Особенности работы инвалидов на предприятии

Аверс-бухгалтерия № 7 (473) от 15.02.2010 г.

 

Вопросы социальной защищенности инвалидов являются довольно актуальными для всех работодателей как юридических, так и физических лиц.

С целью повышения социальной защищенности инвалидов на ряд государственных органов были возложены задачи по их трудоустройству. При этом предприятия были обязаны создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов в пределах норм, определенных действующим законодательством. Однако с течением времени все меняется и обязанность по трудоустройству инвалидов в настоящее время полностью возложена на предприятия, причем не только на них, но и на физических лиц, использующих наемный труд.

 

Выполнение предприятием норматива по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Обеспечение создания рабочих мест для инвалидов на предприятии

Для работодателей, использующих наемный труд, ст. 19 Закона Украины от 21.03.91 г. № 875-ХII "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" (далее - Закон № 875) определен норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 4 % от общей численности работающих, а если работающих от 8 до 25 человек, - в количестве одного рабочего места.

До 1 января 2006 года указанный норматив распространялся только на предприятия (объединения), учреждения и организации (то есть на юридических лиц) независимо от их формы собственности.

Законом Украины от 06.10.2005 г. № 2960-IV в Закон № 875 были внесены изменения, согласно которым норматив рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов с 1 января 2006 года распространяется также на предприятия, организации общественных организаций инвалидов и физических лиц (как предпринимателей, так и простых граждан), использующих наемный труд.

Отметим, что если ранее на субъектов хозяйствования была возложена обязанность только по созданию определенного количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов, то с 1 января 2006 года они должны самостоятельно осуществлять трудоустройство инвалидов исходя из требований ст. 18 Закона № 875. Вместе с тем отдельные специалисты были не согласны с такой позицией, считая, что предприятия по-прежнему не обязаны непосредственно осуществлять трудоустройство инвалидов.

Окончательно данный вопрос был разрешен Законом Украины от 23.02.2006 г. № 3483-IV, который вступил в силу 18 марта 2006 года. Новая редакция ст. 18 Закона № 875 регламентирует обязанность трудоустройства инвалидов именно работодателями (см. также письма Минтруда от 13.04.2006 г. № 616/19/71-06 и Фонда социальной защиты инвалидов от 06.11.2008 г. № 1/6-481/06). Согласно норме этой статьи обеспечение прав инвалидов на трудоустройство и оплачиваемую работу, в том числе с условием о выполнении работы на дому, осуществляется путем их непосредственного обращения на предприятия, учреждения, организации или в государственную службу занятости.

Кроме этого, установлено, что предприятия и физические лица, использующие наемный труд, обязаны выделять специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, создавать для них условия труда с учетом индивидуальных программ реабилитации и обеспечивать иные социально-экономические гарантии. При этом такие работодатели должны предоставлять службе занятости информацию, необходимую для организации трудоустройства инвалидов, и отчитываться Фонду социальной защиты инвалидов (далее - Фонд) о занятости и трудоустройстве указанных лиц. Следует отметить, что согласно ст. 181 Закона № 875 Государственная служба занятости осуществляет поиск подходящей работы в соответствии с рекомендациями медико-социальной экспертной комиссии (далее - МСЭК), имеющимися у инвалида квалификацией и знаниями, с учетом его пожеланий, но не занимается вопросами трудоустройства инвалидов.

В связи с этим в целях выполнения установленных нормативов и трудоустройства инвалидов Фонд в письме от 28.02.2007 г. № 1/6-117 рекомендует работодателям своевременно информировать службу занятости о наличии вакантных мест и публиковать объявления в средствах массовой информации. На это также обращает внимание ВХСУ в п. 4 раздела 4 Справки о результатах изучения и обобщения судебной практики применения статей 19, 20 Закона Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" (далее - справка ВАСУ).

Выполнением норматива рабочих мест считается трудоустройство инвалидов, для которых это место работы является основным (ст. 19 Закона № 875). То есть при трудоустройстве инвалида-совместителя норматив не будет считаться выполненным.

Как обращает внимание Фонд в письме от 15.09.2006 г. № 06ю-251/1657-327/2, в выполнение норматива рабочих мест засчитываются инвалиды, для которых данное место работы является основным, то есть с ведением трудовой книжки (см. также письма от 28.02.2007 г. № 1/6-110, от 25.05.2006 г. № 06ю-111/927-305/1 и от 24.03.2006 г. № 07-122/490-180/1). При этом не имеет принципиального значения, достиг инвалид пенсионного возраста или нет, главное, чтобы он был действительно инвалидом (см. письмо от 08.08.2007 г. № 1/8-81). А в п. 3 письма от 28.07.2006 г. № 06ю-181/1349-283/2 Фонд сообщает, что не имеет значения и продолжительность рабочего времени инвалида (неполный рабочий день, неполная рабочая неделя).

Минтруда в письме от 01.06.2007 г. № 1204/19/71-07 обращает внимание, что наличие заключения МСЭК, что инвалид является нетрудоспособным (неспособен к трудовой деятельности), делает невозможным его трудоустройство. Не допускается трудоустройство инвалидов, если по заключению МСЭК состояние его здоровья препятствует выполнению профессиональных обязанностей, угрожает здоровью и безопасности труда других лиц, или продолжение трудовой деятельности или изменение ее характера и объема угрожает ухудшению здоровья инвалидов (письмо Фонда социальной защиты инвалидов от 29.02.2008 г. № 1/6-51/06).

В пределах норматива также осуществляется трудоустройство инвалидов, получивших инвалидность в результате психического расстройства, согласно Закону Украины от 22.02.2000 г. № 1489-III "О психиатрической помощи".

Субъекты хозяйствования выполняют норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов, если они обеспечат работой инвалидов на предприятиях, в организациях общественных организаций инвалидов путем создания хозяйственных объединений предприятиями, учреждениями, организациями, физическими лицами, использующими наемный труд, и предприятиями, организациями общественных организаций инвалидов с целью координации производственной, научной и другой деятельности для решения общих экономических и социальных задач.

В письме от 14.08.2007 г. № 1/6-367 Фонд приходит к выводу, что головное предприятие может самостоятельно принять решение относительно выполнения 4 % норматива либо за счет головного предприятия, либо за счет только обособленных подразделений, либо за счет как головного предприятия, так и за счет его обособленных подразделений пропорционально работающим на них работникам.

Следует также обратить внимание на то, что обязанность по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов, предусмотренная ст. 19 Закона № 875, распространяется и на предприятия с вредными условиями труда. Иными словами, даже если на предприятии нет возможности обеспечить трудоустройство необходимого количества инвалидов из-за специфики производства, то такое предприятие не освобождается от ответственности за невыполнение требований законодательства, что также подтверждается письмом Госкомпредпринимательства от 16.08.2001 г. № 3-312/5101.

 

Трудоустройство инвалидов предприятиями отдельных отраслей экономики, неприбыльными и бюджетными организациями

До 22 июня 2005 года (даты вступления в силу Закона Украины от 31.05.2005 г. № 2602-IV) для предприятий отдельных отраслей экономики (почтовой связи, автомобильного и железнодорожного транспорта, электроэнергетики) был предусмотрен особый порядок определения численности рабочих мест для трудоустройства инвалидов, установленный отдельными законами. Такие требования в этих законах по-прежнему присутствуют, но согласно изменениям, внесенным указанным законом в ст. 19 Закона № 875, норматив рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов определяется исключительно Законом № 875. Если другими законами устанавливаются иные, нежели в указанной статье, нормативы рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов, то применяются положения Закона № 875. На это также обращает внимание Фонд в письме от 26.04.2007 г. № 1/6-209.

Таким образом, с 22 июня 2005 года предприятия почтовой связи, автомобильного и железнодорожного транспорта, а также электроэнергетики должны соблюдать требования именно Закона № 875 в части определения норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов. За нетрудоустройство инвалидов указанные предприятия уплачивают штраф на общих основаниях. В связи с внесением изменений в данный закон Законом Украины от 06.10.2005 г. № 2960-IV это положение не изменилось (см. также письмо от 28.04.2006 г. № 06ю-82/756-236/1). Как отмечается в указанном письме, это не означает, что на предприятиях, где есть рабочие места с особыми или вредными условиями труда, инвалидов нужно трудоустраивать именно на эти участки. Их труд можно использовать на подсобно-вспомогательных работах или организовывать надомную форму труда.

Ситуация с бюджетными учреждениями несколько иная. Законом о государственном бюджете на очередной год, начиная с 2004 года, бюджетные учреждения были освобождены от уплаты санкций, определенных ст. 20 Закона № 875. А после внесения Законом Украины от 23.02.2006 г. № 3483-IV изменений в эту статью такое положение теперь закреплено и в нем. То есть ст. 20 Закона № 875 предусмотрено, что положение ч. 1 этой статьи не распространяется на предприятия, учреждения и организации, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов.

Таким образом, бюджетные учреждения должны создавать рабочие места для инвалидов и трудоустраивать их. Однако за нетрудоустройство инвалидов санкции к ним не применяются. На это указывает и Фонд в своих письмах от 27.03.2006 г. № 06ю-48/503-140/1, от 10.05.2006 г. № 06ю-87/815-268/1, от 28.02.2007 г. № 1/6-110, от 05.03.2007 г. № 1/5-208, от 12.03.2007 г. № 804/0/10-07/19, от 26.04.2007 г. № 1/6-209, от 06.07.2007 г. № 1/6-313 и от 16.05.2008 г. № 1/6-155/06.

При этом в письмах от 20.03.2006 г. № 06ю-45/454-103/1 и от 26.04.2007 г. № 1/5-375 Фонд указывает, что законодательство Украины создает равные условия хозяйственной деятельности для всех предприятий, в том числе и для организаций профсоюзов, а также неприбыльных организаций, в аспекте соблюдения норматива рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов. То есть неприбыльные организации должны соблюдать установленный норматив трудоустройства инвалидов (см. также письмо Фонда от 06.07.2007 г. № 1/6-313).

Вместе с тем следует отметить, что должностные лица указанных предприятий, учреждений и организаций могут быть привлечены к административной ответственности согласно ст. 1881 КУоАП за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов и непредставление в Фонд отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов (см. также письмо Фонда от 06.07.2007 г. № 1/6-313).

 

Трудоустройство инвалидов физическими лицами, использующими наемный труд

Согласно ст. 19 Закона № 875 обязанность по трудоустройству инвалидов возложена как на юридических, так и физических лиц, использующих наемный труд. Как было указано выше, такой норматив должны выполнять те физические лица, у которых работает 8 и более работников. Как следует из письма Минтруда от 09.10.2006 г. № 2649/0/10-06/19-2, несмотря на неоднократные попытки исключения слов "физических лиц, использующих наемный труд" из Закона № 875, Верховной Радой Украины принято решение, в соответствии с которым не рекомендуется поддерживать законопроекты, противоречащие Конституции Украины, а также какие-либо попытки субъектов права законодательной инициативы сузить объем или содержание существующих законодательных норм, которые касаются инвалидов, в частности, относительно их трудоустройства.

Таким образом, на всех физических лиц, использующих наемный труд, как предпринимателей, так и просто граждан, требования вышеуказанного закона распространяются в полной мере (см. также письмо Минтруда от 12.03.2007 г. № 804/0/10-07/19).

 

Субъекты хозяйствования, на которых не распространяется требование о выполнении норматива рабочих мест по обеспечению трудоустройства инвалидов

На основании положений ст. 19 Закона № 875 с 1 января 2006 года не обязаны создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов только субъекты хозяйствования и физические лица, использующие наемный труд, где работает менее 8 человек.

 

Порядок создания рабочего места для инвалида

Ранее согласно п. 3 Положения о рабочем месте инвалида и о порядке трудоустройства инвалидов, утвержденного постановлением КМУ от 03.05.95 г. № 314, рабочее место инвалида считалось созданным, если оно соответствовало установленным требованиям рабочего места для инвалидов соответствующей нозологии, аттестовано специальной комиссией предприятия с участием представителей МСЭК, органов Госнадзорохрантруда, общественных организаций инвалидов и введено в действие путем трудоустройства на нем инвалида. Таким образом, если рабочее место было создано по установленным правилам и аттестовано, но на это рабочее место не трудоустроен инвалид, то в соответствии с требованиями Закона № 875 и указанного постановления КМУ оно созданным не считалось.

Однако этот документ был отменен постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70 "О реализации статей 19 и 20 Закона Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" (далее - Постановление № 70) и в настоящее время вопросы организации рабочих мест для инвалидов регулируются Законом Украины от 06.10.2005 г. № 2961-IV "О реабилитации инвалидов в Украине" (см. также п. 6 письма Фонда от 28.02.2007 г. № 1/6-110), которым предусмотрено, что:

рабочее место инвалида - это место или производственный участок постоянного или временного нахождения лица в процессе трудовой деятельности на предприятиях, в учреждениях и организациях;

специализированное рабочее место инвалида - отдельное рабочее место или участок производственной площади, требующее дополнительных мер по организации труда лица с учетом его индивидуальных функциональных возможностей, обусловленных инвалидностью, путем приспособления основного и дополнительного оборудования и др.

При этом согласно постановлению КМУ от 27.12.2006 г. № 1836 "О реализации статьи 181 Закона Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине" необходимость создания инвалиду, зарегистрированному в государственной службе занятости как безработному, специального рабочего места или участка производственной площади и требования к ним устанавливаются индивидуальной программой реабилитации. Положение об индивидуальной программе реабилитации инвалида утверждено постановлением КМУ от 23.05.2007 г. № 757.

Таким образом, если индивидуальной программой реабилитации создание специализированного рабочего места не предусмотрено, то работодатель может предоставить инвалиду обычное рабочее место (см. также письмо Фонда социальной защиты инвалидов от 06.11.2008 г. № 1/6-481/06).

 

Регистрация и представление отчетности о занятости инвалидов

Согласно ст. 19 Закона № 875 порядок регистрации в Фонде, его отделениях, сроки представления отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов, а также процедура представления ежегодного отчета и уплаты административно-хозяйственных санкций определяются КМУ.

 

Порядок регистрации

Порядок регистрации предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд, утвержден постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70 (далее - Порядок регистрации). Его действие распространяется на предприятия, учреждения, организации и физических лиц, использующих наемный труд, у которых по основному месту работы работает 8 и более лиц. Такие работодатели регистрируются в отделениях Фонда по месту своей государственной регистрации.

Для регистрации работодатели должны представить (отправить заказной почтой) отделению Фонда соответствующее заявление по форме, утвержденной Минтруда, а также копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица или физического лица-предпринимателя. Форма такого заявления утверждена приказом Минтруда от 14.03.2007 г. № 98.

Следует обратить внимание, что для физических лиц - работодателей, не являющихся субъектами предпринимательства, кроме заявления ничего представлять не нужно. Работодателям, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов, необходимо также представить копию справки о включении их в реестр неприбыльных учреждений, выданной органом налоговой службы. Работодатели, имеющие обособленные подразделения (филиалы, отделения, представительства) вместе с вышеуказанными документами должны также представить сведения о таких подразделениях по форме, утвержденной Минтруда. Причем сами обособленные структурные подразделения не должны регистрироваться по месту своего нахождения в отделениях Фонда (см. письмо от 03.05.2007 г. № 1/5-393).

Для хозяйственных объединений, в состав которых входят предприятия общественных организаций инвалидов, перечень документов, которые необходимо представить для регистрации гораздо шире. Кроме вышеуказанных документов, им также следует представить копию учредительного договора и/или устава; перечень предприятий, входящих в такое объединение, по форме, утвержденной Минтруда; копии свидетельств о государственной регистрации предприятий, вошедших в объединение.

При этом следует обратить внимание, что если копии вышеуказанных документов представляются непосредственно в отделение Фонда, то они могут быть заверены печатью работодателя, но при подаче документов необходимо предъявить их оригиналы. Если же документы отправляются заказной почтой, то копии вышеуказанных документов должны быть удостоверены нотариально.

Вновь созданные предприятия (частные предприниматели), у которых количество работающих, для которых это место работы является основным, увеличились до восьми и более лиц, регистрируются в отделении Фонда до 1 февраля года, наступающего за годом создания или увеличения количества работающих.

Работодатель, у которого изменилось наименование или местонахождение юридического лица или фамилия, имя, отчество или место регистрации проживания физического лица - предпринимателя, представляет заявление, копии свидетельства и справки в течение 10 рабочих дней после государственной регистрации изменений к учредительным документам юридического лица или изменению фамилии, имени, отчество физического лица - предпринимателя.

Датой регистрации работодателя в отделении Фонда считается дата представления им документов, предусмотренных Порядком регистрации, а в случае отправления их по почте - дата, указанная на почтовом штемпеле.

В течение 10 дней после регистрации отделение Фонда должно направить работодателю заказной почтой справку о его регистрации.

 

Порядок представления отчетности

Согласно ст. 19 Закона № 875 сроки представления отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов, а также процедура представления ежегодного отчета и информации, необходимой для организации трудоустройства инвалидов, определяются КМУ. Такой порядок представления отчетов и информации был утвержден постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70 (далее - Порядок представления отчетов и информации). В соответствии с этим документом отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов представляется до 1 марта.

Форма отчета № 10-ПІ (годовая) "Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов" утверждена приказом Минтруда от 10.02.2007 г. № 42.

Датой поступления отчета считается дата его представления работодателем в отделение Фонда. В случае направления отчета по почте датой его представления считается дата на почтовом штемпеле, но, к сожалению, в Порядке представления отчетов и информации не указано на каком штемпеле: об отправлении или о получении. На наш взгляд, датой представления отчета в этом случае должна считаться дата его отправления, а не получения отделением Фонда. Однако, в целях избежания недоразумений с органами Фонда отчет предпочтительнее направить заранее.

Субъекты хозяйствования, имеющие обособленные подразделения, представляют обобщенный отчет с учетом данных этих обособленных подразделений (п. 2 Порядка представления отчетов и информации и п. 1.2 Инструкции по заполнению отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов). Только в случае изменения их количества работодатель вместе с отчетом о занятости и трудоустройстве инвалидов представляет сведения о таких подразделениях по форме, утвержденной Минтруда. При этом аналогичный вывод следует и из письма Фонда от 03.05.2007 г. № 1/5-393. Отметим, что на сегодняшний день такая форма не утверждена.

Организации, полностью содержащиеся за счет средств государственного или местных бюджетов, которые имеют обособленные подразделения, вместе с отчетом представляют документы, определенные Порядком представления отчетов и информации, а также перечень предприятий, входящих в их состав.

В отношении неприбыльных организаций Фонд в письме от 06.07.2007 г. № 1/6-313 сообщает, что они должны представлять копию Решения о внесении, исключении, отказе во включении организации (учреждения) в Реестр неприбыльных организаций (учреждений) в соответствии с приказом ГНАУ от 11.07.97 г. № 232, что является подтверждением "неприбыльности" организации. Оригинал решения (справки) предъявляется при представлении отчета о занятости и трудоустройства инвалидов. В случае направления отчета по почте копия решения (справки) удостоверяется нотариально.

Особенности заполнения отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов частными предпринимателями изложены в письме Фонда от 28.02.2007 г. № 1/6-110.

Следует также обратить внимание, что Порядком представления отчетов и информации предусмотрено представление еще одной формы, в которую бы вносились сведения о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) для трудоустройства инвалидов. Эта форма должна быть утверждена Минтруда по согласованию с Госкомстатом. Представляться она будет работодателями в центр занятости по месту их регистрации в качестве плательщиков взносов на общеобязательное государственное страхование на случай безработицы.

 

Ответственность за нерегистрацию и непредставление отчетности

В соответствии со ст. 19 Закона № 875 руководители предприятий, учреждений, организаций, в том числе предприятий, организаций общественных организаций инвалидов, физические лица, использующие наемный труд, в случае непредставления Фонду отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов несут ответственность в установленном законом порядке.

Отметим, что ни Законом № 875, ни ранее действовавшим Порядком уплаты предприятиями (объединениями), учреждениями и организациями штрафных санкций в отделения Фонда социальной защиты инвалидов, аккумуляции, учета и использования этих средств, утвержденным постановлением КМУ от 28.12.2001 г. № 1767, не была предусмотрена ответственность за нерегистрацию юридических лиц в отделениях Фонда. Также не была предусмотрена ответственность и за непредставление (несвоевременное представление) отчета (см. письма Госкомпредпринимательства от 18.06.2003 г. № 3590 и от 04.02.2005 г. № 605).

Однако после внесения изменений Законом Украины от 06.10.2005 г. № 2960-IV в ст. 1881 КУоАП ситуация изменилась. Теперь указанной статьей предусмотрена административная ответственность за непредставление в Фонд отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов. За это нарушение на виновного налагается штраф в размере от 10 до 20 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 170 до 340 грн.). Протокол об этом правонарушении согласно ст. 255 КУоАП уполномочены составлять органы Минтруда, к которым относится и Фонд.

На применение административной ответственности за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов и непредставление в Фонд отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов обратили внимание Госкомпредпринимательства в письме от 09.03.2006 г. № 1780 и Фонд в письмах от 21.02.2006 г. № 06ю-21/242-43/2 и от 14.07.2006 г. № 06ю-162/1274-3427/3.

При этом в письме от 28.12.2006 г. № 06ю-389/2588 Фонд сообщает, что административная ответственность за непредставление отчета налагается только на должностное лицо предприятия, хотя из норм КУоАП такой однозначный вывод не следует.

Отметим, что административная ответственность может применяться наряду со взысканием административно-хозяйственных санкций и пени, предусмотренных ст. 20 Закона № 875.

Необходимо также отметить, что в рассматриваемом случае к субъектам хозяйствования не может быть применена ответственность, предусмотренная Законом № 2181. Это связано с тем, что Фонд не отнесен к контролирующим органам (ст. 2), а сам отчет в соответствии с п. 1.11 ст. 1 указанного закона не является налоговой декларацией. Такой же позиции придерживался и Фонд, что следует из его писем от 08.01.2002 г. № 06ю-6/20-550/2 и от 14.10.2004 г. № 06ю-432/1746-556/2.

 

Порядок расчета норматива рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов

Согласно ст. 19 Закона № 875 предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, физические лица, использующие наемный труд, самостоятельно рассчитывают количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с указанным нормативом.

Норматив рабочих мест для обеспечения трудоустройства инвалидов рассчитывается исходя из среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год, которая определяется в соответствии с п. 3.2 Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата от 28.09.2005 г. № 286.

Однако поскольку при расчете норматива, как правило, возникают вопросы, Фонд в своих письмах разъясняет, что:

- при расчете учитываются все работники, принятые на постоянную, сезонную, а также временную работу сроком на один и более дней, со дня зачисления их на работу, в том числе собственники предприятия, если, кроме дохода, они получали заработную плату на этом предприятии (см. письма от 26.02.2008 г. № 1/6-43/06 и от 26.04.2007 г. № 1/6-209);

инвалид не обязательно должен быть трудоустроен именно с начала года (письмо от 26.03.2007 г. № 1/6-172);

- норматив будет считаться выполненным, если инвалид проработал на предприятии 6 месяцев отчетного года, что должно быть подтверждено данными табельного учета и др. (письмо от 26.03.2007 г. № 1/6-172);

- при расчете норматива 4 % берутся от среднеучетной численности работающих, в которую входят и инвалиды (см. письма от 27.01.2009 г. № 1/6-30/06, от 17.10.2008 г. № 767/0/15-08/19, от 21.04.2008 г. № 1/6-126/03-01 и от 04.07.2006 г. № 0610-156/1180). Например, численность работающих на предприятии - 675 человек, а инвалидов среди них нет. Расчет норматива рабочих мест будет определен неправильно, если предприятие принимает на работу 27 инвалидов (675 х 4 %), поскольку после приема на работу еще 27 человек общая численность работающих составит 702 человека, а это значит, что именно эта величина принимается в расчет норматива. То есть норматив составит уже не 27, а 28 рабочих мест (702 х 4 %).

В письме от 01.10.2008 г. № 1/5-1003/06 Фонд социальной защиты инвалидов приводит расчет норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов для хозяйственного объединения.

Если норматив при расчете оказывается не целым числом, то согласно ст. 19 Закона № 875 количество рабочих мест округляется до целого значения. В п. 3.4 Инструкции по заполнению отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов уточнено, что если после запятой стоит число 5 и больше, то указанное число округляется в сторону увеличения (см. также письмо Фонда от 27.01.2009 г. № 1/6-30/06).

Отметим, что приказом Минтруда от 12.11.2008 г. № 527 были внесены изменения в Инструкцию по заполнению формы отчетности № 10-ПІ, согласно которым частный предприниматель, являющийся инвалидом, учитывает себя при определении норматива трудоустройства инвалидов.

 

Порядок зачета количества рабочих мест

Порядок зачета количества рабочих мест, утвержденный постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70, предназначен только для хозяйственных объединений, в состав которых входят предприятия общественных организаций инвалидов.

Таким предприятиям количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов включается в норматив в случае, если:

- количество работающих инвалидов на предприятии общественной организации инвалидов по основному месту работы, превышающее 50 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава, больше чем количество несозданных рабочих мест для трудоустройства инвалидов на других предприятиях, входящих в состав хозяйственного объединения, согласно установленному нормативу таких рабочих мест;

- предприятия, входящие в состав хозяйственного объединения, разместили на предприятии общественной организации инвалидов, которое входит в состав объединения, заказы на приобретение товаров (работ, услуг), непосредственно изготавливаемых этим предприятием;

- сумма годовой заработной платы инвалидов не меньше чем сумма административно-хозяйственных санкций, которая должна быть уплачена предприятием за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, входит в стоимость заказа, размещенного на предприятии общественной организации инвалидов.

Если предприятие выполняет вышеуказанные условия, то в течение 30 календарных дней после представления хозяйственным объединением отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов отделение Фонда принимает решение о включении количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов в норматив таких рабочих мест за отчетный период.

Особенности применения вышеуказанного порядка изложены в письме Фонда от 03.05.2007 г. № 1/6-221.

 

Ответственность за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, за неуплату (несвоевременную уплату) штрафных санкций

При невыполнении норматива для трудоустройства инвалидов предприятия, учреждения, организации (за исключением полностью содержащихся за счет средств государственного или местных бюджетов), в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, физические лица, использующие наемный труд, согласно ст. 20 Закона № 875 ежегодно уплачивают административно-хозяйственные санкции за каждое рабочее место, не занятое инвалидом, в размере:

- половины среднегодовой заработной платы для предприятий, на которых работает от 8 до 15 человек (см. письмо от 05.02.2007 г. № 1/5-54 и от 27.04.2007 г. № 1/5-384);

- среднегодовой заработной платы для предприятий, на которых работает 15 человек и более.

При этом весьма интересный вывод сделан Минтруда в письме от 11.03.2006 г. № 07-86/370-144/1, а именно, этот орган указал на то, что все предприятия должны либо выполнять установленный норматив трудоустройства инвалидов (иное действующим законодательством не предусмотрено), либо перечислять в Госбюджет соответствующую сумму административно-хозяйственных санкций. То есть в случае невозможности по каким-либо причинам трудоустроить инвалида на одном предприятии ему будут созданы необходимые условия для работы на другом предприятии за счет этих средств. Однако в свете последних изменений для предприятий такая альтернатива остается неприглядной.

Отметим, что прежней редакцией ст. 20 Закона № 875 за нарушение норматива трудоустройства рабочих мест для инвалидов уплачивался штраф. После внесения изменений в эту статью термин "штраф" был изменен на "административно-хозяйственные санкции". Виды таких санкций определены ст. 239 ХКУ, которых там насчитывается 12. Одним из видов административно-хозяйственных санкций является административно-хозяйственный штраф. Поскольку в Законе № 875 такие административно-хозяйственные санкции определяются в размере среднегодовой заработной платы за каждое несозданное рабочее место для трудоустройства инвалида, то можно говорить о том, что в нем под административно-хозяйственными санкциями подразумевается именно административно-хозяйственный штраф, определение которого приведено в ст. 241 ХКУ (см. также письмо Фонда от 26.03.2007 г. № 1/6-172).

Отдельные вопросы, связанные с начислением и уплатой штрафа, рассмотрены в письме Фонда от 03.08.2009 г. № 1/6-377/06.

 

Порядок уплаты штрафных санкций за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов

Согласно ч. 4 ст. 20 Закона № 875 и Порядка уплаты штрафов, утвержденного постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70, суммы начисленных административно-хозяйственных санкций перечисляются предприятиями в доход госбюджета на счета Госказначейства не позднее 15 апреля года, следующего за годом, в котором состоялось нарушение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Если предприятие имеет обособленные подразделения, то, как следует из писем от 09.02.2007 г. № 1/6-81 и от 03.05.2007 г. № 1/5-393, административно-хозяйственные санкции уплачиваются централизовано юридическим лицом по месту своей регистрации в отделении Фонда.

Особо следует отметить, что к правоотношениям по взысканию этих санкций не применяются сроки, определенные ст. 250 ХКУ. То есть срок применения указанного штрафа не ограничивается 6 месяцами со дня выявления нарушения и одним годом со дня совершения нарушения. На это обратил внимание и Фонд в своих письмах от 26.03.2007 г. № 1/6-172, от 27.03.2006 г. № 06ю-48/503-140/1 и от 11.03.2006 г. № 06ю-39/378-140/1, безапелляционно отметив, что взыскание административно-хозяйственных санкций не ограничено сроками давности.

Как следует из п. 3 раздела 4 Справки ВАСУ, с 1 января 2006 года к спорам о взыскании административно-хозяйственных санкций применяются сроки обращения в суд, определенные ст. 99 КАСУ, то есть 1 год. Напомним, что этот срок исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов. Таким образом, если отделение Фонда обращается в административный суд о взыскании административно-финансовых санкций с работодателя, то такое обращение возможно только в течение 1 года, следующего за предельным сроком их уплаты, то есть с 16 апреля года, следующего за годом, в котором состоялось нарушение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, и до 16 апреля последующего года. А ст. 250 ХКУ относительно сроков применения административно-хозяйственных санкций применяется к правоотношениям, действующим в период 2003 - 2004 годов.

Как следует из разъяснения Фонда от 07.03.2007 г. № 1/5-218, по уплате административно-хозяйственных санкций нет никаких исключений для субъектов хозяйствования, применяющих упрощенную систему налогообложения, а вот бюджетными организациями такие санкции не уплачиваются (см. разъяснение Фонда от 05.03.2007 г. № 1/5-208) .

Исчисление таких сумм административно-хозяйственных санкций работодатели осуществляют самостоятельно согласно п. 3.7 Инструкции по заполнению отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов (см. также письмо Фонда от 27.01.2009 г. № 1/6-30/06).

В случае нарушения сроков уплаты административно-хозяйственных санкций согласно ч. 2 ст. 20 Закона № 875 работодателям начисляется пеня в размере 120 % годовых учетной ставки НБУ, действовавшей на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки за весь ее срок.

 

Уплата штрафных санкций убыточными предприятиями

В соответствии с ч. 3 ст. 20 Закона № 875 административно-хозяйственные санкции уплачиваются предприятиями, учреждениями, организациями, в том числе предприятиями, организациями общественных организаций инвалидов, физическими лицами, использующими наемный труд, за счет прибыли, которая остается в их распоряжении после уплаты всех налогов и сборов. При отсутствии средств санкции могут быть применены к предприятию путем обращения взыскания на имущество предприятия.

Из указанного следует, что при отсутствии прибыли санкции могут применяться путем обращения взыскания на имущество субъекта хозяйствования в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Таким образом, убыточные предприятия не освобождаются от уплаты санкций (дополнительно см. письма Фонда от 26.04.2007 г. № 1/6-209, от 27.03.2007 г. № 1/6-175, от 22.03.2006 г. № 07-113/469-179/1, от 20.03.2006 г. № 06ю-45/454-103/1, от 28.05.2003 г. № 07-237/624-144/2, от 09.10.2002 г. № 06ю-335/1504-447/2, а также п. 9 раздела 4 Справки ВАСУ).

 

Уплата штрафных санкций единоналожниками

Споры по вопросу уплаты единоналожниками санкций за нетрудоустройство инвалидов ведутся уже давно. Сначала Госкомпредпринимательства считал, что единоналожники не должны уплачивать штрафные санкции, предусмотренные ст. 20 Закона № 875 (см. письма от 18.11.2004 г. № 8112, от 04.02.2005 г. № 605 и от 06.07.2005 г. № 5432). Для подтверждения своей позиции этот орган ссылался на ст. 6 Указа Президента Украины от 03.07.98 г. № 727/98 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства" (далее - Указ № 727), согласно которой единоналожники освобождены от уплаты взносов в Фонд.

Фонд придерживался прямо противоположного мнения. В разъяснении от 02.07.2004 г. № 06ю-261/1095 он указал на то, что Указ № 727 освобождает единоналожников от уплаты взносов, но не освобождает их от обязанности исполнения требований, предусмотренных ст. 19 Закона № 875. То есть единоналожники не освобождаются и от уплаты штрафов, предусмотренных ст. 20 Закона № 875, за несоблюдение нормативов рабочих мест для инвалидов. В обоснование своего мнения Фонд указал на следующие факты:

Указ № 727 не содержит нормы, освобождающей предприятия от обязанности выполнения норматива создания рабочих мест для инвалидов;

- взносы в Фонд, указанные в ст. 6 Указа № 727, не тождественны штрафным санкциям, предусмотренным ч. 1 ст. 20 Закона № 875;

Закон № 875 не является законом о налогообложении;

- как следует из постановлений ВСУ от 15.01.2003 г. по делу № 2-6/3401-2001 и от 03.09.2002 г. по делу № 2-6/9337-2001, Указ № 727 и Закон № 875 имеют различные сферы применения, поэтому указанные законодательные акты регулируют свойственные только им правоотношения и применение норм одного акта не влияет на применение норм другого.

С 1 января 2006 года ситуация изменилась. Статьей 20 Закона № 875 теперь предусмотрена уплата именно административно-хозяйственных санкций. Госкомпредпринимательства в письме от 09.03.2006 г. № 1780 отмечает, что изменения, внесенные Законом Украины от 06.10.2005 г. № 2960-IV в Закон № 875 в части уплаты административно-хозяйственных санкций, распространяют его действие на всех субъектов хозяйствования, усиливают ответственность, четко определяют полномочия Фонда и укрепляют его позицию по отношению к плательщикам единого налога. Таким образом, косвенно Госкомпредпринимательства подтверждает, что единоналожники не освобождаются от уплаты административно-хозяйственных санкций за несоблюдение нормативов рабочих мест для инвалидов.

Позиция Фонда осталась неизменной и в письмах от 07.03.2007 г. № 1/5-218, от 08.08.2007 г. № 1/8-81, от 27.03.2006 г. № 06ю-48/503-140/1 и от 15.09.2006 г. № 06ю-251/1657-327/2 этот орган указал на то, что единоналожники обязаны выполнять норматив рабочих мест, предназначенных для трудоустройства инвалидов, а при его невыполнении - уплачивать административно-хозяйственные санкции.

Вышеуказанное однозначно подтверждается и выводами ВАСУ, содержащимися в п. 8 раздела 4 Справки ВАСУ.

 

Начисление и взыскание пени за нарушение сроков уплаты административно-хозяйственных санкций

Положение ст. 20 Закона № 875 о начислении пени за нарушение сроков уплаты штрафных санкций до 22 июня 2005 года (вступления в силу Закона Украины от 31.05.2005 г. № 2602-IV) практически не применялось, поскольку действующим законодательством не был определен ни размер такой пени, ни порядок ее применения. Это также отмечалось в письме Госкомпредпринимательства от 27.02.2002 г. № 2-222/1164, п. 3 письма ВХСУ от 07.12.2001 г. № 01-2.2/313 и письмах Фонда от 06.02.2002 г. № 06ю-45/183-58/2 и от 20.02.2002 г. № 06ю-65/279-84/2.

С указанной даты этот вопрос был урегулирован и согласно ч. 2 ст. 20 Закона № 875 нарушение сроков уплаты административно-хозяйственных санкций влечет за собой начисление пени в размере 120 % годовых учетной ставки НБУ, действовавшей на момент уплаты, за каждый календарный день ее просрочки, включая день уплаты.

Порядок начисления пени и ее уплаты утвержден приказом Минтруда от 15.05.2007 г. № 223 (далее - Порядок начисления пени). Он устанавливает механизм начисления пени субъектами хозяйствования, в том числе физическими лицами, использующими наемный труд (далее - работодатели), за нарушение сроков уплаты административно-хозяйственных санкций, предусмотренных ст. 20 Закона № 875.

Пеня согласно п. 2.2 Порядка начисления пени является штрафной санкцией, исчисляемой в процентах от суммы несвоевременно уплаченной административно-хозяйственной санкции. Пеня начисляется в размере 120 % годовой учетной ставки НБУ, действующей на момент уплаты, за каждый календарный день просрочки, на полную сумму недоимки за весь ее срок. При расчете пени ее однодневный размер округляется до второго знака после запятой в общем порядке арифметического округления. Причем пеня на пеню не начисляется.

Начисление пени производится со следующего дня предельного срока уплаты административно-хозяйственных санкций, то есть с 16 апреля года, следующего за годом, в котором произошло нарушение норматива. В случае если срок уплаты административно-хозяйственных санкций совпадает с выходным (праздничным) днем, то последним днем предельного срока уплаты считается первый рабочий день после выходного (праздничного) дня, а пеня начисляется, начиная со второго рабочего дня после выходного (праздничного) дня.

Начисление пени осуществляется на дату фактического погашения суммы долга (части долга) за каждый календарный день просрочки платежа. При частичном погашении долга сумма такой части определяется с учетом пени, начисленной на такую часть долга.

Пример начисления пени приведен в п. 4 Порядка начисления пени.

Пеня уплачивается работодателями за счет прибыли, остающейся после уплаты всех налогов и сборов (обязательных платежей). Причем при отсутствии средств на счетах работодателя взыскание может быть обращено на его имущество (ч. 5 ст. 20 Закона № 875).

Согласно п. 3.9 Порядка начисления пени момент уплаты пени работодателем определяется в зависимости от формы платежа. При уплате наличными средствами моментом уплаты пени считается день внесения денег в соответствующие кассы на балансовый счет 3510 в учреждения НБУ, открытый в органах Госказначейства, или на балансовый счет 2510 в учреждения коммерческих банков. При переводе денег почтой или через учреждение банка моментом оплаты считается день внесения денег на почту или в банк, а при перечислении пени со счета работодателя в учреждении банка - день списания банком суммы платежа со счета, независимо от даты ее зачисления в бюджет.

Если при начислении пени работодателем была допущена переплата, то согласно п. 3.12 Порядка начисления пени такие суммы переплаты зачисляются ему как авансовые платежи на следующий отчетный год по административно-хозяйственным санкциям и пене. Таким образом, переплата по пене работодателю не возвращается.

 

Административная ответственность

Как было указано выше, после внесения изменений Законом Украины от 06.10.2005 г. № 2960-IV в КУоАП, ст. 1881 теперь установлена административная ответственность за невыполнение должностным лицом, использующим наемный труд, норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, непредставления в Фонд отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов. За это нарушение предусмотрен штраф в размере от 10 до 20 необлагаемых минимумов доходов граждан (от 170 до 340 грн.).

Фонд в письме от 28.12.2006 г. № 06ю-389/2588 разъясняет, что административная ответственность установлена за:

- невыполнение норматива;

- непредставление в Фонд отчета о занятости и трудоустройства инвалидов.

При этом в первом случае штраф будет налагаться за невыполнение норматива на должностное лицо, которое имеет право принимать на работу и освобождать работников, и на физическое лицо, использующее наемный труд, а во втором случае - на должностное лицо предприятия, обязанное представлять отчет.

Протокол об этом правонарушении согласно ст. 255 КУоАП уполномочены составлять органы Минтруда, к которым относится и Фонд (см. также письмо от 28.02.2007 г. № 1/6-110). Форма протокола об административном правонарушении и порядок ее заполнения утверждены приказом Минтруда от 14.03.2007 г. № 99.

Особенности применения административной ответственности рассмотрены также в письмах Фонда от 26.02.2008 г. № 1/6-43/06, от 21.02.2006 г. № 06ю-21/242-43/2 и от 14.07.2006 г. № 06ю-162/1274-3427/3 и Минюста от 10.04.2009 г. № 4787-0-26-09-22.

 

Налоговый и бухгалтерский учет штрафных санкций за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов и пени

Суммы штрафных санкций за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов и пеня за несвоевременную уплату этих штрафов в соответствии с п.п. 5.3.5 п. 5.3 ст. 5 Закона о прибыли не включаются в состав валовых расходов.

В бухгалтерском учете эти суммы отражаются в соответствии с письмом Минфина от 16.03.2009 г. № 31-34000-10-10/7149.

 

Контроль за соблюдением норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов

26 декабря 2007 года вступил в силу Закон Украины от 05.04.2007 г. № 877-V "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" (далее - Закон о госнадзоре). Долгое время Фонд отказывался от того, что нормы этого закона распространяются на проводимые им проверки (см., например, письма от 27.01.2009 г. № 1/3-12/06, от 29.01.2008 г. № 1/5-58/06 и от 22.10.2007 г. № 1/6-449).

Однако в конце 2009 года КМУ постановлением от 03.12.2009 г. № 1288 утвердил критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, которые должны выполнять норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов, и определяется периодичность осуществления плановых мер государственного надзора (контроля). В связи с чем вопрос распространения норм Закона о госнадзоре на проводимые Фондом и его территориальными органами проверки должен быть снят.

Следует обратить внимание, что постановлением КМУ от 21.05.2009 г. № 502 "О временных ограничениях относительно осуществления мер государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31 декабря 2010 года" (далее - Постановление № 502) введен ряд ограничений на проведение проверок контролирующими органами. Действие этого документа с учетом вышеизложенного распространяется и на органы госпожнадзора. В соответствии с Постановлением № 502 на период до 31 декабря 2010 года временно прекращено проведение плановых проверок предпринимателей органами, осуществляющими государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности. Исключение составляют субъекты хозяйствования, отнесенные в соответствии с утвержденными КМУ критериями оценки степени риска к субъектам с высокой степенью риска.

Постановлением № 502 также установлены ограничения на проведение внеплановых проверок субъектов хозяйствования, за исключением проверок, проводимых по обращениям физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований действующего законодательства или по представлению субъектом хозяйствования в соответствующий орган письменного заявления о проведении проверки по его желанию.

Таким образом, должностные лица органов Фонда до 31 декабря 2010 года имеют право проводить только:

- плановые проверки субъектов хозяйствования, отнесенных постановлением от 03.12.2009 г. № 1288 к субъектам с высокой степенью риска;

- внеплановые проверки по обращениям физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства или по представлению субъектом хозяйствования в соответствующий орган письменного заявления о проведении проверки по его желанию.

Кроме этого, отметим, что Законом Украины от 15.12.2009 г. № 1759-VI до 1 января 2011 года установлен мораторий на осуществление мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными или служебными лицами относительно субъектов малого предпринимательства, кроме проведения проверок субъектов малого предпринимательства, хозяйственная деятельность которых отнесена к высокой степени риска.

 

Целевые займы и дотации для создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов

После внесенных в Закон № 875 изменений Законом Украины от 23.02.2006 г. № 3483-IV для создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов могут предоставляться не только целевые займы, но и дотации.

В соответствии со ст. 181 Закона № 875 государственная служба занятости может за счет Фонда предоставлять дотацию работодателям на создание специальных мест для инвалидов, зарегистрированных в службе занятости, а также проводить профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку этой категории инвалидов в порядке, установленном КМУ. Такие порядки утверждены постановлением КМУ от 27.12.2006 г. № 1836.

Согласно ст. 20 Закона № 875 отделения Фонда могут предоставлять предприятиям в случае их обращения целевые займы для создания рабочих мест для трудоустройства инвалидов. При этом указанные займы являются беспроцентными и предоставляются на договорных условиях только предприятиям, обеспечивающим норматив рабочих мест, при их обращениях в отделения Фонда.

Отметим, что отличие предоставляемых дотаций и целевых займов состоит в том, что дотации предоставляются работодателям для создания именно специальных мест для инвалидов, а целевые займы - для обычных рабочих мест для инвалидов.

 

Порядок предоставления дотации

Дотации могут предоставляться предприятиям, учреждениям, организациям (кроме бюджетных и неприбыльных) или уполномоченным ими органам либо физическим лицам, использующим наемный труд, по месту регистрации в качестве плательщика страховых взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы. Дотации предоставляются при условии, что трудовой договор с инвалидом не будет расторгнут по инициативе работодателя в течение 2 лет со дня трудоустройства инвалида. Перечень условий, при которых работодателю дотация не предоставляется, определен п. 4 Порядка предоставления дотации.

Для рассмотрения вопроса о предоставлении дотации работодатель представляет в центр занятости (см. также письмо Фонда от 26.02.2008 г. № 1/6-43/06):

- информацию о наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей) по форме 3-ПН или письмо о согласии на трудоустройство инвалида путем создания специального рабочего места;

- справку, подтвержденную центром занятости, о том, что в течение последних 6 месяцев работодатель не проводил реорганизацию или перепрофилирование предприятия, учреждения или организации, сокращение численности (штата) инвалидов по профессии (специальности), на которую трудоустраивается инвалид;

- письменное согласие на принятие инвалида на специальное рабочее место (на выданном центром занятости направлении на трудоустройство). Образец направления должен быть разработан и утвержден Минтруда;

- расчет размера дотации на создание специального рабочего места. Согласно п. 11 Порядка предоставления дотации размер дотации на создание одного специального рабочего места для инвалида не должен превышать 40 минимальных заработных плат;

- решение межведомственной Комиссии по вопросам деятельности предприятий и организаций общественных организаций инвалидов или региональной комиссии в случае рассмотрения вопроса о целесообразности предоставления дотаций предприятиям и организациям общественных организаций инвалидов.

Центр занятости в течение 15 календарных дней рассматривает указанные документы, после чего передает их в территориальное отделение Фонда, которое, в свою очередь, в течение 10 календарных дней принимает решение о предоставлении дотации или отказе в ее предоставлении. При принятии положительного решения центр занятости и Фонд в течение следующих 10 календарных дней заключают с работодателем договор о трудоустройстве инвалида и предоставлении дотации (перечень условий, которые оговариваются в договоре, определен п. 9 Порядка предоставления дотации). Форма такого договора утверждена приказом Государственного центра занятости и Фонда социальной защиты инвалидов от 19.11.2007 г. № 91/109.

Отметим, что центр занятости ежеквартально вместе с территориальным отделением Фонда проверяют в течение 2 лет выполнение условий заключенного договора и использование дотации работодателем.

Вопросы, связанные с получением дотации от Фонда на создание специального рабочего места для инвалидов работодателем, численность работников которого менее 8 лиц, рассмотрены в письме от 08.05.2007 г. № 1/5-413 и от 01.11.2007 г. № 1/6-464.

 

Профессиональное обучение инвалидов

Профессиональное обучение инвалидов может проводиться в случае:

- невозможности подобрать работу из-за отсутствия у инвалида необходимой квалификации;

- необходимости изменить квалификацию в связи с отсутствием работы, которая соответствует профессиональным навыкам инвалида;

- утраты способности выполнять работу по предыдущей профессии;

- отсутствия профессии;

- необходимости подобрать работу инвалиду, в том числе с возможностью выполнения работы на дому, в соответствии с рекомендациями МСЭК, имеющейся квалификации и с учетом его пожеланий.

Профессиональное обучение инвалида проводится в профессионально-технических и высших учебных заведениях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности и подчинения (при наличии у них лицензии на предоставление образовательных услуг, кроме случаев, предусмотренных законодательством) на договорной основе между учебным заведением, территориальным отделением Фонда и государственной службой занятости. Этот вопрос также рассмотрен в письме Фонда социальной защиты инвалидов от 05.08.2008 г. № 1/8-82/06.

Расходы на обучение инвалида возмещаются Фондом на основании представленной учебным заведением сметы. К таким расходам относится оплата учебы в соответствии с договором, заключенным между учебным заведением, территориальным отделением Фонда и государственной службой занятости, проезд инвалида к учебному заведению и проживание в период обучения, если она проводится не по месту постоянного проживания инвалида.

 

ЛЬГОТЫ И ГАРАНТИИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ

Особенности трудоустройства инвалидов

В целях реализации творческих и производительных способностей инвалидов, а также учета их индивидуальных программ реабилитации в соответствии со ст. 17 Закона № 875 указанные лица обеспечиваются правом работать на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые обязаны выполнять установленные нормативы по созданию рабочих мест для трудоустройства инвалидов.

Согласно ст. 18 Закона № 875 и ст. 12 Закона Украины от 14.10.92 г. № 2694-XII "Об охране труда" работодатели, использующие труд инвалидов, обязаны создавать для них условия труда с учетом рекомендаций МСЭК и индивидуальных программ реабилитации; принимать дополнительные меры безопасности труда, соответствующие специфическим особенностям этой категории работников; обеспечивать другие социально-экономические гарантии, предусмотренные действующим законодательством.

Помимо вышеуказанного, КЗоТ дополнительно предусматривает следующее:

- при приеме на работу инвалидов, направленных на работу в соответствии с рекомендацией МСЭК, испытательный срок не устанавливается (ст. 26 КЗоТ);

срочный трудовой договор (п. 2 и 3 ст. 23 КЗоТ) может быть досрочно расторгнут по требованию работника в случае его болезни или инвалидности, препятствующих выполнению работы (ст. 39 КЗоТ);

сокращенное рабочее время продолжительностью 6 часов в сутки (36 часов в неделю) для инвалидов  I и II групп, работающих на предприятиях, в цехах и на участках, предназначенных для использования труда инвалидов, если они не пользуются правом на получении более высоких льгот (см. ст. 51 КЗоТ, постановление Совета Министров СССР от 14.09.73 г. № 674 "О мерах по дальнейшему улучшению использования труда пенсионеров по старости и инвалидов в народном хозяйстве и связанных с этим дополнительных льготах", письмо Минтруда от 29.03.2007 г. № 713/19/71-07);

работа инвалидов в ночное время допускается только по их согласию и при условии, что это не противоречит медицинским рекомендациям (ст. 55 КЗоТ);

привлечение инвалидов к сверхурочным работам возможно только по их согласию и при условии, что это не противоречит медицинским рекомендациям (ст. 63 КЗоТ);

- в случаях, предусмотренных законодательством, на работодателя возлагается обязанность организовать обучение, переквалификацию и трудоустройство инвалидов в соответствии с медицинскими рекомендациями, установить по их просьбе неполный рабочий день или неполную рабочую неделю и создать льготные условия труда (ст. 172 КЗоТ, письмо Минтруда от 29.03.2007 г. № 713/19/71-07);

при сокращении численности или штата работников в связи с изменениями в организации производства и труда при равных условиях производительности труда и квалификации преимущественное право остаться на работе предоставляется инвалидам войны, лицам, на которых распространяется действие Закона Украины от 22.10.93 г. № 3551-XII "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты", и работникам, получившим на этом предприятии, в учреждении, организации трудовое увечье или профессиональное заболевание (п.п. 5 и 7 ст. 42 КЗоТ).

Подтверждением того, что работник является инвалидом, как указывает Фонд в письме от 26.03.2007 г. № 1/6-172, являются следующие документы:

- копия справки МСЭК о группе и причине инвалидности;

- копия пенсионного удостоверения или удостоверения получателя государственной социальной помощи, выплачиваемой вместо пенсии.

При этом Фонд в указанном письме делает вывод, что группа инвалидности у принятого работника, являющегося инвалидом, не имеет значения.

 

Особенности трудоустройства инвалида-чернобыльца

В соответствии с п. 7 ст. 20 Закона Украины от 28.02.91 г. № 796-XII "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы" (далее - Закон № 796) инвалиды из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и пострадавшие от Чернобыльской катастрофы (ст. 10, 11 и ч. 3 ст. 12 указанного закона), в отношении которых установлена причинная связь инвалидности с Чернобыльской катастрофой, заболевшие вследствие Чернобыльской катастрофы лучевой болезнью, имеют преимущественное право остаться на работе в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе при ликвидации, реорганизации или перепрофилировании предприятия, сокращении численности или штата работников. В случае увольнения работников-инвалидов по перечисленным причинам им выплачивается пособие в размере трехкратной среднемесячной зарплаты, а также сохраняется по их желанию должностной оклад, тарифная ставка (оклад) на новом месте работы, но не более одного года. Им также гарантируется трудоустройство или возможность обучения новым профессиям (специальностям) с сохранением в установленном порядке средней заработной платы по последнему месту работы за весь период переподготовки, но не более одного года.

 

Порядок предоставления отпусков

Согласно действующему законодательству предоставление отпусков работникам-инвалидам имеет следующие особенности:

- в соответствии с ч. 7 ст. 10 Закона Украины от 15.11.96 г. № 504/96-ВР "Об отпусках" (далее - Закон об отпусках) работнику-инвалиду по его желанию предоставляется ежегодный отпуск полной продолжительности до истечения шестимесячного срока непрерывной работы в первый год работы на данном предприятии. Кроме того, согласно ч. 12 ст. 10 этого закона инвалидам по их желанию ежегодные отпуска предоставляются в удобное для них время;

для инвалидов I и II групп продолжительность ежегодного основного отпуска составляет 30 календарных дней, для инвалидов III группы - 26 календарных дней (ст. 6 Закона об отпусках);

- если условиями коллективного договора предусмотрен ежегодный дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день (ст. 8 Закона об отпусках), то по общему правилу такой отпуск прибавляется к основному ежегодному отпуску. То есть для инвалидов I и II групп 30 календарных дней плюс дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день, продолжительность которого определена коллективным договором, а инвалидам III группы - 26 календарных дней плюс такой дополнительный отпуск;

- неполное рабочее время (неполный рабочий день или неполная рабочая неделя) не влечет за собой каких-либо ограничений трудовых прав работников ч. 3 ст. 56 КЗоТ. Поэтому ежегодный основной отпуск предоставляется инвалидам в зависимости от группы инвалидности, то есть или 26, или 30 календарных дней;

отпуск без сохранения заработной платы по желанию работника предоставляется в обязательном порядке инвалидам I и II групп продолжительностью до 60 календарных дней ежегодно (п. 7 ст. 25 Закона об отпусках), а инвалидам III группы - до 30 календарных дней ежегодно (п. 6 ст. 25);

работнику, ставшему инвалидом вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности, согласно п. 5 ст. 34 Закона Украины от 23.09.99 г. № 1105-XIV "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли утрату трудоспособности" периодически, но не реже одного раза в 3 года, а инвалидам I группы ежегодно, по медицинскому заключению бесплатно предоставляется путевка для санаторно-курортного лечения. Если ежегодный отпуск уже был использован до получения путевки, то предоставляется дополнительный отпуск для лечения (включая время проезда) с сохранением на это время среднемесячного заработка, который он имел до повреждения здоровья, или заработка, сложившегося перед отпуском (по выбору инвалида);

работникам, отнесенным к первой и второй категории пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы, п. 22 ст. 20 и п. 1 ст. 21 Закона № 796 предусмотрено предоставление ежегодного дополнительного отпуска с сохранением заработной платы сроком 14 рабочих дней. Отметим, что такой отпуск на 14 рабочих дней предоставлялся до 1 июля 1997 года. Однако с указанной даты продолжительность отпусков рассчитывается в календарных днях (ст. 5 Закона об отпусках). Согласно п. 3 постановления Верховной Рады Украины от 15.11.96 г. № 505/96-ВР "О порядке введения в действие Закона Украины "Об отпусках" отпуск, который в соответствии с другими законами определялся в рабочих днях, пересчитывается в календарные дни по определенной в этом постановлении формуле. Поэтому отпуск, предоставляемый на основании п. 22 ст. 20 и п. 1 ст. 21 Закона № 796 продолжительностью 14 рабочих дней, пересчитывается в календарные дни и его продолжительность составляет 16 календарных дней.

 

Получение пособия по временной нетрудоспособности

Работники-инвалиды из числа участников ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС при наступлении временной нетрудоспособности имеют право:

- получать пособие по временной нетрудоспособности в размере 100 % средней заработной платы независимо от страхового стажа (п. 8 ст. 20 Закона № 796);

- получать пособие по временной нетрудоспособности до 4 месяцев подряд либо до 5 месяцев в календарном году (п. 9 ст. 20 Закона № 796);

- получать листок нетрудоспособности за весь период лечения в санаториях и специализированных лечебных заведениях с учетом времени проезда туда и обратно, с выплатой пособия по временной нетрудоспособности независимо от того, кем и за чей счет выдана путевка (п. 16 ст. 20 Закона № 796).

Также правом на оплату временной нетрудоспособности в 100 % размере (независимо от страхового стажа) пользуются инвалиды, на которых распространяется действие Закона Украины от 22.10.93 г. № 3551-XII "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты".

 

Порядок налогообложения

Уплата взносов на пенсионное и социальное страхование

Взносы на пенсионное страхование

Начисления: в соответствии с п. 1 ст. 4 Закона Украины от 26.06.97 г. № 400/97-ВР "О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование" (далее - Закон № 400) для предприятий, на которых работают инвалиды, сбор на пенсионное страхование определяется отдельно по ставке 4 % от объекта налогообложения для работающих инвалидов и по общей действующей ставке от объекта налогообложения для других работников такого предприятия.

Помимо указанного, абз. 6 п. 1 ст. 4 Закона № 400 установлено, что для предприятий всеукраинских общественных организаций инвалидов, где количество инвалидов составляет не менее 50 % общей численности работающих, взносы на пенсионное страхование уплачиваются по ставке 4 % от объекта обложения для всех работников предприятия.

Отметим, что документом, который бы подтверждал количество инвалидов, постоянно работающих на предприятии, для применения указанной нормы (в том числе это касается и льгот, предусмотренных п.п. 5.2.1 п. 5.2 ст. 1 Закона об НДС), является справка о количестве работающих инвалидов, выдаваемая отделениями Фонда в порядке, утвержденном приказом Минтруда от 25.03.2002 г. № 169.

В соответствии с нормами этого документа предприятие, в том числе предприятие, организация общественной организации инвалидов, их обособленные подразделения, а также физическое лицо, использующее наемный труд, для получения справки должно подать в отделение Фонда по своему местонахождению следующие документы:

- заявление;

- копию справки из ЕГРПОУ;

- отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов за предыдущий год. При этом если юридические и физические лица зарегистрированы менее года, то отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов подается ими за весь период деятельности, но не менее чем за один отчетный квартал;

- список работающих инвалидов.

При отказе в выдаче справки Фонд обязан предоставить аргументированный ответ заявителю с указанием причин такого отказа (не предоставлены необходимые документы, документы не оформлены должным образом и т. п.).

Удержания: осуществляются на общих основаниях.

 

Взносы на социальное страхование по временной утрате трудоспособности

Начисления и удержания: осуществляются на общих основаниях. Специфика предусмотрена только для наемных работников - инвалидов, которые работают на предприятиях и в организациях УТОГ и УТОС.

 

Взносы на социальное страхование на случай безработицы

Начисления: осуществляются на общих основаниях.

Удержания: работающие инвалиды являются застрахованными лицами, поэтому из их заработной платы должны удерживаться взносы на социальное страхование на случай безработицы (дополнительно см. письмо Государственного центра занятости Минтруда от 10.11.2006 г. № ДЦ-11-5809/0/6-06).

 

Взносы на социальное страхование от несчастного случая на производстве

Начисления: льготы по уплате взносов согласно ст. 5 Закона Украины от 22.02.2001 г. № 2272-III "О страховых тарифах на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли за собой утрату трудоспособности" установлены только для предприятий и организаций инвалидов, из чего следует, что на фонд оплаты труда инвалидов, работающих на других предприятиях, взносы начисляются на общих основаниях.

Удержания: в соответствии со ст. 46 Закона Украины от 23.09.99 г. № 1105-XIV "Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли утрату трудоспособности" наемные работники, в том числе инвалиды, не несут никаких расходов на социальное страхование от несчастных случаев.