ИЩИТЕ ИНВАЛИДОВ, ИНАЧЕ ШТРАФОВ НЕ ИЗБЕЖАТЬ

"Экспресс-анализ законодательных и нормативных актов"

№ 7, от 15 февраля 2010 г.

Дмитрий Юровский

эксперт Центра "Консульт"

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ

КАС Украины — Кодекс административного судопроизводства Украины.

ХК Украины — Хозяйственный кодекс Украины.

Закон № 2960 — Закон Украины от 06.10.2005 г. № 2960-IV "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины о профессиональной и трудовой реабилитации инвалидов".

Закон № 3483 — Закон Украины от 23.02.2006 г. № 3483-IV "О внесении изменений в некоторые законы Украины по реализации инвалидами права на трудовую занятость".

Закон об основах социальной защищенности инвалидов — Закон Украины от 21.03.1991 г. № 875-ХІІ "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине".

Постановление № 9/422 — Постановление Окружного административного суда г. Киева от 01.04.2009 г. № 9/422 "О взыскании суммы".

 

В известном фильме "Операция "Ы" и другие приключения Шурика" на вопрос: "Где этот чертов инвалид?" здоровенный детинушка в исполнении Евгения Моргунова, оттолкнув пузом спрашивающего, грозно сообщил: "Не шуми! Я инвалид!".

В настоящее время Закон об основах социальной защищенности инвалидов требует от предприятий и организаций всех форм собственности, а также частных предпринимателей самостоятельно трудоустраивать инвалидов.

Хотя до внесения в 2005 году Законом № 2960 изменений в данный Закон "старая" редакция Закона об основах социальной защищенности инвалидов требовала только создавать рабочие места для инвалидов.

А это, как говорится, две большие разницы!

Законом № 2960 был оставлен процент рабочих мест для инвалидов в размере 4%, существовавших ранее, как и обязанность предприятия или организации самостоятельно уплачивать административно-хозяйственные санкции за нетрудоустройство инвалидов в размере среднегодовой заработной платы за одного нетрудоустроенного инвалида (первый абзац ст. 19 Закона об основах социальной защищенности инвалидов).

Фактически Закон об основах социальной защищенности инвалидов ввел в свое время "налог на инвалидов", который должны уплачивать все предприятия, да еще и частные предприниматели (как будто они мало государству отдают).

Административно-хозяйственные санкции должны уплачиваться ежегодно в срок до 15 апреля года, следующего за годом нарушения норматива (четвертый абзац ст. 20 Закона об основах социальной защищенности инвалидов).

Если нужное количество инвалидов на вашем предприятии в прошлом году не работало, то санкции заплатить придется!

Легче с трудоустройством инвалидов малым предприятиям, так как у них и норматив пониже, да и трудоустроить такое незначительное количество инвалидов не составит большого труда; а как быть крупным?

Например, среднего размера заводу, где работает 5 000 чел. и среднегодовая зарплата составляет 1 800 грн. и по производственным причинам (допустим, вредное производство) трудоустроено не 200 инвалидов, а только 20, придется заплатить штрафных санкций Фонду социальной защиты инвалидов ни много, ни мало — 3 888 000 грн. [1 800 (грн.) х 12 (мес.) х 180 (чел.)].

А таких предприятий в государстве сотни (если не тысячи), которые пока еще работают невзирая на мировой финансовый кризис!

Так что — ищите инвалидов, а если не получается найти или они не очень-то к вам идут на работу, или в вашем регионе просто нет нетрудоустроенных инвалидов или нет инвалидов, вообще, то ищите хорошего адвоката!

Да, самое главное: административно-хозяйственные санкции предприятие (организация, частный предприниматель) обязано платить само! Без предупреждения!

Это только налоговая инспекция благородно присылает налоговое уведомление, в котором указывает размер государственных претензий к вам.

А Фонд социальной защиты инвалидов такой вежливый жест, в силу Закона об основах социальной защищенности инвалидов, делать не обязан, — здесь надо штрафы платить предприятию самому, без официального требования государственного органа и без предупреждения!

В случае неуплаты Фонд социальной защиты инвалидов и, почему-то, прокуратура (может, чтобы было страшнее?) вызывают неплательщика в суд по иску о взыскании штрафных санкций. А в случае неуплаты на сумму задолженности, согласно второму абзацу ст. 20 Закона об основах социальной защищенности инвалидов, начисляется пеня в размере 120 % ставки НБУ в год!

Так что, не успеете опомниться, как судебный исполнитель по решению суда по иску Фонда социальной защиты инвалидов арестует и счета, и имущество! Где только тогда будут работать инвалиды (да и лица без физических недостатков)?!

Кроме того, Закон об основах социальной защищенности инвалидов требует, чтобы место работы инвалида на предприятии было основным, только тогда оно будет считаться занятым инвалидом! Кроме того, на практике сотрудники Фонда социальной защиты инвалидов требуют, чтобы инвалид работал на предприятии с 1 января текущего года, только тогда место будет считаться занятым инвалидом. Закон об основах социальной защищенности инвалидов также предписывает трудоустраивать психически больных людей (четвертый абзац ст. 19 Закона об основах социальной защищенности инвалидов).

Так что, на предприятии может подобраться интересная компания: обычные люди вкалывают, а инвалиды и сумасшедшие, получая зарплату, сидят, отдыхают и злорадно подхихикивают над трудягами (зачем же работать, если Закон об основах социальной защищенности инвалидов еще и запрещает увольнять инвалидов)! А если вы против, — платите государству "налог на инвалидов"!

Напомним читателям, что еще 23.02.2006 г. "инвалидное" законодательство пополнилось еще одним законодательным актом — Законом № 3483, который внес изменения в некоторые законы Украины относительно реализации инвалидами права на трудовую деятельность.

В нашей статье мы будем использовать также и его положения при анализе вопроса "ОБЯЗАН ИЛИ НЕТ" работодатель ТРУДОУСТРАИВАТЬ инвалидов. А основным законодательным актом у нас по-прежнему продолжает оставаться Закон об основах социальной защищенности инвалидов.

Так что, вопрос серьезный! Дело за профессионалами: необходимо выработать надежную правовую позицию в защиту труженика от бездельника, что мы и попытаемся сделать в настоящей статье.

Выделим основные моменты, о которых нужно помнить всем предприятиям, организациям и частным предпринимателям, использующим труд наемных работников.

Первый. В соответствии с абзацем третьим ст. 18 Закона об основах социальной защищенности инвалидов установлена обязанность работодателей выделять и создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов:

"Предприятия, учреждения, организации, физические лица, использующие наемный труд, обязаны выделять и создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов, в том числе специальные рабочие места, создавать для них условия труда с учетом индивидуальных программ реабилитации и обеспечивать другие социально-экономические гарантии, предусмотренные действующим законодательством, предоставлять государственной службе занятости информацию, необходимую для организации трудоустройства инвалидов, и отчитываться Фонду социальной защиты инвалидов о занятости и трудоустройстве инвалидов в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины".

То есть создание рабочего места в установленном законом порядке, с участием соответствующих государственных органов, информирование Фонда занятости и Фонда социальной защиты инвалидов является обязанностью предприятия.

А в соответствии с абзацем третьим ст. 19 Закона об основах социальной защищенности инвалидов трудоустройство инвалидов осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 18 данного Закона:

"Предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, физические лица, использующие наемный труд, самостоятельно осуществляют трудоустройство инвалидов в счет нормативов рабочих мест исходя из требований статьи 18 данного Закона".

Второй. В соответствии с абзацем первым ст. 18 Закона об основах социальной защищенности инвалидов в редакции Закона № 3483 трудоустраиваться или не трудоустраиваться на созданные рабочие места — это уже право инвалидов:

"Обеспечение прав инвалидов на трудоустройство и оплачиваемую работу, в том числе с условием о выполнении работы дома, осуществляется путем их непосредственного обращения в предприятия, учреждения, организации или в государственную службу занятости".

Третий. Абзацем первым ст. 19 Закона об основах социальной защищенности инвалидов в редакции Закона № 2960 установлен норматив рабочих мест для инвалидов:

"Для предприятий, учреждений, организаций, в том числе предприятий, организаций общественных организаций инвалидов, физических лиц, использующих наемный труд, устанавливается норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере четырех процентов среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год, а если работает от 8 до 25 лиц, в количестве одного рабочего места".

То есть работодатели, у которых работает менее 8 чел., трудоустраивать инвалидов, по Закону об основах социальной защищенности инвалидов, не обязаны!

Четвертый. Если основная линия защиты, которую избирали предприятия во время действия "старой" редакции Закона об основах социальной защищенности инвалидов, основывалась на том, что данный Закон не обязывал трудоустраивать инвалидов, а обязывал создавать для них рабочие места, то в "новой" редакции Закона об основах социальной защищенности инвалидов предпринята попытка этот "пробел" исправить — абзац пятый ст. 19 данного Закона устанавливает следующее правило:

"Выполнением норматива рабочих мест в количестве, определенном в соответствии с частью первой этой статьи, считается трудоустройство предприятием, учреждением, организацией ... физическим лицом, которые используют наемный труд, инвалидов, для которых это место работы является основным",

то есть законодатель ставит условием выполнения норматива рабочих мест для инвалидов их трудоустройство!

Пятый. В соответствии с абзацем восьмым ст. 19 Закона об основах социальной защищенности инвалидов Фонд социальной защиты инвалидов имеет право проводить проверки предприятия.

Шестой. В соответствии с абзацем девятым ст. 19 Закона об основах социальной защищенности инвалидов работодатель, нанявший более 8 чел., обязан зарегистрироваться в Фонде социальной защиты инвалидов и подавать отчетность.

Седьмой. Статья 20 Закона об основах социальной защищенности инвалидов в новой редакции устанавливает санкции за нарушение данного Закона:

- за нетрудоустройство инвалида абзацем, первым данной статьи устанавливается ежегодный штраф в размере среднегодовой зарплаты на данном предприятии за каждое место, не занятое инвалидом; штраф для работодателей, у которых работает от 8 до 15 человек, устанавливается в половинном размере;

- штраф в соответствии с абзацем четвертым должен быть уплачен до 15 апреля года, следующего за годом нарушения норматива трудоустройства инвалидов;

- в соответствии с абзацем третьим установлена пеня в размере 120 % учетной ставки НБУ за несвоевременную уплату штрафа.

Восьмой (Рекомендации). Поскольку законодательством апелляционные процедуры обжалования решений Фонда социальной защиты инвалидов не предусмотрены, все споры разрешаются в судебном порядке, то рекомендации, как предприятию действовать, мы будем давать, исходя из того, что защищаться нужно будет в суде.

Разрабатывая методику действия предприятия, в первую очередь следует опираться на судебную практику Верховного Суда Украины по "инвалидным" спорам, которая существует, является единообразной и дает ответы на многие возникающие у нас вопросы, поскольку только наивысшая судебная инстанция в Украине — Верховный Суд Украины принимает окончательное, не подлежащее обжалованию решение по всем судебным спорам.

По мнению автора, основой судебной практики ВСУ по этой категории дел являются Постановление Судебной палаты по хозяйственным спорам ВСУ от 08.02.2005 г. № 17/20 и Постановление ВСУ от 15.03.2005 г. № 27/64.

Следует также отметить, что спор между Фондом социальной защиты инвалидов и предприятием (организацией, предпринимателем) будет рассматриваться в административном, а не хозяйственном суде в соответствии с правилами административного судопроизводства, установленными КАС Украины, — это тоже нужно учитывать, отправляясь в судебное заседание.

Как это четко указал Верховный Суд Украины, к правоотношениям по применению штрафных санкций за не создание рабочих мест для инвалидов и не трудоустройство инвалидов следует применять ч. 1 и ч. 2 ст. 218 "Основания хозяйственно-правовой ответственности" ХК Украины, в которой указано следующее:

"1. Основанием хозяйственно-правовой ответственности участника хозяйственных отношений является совершенное им правонарушение в сфере хозяйствования.

2. Участник хозяйственных отношений отвечает за невыполнение или ненадлежащее выполнение хозяйственного обязательства или нарушение правил осуществления хозяйственной деятельности, если не докажет, что им предприняты все зависящие от него меры для недопущения хозяйственного правонарушения. В случае если иное не предусмотрено законом или договором, субъект хозяйствования за нарушение хозяйственного обязательства несет хозяйственно-правовую ответственность, если не докажет, что надлежащее выполнение обязательства оказалось невозможным в результате действия непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств при данных условиях осуществления хозяйственной деятельности. Не считаются такими обстоятельствами, в частности, нарушение обязательств контрагентами правонарушителя, отсутствие на рынке нужных для выполнения обязательства товаров, отсутствие у должника необходимых средств".

Позиция Верховного Суда Украины по применению данной нормы ХК Украины такова: если хозяйствующий субъект предпринял все предусмотренные законом меры для трудоустройства инвалидов, но по не зависящим от него причинам инвалиды не были трудоустроены, то он освобождается от ответственности в виде применения штрафных санкций. Мы не считаем возможным отступать от этой позиции и, основываясь на ней, предлагаем предприятиям действовать следующим образом:

• приказом руководителя предприятия создать комиссию по трудоустройству инвалидов;

• обратиться с письмом к соответствующим государственным органам (территориальному отделению Госнадзорохрантруда, Фонду социальной защиты инвалидов) для делегирования их представителя в состав комиссии (копия письма и доказательства его направления должны быть сохранены на случай суда);

• комиссия предприятия с участием сотрудников указанных государственных органов (или без их участия, если они не сочтут необходимым присутствовать) своим решением, оформленным в письменной форме, должна выделить (создать) рабочие места для инвалидов; определить количество инвалидов, которых работодатель может трудоустроить (исходя из установленного Законом о социальной защищенности инвалидов норматива); определить квалификационные требования (образование, стаж работы и т. п.) к инвалидам; оформить данное решение в письменной форме;

• копию решения комиссии с сопроводительной запиской руководителя предприятия с предложением направлять инвалидов для трудоустройства передать в территориальные отделения Фонда социальной защиты инвалидов и Государственной службы занятости (копию решения и сопроводительной записки, а также доказательства их направления указанным органам сохранить на случай суда);

• разместить объявление в местной газете с указанием количества инвалидов, которых предприятие готово трудоустроить, квалификационных требований к ним (экземпляр газеты сохранить на случай суда);

• своевременно подавать Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов (государственная статистическая отчетность по форме № 10-III, утвержденная приказом Минтруда Украины от 10.02.2007 г. № 42) (копию и доказательства подачи отчета сохранить на случай суда).

Все эти действия являются необходимым и достаточным доказательством того, что работодатель создал рабочие места для инвалидов и предпринял все зависящие от него меры для трудоустройства инвалидов, а нетрудоустройство инвалидов произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы (отсутствие волеизъявления инвалидов на трудоустройство), и ответственность за это работодатель нести не может!

К примеру, в Постановлении № 9/422 так и говорится, что ответчик (то есть предприятие, которое не трудоустроило инвалидов) не предоставил ни одного доказательства того, что им были совершены все возможные действия по выполнению норматива рабочих мест.

Учитывая вышеизложенное, Окружной административный суд г. Киева пришел к выводу, что не сдача соответствующих отчетов и не совершение ответчиком всех других действий, результатом которых было бы выполнение норматива рабочих мест инвалидов, свидетельствуют об отсутствии объективных причин невыполнения норматива, не зависящих от воли ответчика, а обратное не отмечено и не доказано суду.

И помните — для победы в суде необходимо не только действовать законно, но и, воспользовавшись своим законным правом, представить суду необходимые и достаточные доказательства, а также обосновать свою позицию законодательно, для чего необходимо участие квалифицированного юриста – хозяйственника!