? Как изменения, внесенные в Закон Украины «О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства», повлияли на взимание сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства?

Бухгалтер&Закон 04.01.2010 – 17.01.2010, № 01-02 (32-33)

 

Еще 5 марта 2009 года Верховная Рада приняла Закон № 1067, который вступил в силу с 01.01.2010 года.

Однако прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению внесенных изменений, «Б&З» хотел бы обратить внимание на следующее.

Во-первых, отрадно, что Закон был введен в действие в соответствии с установленной процедурой. Напомним, что согласно ч. 9 ст. 1 Закона № 1251 изменения в законы о налогообложении относительно льгот, изменения налогов, сборов (обязательных платежей), механизма их уплаты должны вноситься не позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного года и вступать в силу с начала такого года.

Поскольку Закон был принят 05.03.2009 г., а вступил в силу 01.01.2010 г., то можно говорить о соблюдении упомянутой нормы. Согласитесь, данная процедура (норма) соблюдается в настоящее время достаточно редко.

Во-вторых, действие Закона № 587 продлено до 31.12.2014 г. Так что сбор придется платить еще как минимум пять лет.

До внесения изменений было установлено, что вышеуказанный закон будет действовать только до 31.12.2009 г.

Отметим также, что главные новшества носят фискальный характер. Более того, складывается впечатление, что они перекочевали в Закон № 587 из соответствующих разъяснений ГНАУ. Судите сами, основные новшества комментируемого документа сводятся к следующему:

• увеличен круг плательщиков сбора. Произошло это за счет комиссионеров и производителей алкогольных напитков и пива. Первые теперь являются плательщиками сбора в случае поступления им денежных средств или прочих видов компенсации за реализованные алкогольные напитки и пиво, а вторые – в случае реализации ими такой продукции непосредственно потребителям (при реализации произведенной продукции субъектам розничной и оптовой торговли производители сбор не уплачивают).

Напомним, что похожие выводы ГНАУ делала неоднократно в своих разъяснений (см., например, письма от 05.06.2009 г. № 11931/7/21-0117 и от 23.11.2009 г. № 25847/7/23-4017);

• расширен объект налогообложения сбором. Отныне объектом налогообложения сбором является выручка – товарооборот, полученный на всех этапах реализации в оптово-розничной торговой сети и сети общественного питания алкогольных напитков и пива, в том числе по операциям, не предусматривающим оплаты в денежной форме.

Отметим, что в свое время ГНАУ также ставила знак равенства между выручкой и товарооборотом (см., например, письмо от 05.06.2009 г. N 11931/7/21-0117).

Таким образом, в данном случае можно говорить о том, что позиция ГНАУ, изложенная в ее разъяснениях, просто обрела четкую законодательную форму.

автор: Андрей Нефёдов, эксперт-аналитик

Правовой глоссарий:

1. Закон № 587 – Закон Украины «О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства» от 09.04.99 г. № 587-XIV.

2. Закон № 1067 – Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О сборе на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства» от 05.03.2009 г. № 1067-VI.

3. Закон № 1251 – Закон Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII.