (не налоговых) претензий. В этой ситуации можно говорить о незаконности изъятия таких документов и, как следствие, — о применении ст. 62 Конституции, согласно которой обвинение нельзя основывать на доказательствах, полученных незаконным путем. Обратите внимание, что таким путем сотрудники налоговых служб зачастую пытаются получить документы, необходимые для проведения следственных действий.
Изымают оригиналы (копии) документов в присутствии представителя налогоплательщика. Рассматриваемая процедура (в отличие от выемки документов, проводимой согласно уголовно-процессуальному законодательству) не требует обязательного присутствия понятых.
Плательщик не обязан выдавать налоговикам копии изымаемых документов. И тем более самостоятельно делать копии.
При наличии копировальной техники налогоплательщик по доброй воле может предложить ее налоговикам. Если ее нет (или плательщик ее не предоставляет), копированием занимаются сами налоговики, используя копировальную технику налоговой службы. Причем этот процесс должен происходить на территории предприятия. Исключение существует для ситуации с изъятием оригиналов. Лишь тогда копии документов можно сделать в следующий рабочий день после изъятия (т. е. копирование может осуществляться в налоговой инспекции).
Изымаемые налоговиками копии документов должен заверить налогоплательщик. В свою очередь, на возвращаемых копиях (если изымают оригиналы) налоговики обязаны проставить отметки об основаниях, дате изъятия оригиналов, а также лице, которое его производило.
В любом случае у плательщика остается копия описи изъятых документов, составляемая по утвержденной форме. Если действия налоговиков по изъятию документов у плательщика вызывают несогласие, то соответствующие замечания тоже вносят в опись.
Изъятие является принудительной мерой, и повлиять на что-либо не в состоянии. Однако процедура изъятия вовсе не свидетельствует о возможности только одного исхода операции.
Налогоплательщик может отказаться передать документы. В таком случае документируется такой отказ плательщика. Если есть основания для изъятия, такой отказ неправомерен.
Отказ выдать документы, налоговики оформляют актом произвольной формы (указывая затребованные документы), который подписывает представитель налогоплательщика. Если он отказывается подписать, это ничего не меняет: в акте появляются отметки об отказе его подписания. О составлении данного документа сообщают в акте проверки.
Руководствуясь вышеизложенной информацией, отметим, что особое значение для налогоплательщиков имеет знание процедурных моментов самого процесса изъятия. Знание законодательства поможет Вам решить вопрос правомерности изъятия копий или оригиналов Ваших документов. В последнее время становится популярной услуга хранения документов у сторонней организации. В таком случае в офисе отсутствуют документы, которые не используются ежедневно в деятельности предприятия, что уменьшает возможность ознакомления с ними сторонних лиц. При этом для проверки предоставляются только запрошенные документы. Это дает возможность уменьшить риск пропажи документа или повреждения документа.