Неприбыльные организации: налоговый учет
Бухгалтер&Закон 25.01.2010 – 31.01.2010, № 04 (35)
|
О том, что представляют собой неприбыльные организации, какими законодательными документами им следует руководствоваться в своей деятельности, и, разумеется, о порядке ведения бухгалтерского учета детально можно узнать из статьи «Неприбыльные организации: бухгалтерский учет». Сегодня же «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» напомнит о некоторых важных моментах из жизни неприбыльных организаций и расскажет о правилах налогового учета в них. |
Получение статуса неприбыльной организации
Итак, необходимым условием получения неприбыльными организациями соответствующего статуса является внесение их в Реестр неприбыльных организаций, представляющий собой автоматизированную систему сбора, накопления и обработки данных о неприбыльных организациях, которые согласно п. 7.11 Закона о прибыли освобождаются от уплаты налога на прибыль.
Получение юридическим лицом статуса неприбыльной организации осуществляется при его первоначальной регистрации (абз. 2 пп. 7.11.12 Закона о прибыли). Перерегистрация такой неприбыльной организации в случаях, предусмотренных законом, осуществляется без взимания любой платы от такой неприбыльной организации.
Получение и легализация статуса неприбыльной организации регламентированы Порядком № 355 и Положением № 232.
Практически получение и легализация статуса неприбыльной организации осуществляются следующим образом:
1. Неприбыльная организация, зарегистрированная в порядке, установленном Законом № 755, должна обратиться в налоговую инспекцию для присвоения кода признака неприбыльности.
2. На основании представленных документов (перечень установлен законодательно) налоговая инспекция вносит неприбыльную организацию в Реестр неприбыльных организаций в соответствии с Положением № 232.
Документы, необходимые для получения и легализации статуса неприбыльной организации, следующие:
1) копия свидетельства о госрегистрации;
2) копия справки о присвоении кода ЕГРПОУ;
3) копии уставных и учредительных документов;
4) заполненное заявление по форме 1-РН (приложение 1 к Положению № 232).
Приобретение статуса неприбыльной организации подтверждается наличием Решения о внесении в Реестр неприбыльных организаций (приложение 2 к Положению № 232).
Только учреждения и организации, включенные в Реестр неприбыльных организаций, приобретают право пользоваться льготами по налогообложению, предусмотренными Законом о прибыли.
Законодательное регулирование порядка ведения налогового учета неприбыльными организациями
Порядок ведения налогового учета неприбыльными организациями регулируется нормативными документами, которые регламентируют порядок учета тех обязательных налогов и платежей, плательщиком которых неприбыльная организация является в связи с характером и особенностями осуществления своей деятельности.
Для наглядности информацию о нормативных документах с целью определения видов налогов и платежей, плательщиками которых могут являться неприбыльные организации, представим в таблице 1.
Таблица 1
№ п/п |
Нормативный документ |
Вид налога, сбора, другого обязательного платежа |
Пояснения, комментарии |
1 |
Закон о прибыли |
Налог на прибыль |
Порядок налогообложения неприбыльных организаций – особый, с учетом норм п. 7.11 Закона о прибыли |
2 |
Закон о НДС |
Налог на добавленную стоимость |
При условии осуществлении налогооблагаемых операций в соответствии с общими нормами Закона о НДС |
3 |
Закон № 889 |
Налог с доходов физических лиц |
Общие нормы Закона № 889 |
4 |
Закон № 108 | ||
5 |
Закон № 1058 |
Страховые взносы в Пенсионный фонд |
Плательщики – как страхователи, так и застрахованные лица – на условиях и в порядке, определенных Законом № 1058, и в размерах, предусмотренных Законом № 400 для соответствующих плательщиков сбора |
6 |
Закон № 2240 |
Взносы в Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности |
Плательщики – как страхователи, так и застрахованные лица – на условиях и в порядке, определенных Законом № 2240 |
7 |
Закон № 1533 |
Взносы в Фонд социального страхования на случай безработицы |
Плательщики – как страхователи, так и застрахованные лица – на условиях и в порядке, определенных Законом № 1533 |
8 |
Закон № 1105 |
Взносы в Фонд социального страхования от несчастного случая |
Плательщики – только страхователи – на условиях и в порядке, определенных Законом № 1105 |
9 |
Закон № 2535 |
Земельный налог |
С учетом специальных льгот в соответствии со ст. 12 Закона № 2535. Если неприбыльные организации, пользующиеся льготами по земельному налогу, имеют в подчинении хозрасчетные предприятия или сдают в аренду земельные участки, отдельные здания или их части, налог за земельные участки, занятые этими хозрасчетными предприятиями или зданиями (их частями), переданными во временное пользование, платится в установленных размерах на общих основаниях |
10 |
Закон № 1693 |
Налог на владельцев транспортных средств |
Если неприбыльная организация владеет транспортным средством, то налог уплачивается в установленных размерах на общих основаниях. Статус неприбыльной организации сам по себе не является фактором, освобождающим от уплаты этого налога |
11 |
Декрет № 56 |
Коммунальный налог |
Согласно ст. 15 Декрета № 56 неприбыльные организации являются плательщиками коммунального налога на общих основаниях |
Налоговая отчетность неприбыльных организаций
Неприбыльная организация после того как определилась, плательщиком каких налогов (сборов) и других платежей она является, в соответствии с действующим законодательством обязана предоставлять по этим налогам и платежам отчетность в установленные сроки и по утвержденной форме.
• Неприбыльные организации и Декларация по налогу на прибыль предприятий (далее – Декларация по прибыли)
На неприбыльные организации распространяется действие Закона о прибыли. И вопрос о том, следует ли неприбыльным организация представлять Декларацию по прибыли, звучит часто.
Сразу ответим, что неприбыльными организациями Декларация по прибыли представляться не должна. В соответствии с пп. 7.11.12 Закона о прибыли порядок ведения налогового учета и представления отчетности неприбыльными организациям устанавливается центральным налоговым ведомством – ГНАУ. А ГНАУ определила для неприбыльных организаций необходимость представления налогового Отчета об использовании средств неприбыльными организациями (далее – Отчет).
В соответствии с п. 1.11 Закона № 2181 Отчет подпадает под определение налоговой декларации, т. к. он представляется в налоговые органы в установленные сроки и на основании его может начисляться и уплачиваться налог.
• Налоговый Отчет об использовании средств неприбыльными организациями
Составление и представление Отчета регламентировано Порядком № 233. Отчет составляют организации, включенные в Реестр неприбыльных организаций, за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев и отчетный год.
В соответствии с п. 4.1 Порядка № 233 Отчет представляется в налоговый орган по месту регистрации в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) периода.
Уплата начисленного налога осуществляется в соответствии с нормой п. 5.3 Закона № 2181, т. е. в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока представления Отчета.
В Отчете все показатели указываются нарастающим итогом с начала года. При отсутствии данных в той или иной строке должны быть проставлены прочерки.
Отчет структурирован таким образом.
1. Заглавная часть.
2. 1 часть – доходы неприбыльной организации, освобождаемые от налогообложения (строки 1 – 7), и профинансированные за их счет расходы (строки 8 – 9).
3. 2 часть – доходы неприбыльной организации, НЕ освобождаемые от налогообложения, и расходы, связанные с получением этих доходов, а также расчет объекта налогообложения и сумма, подлежащая к уплате в бюджет с учетом возможных корректировок и начисленных штрафных санкций (строки 10 – 26).
Особенности заполнения Отчета заключаются в следующем.
1. В 1-й части Отчета каждая неприбыльная организация заполняет только одну из указанных строк (группу строк), которая соответствует только ей (по признакам неприбыльности).
1.2. В подстроках каждой строки указывается перечень источников льготных поступлений.
2. 2-я часть Отчета состоит из таких разделов:
– расчет налога на прибыль от осуществления хозяйственной деятельности (строки 10 – 15);
– расчет налога с суммы превышения нераспределенной суммы прибыли на конец I квартала, следующего за отчетным, над нормативом получения доходов согласно законодательству (для неприбыльных организаций с кодом признака неприбыльности 0011) (строки 16 – 24);
– расчет корректировки налогового обязательства прошлых периодов в связи с исправлением самостоятельно выявленных ошибок (строки 25 – 26).
3. Расходы по стр. 11 Отчета должны отражаться за тот же отчетный период, что и доходы, отраженные по стр. 10 Отчета.
4. Сумма расходов по стр. 11 Отчета не может превышать сумму доходов по стр. 10 Отчета.
«Б&З» обращает внимание на такой достаточно тонкий момент.
Пункт 3.5 Порядка № 233 предполагает, что при получении неприбыльными учреждениями доходов из других источников профинансированные расходы, которые непосредственно связаны с получением таких доходов, отражаются в стр. 11 Отчета в тот же отчетный период, что и указанные доходы.
Платят неприбыльные учреждения налог на прибыль (данные стр. 15) за тот налоговый период, в который была получена эта прибыль. На практике может сложиться ситуация, когда разделить расходы между льготируемыми и нельготируемыми доходами очень сложно. Примером таких расходов могут служить любые традиционные расходы: заработная плата сотрудников и начисления на нее, арендная плата за помещение (в особенности, если оно общее или единственное), коммунальные услуги и т. д. В таком случае неизбежно возникает вопрос: как распределять расходы?
Для того чтобы бухгалтер неприбыльной организации принял правильное решение, необходимо знать главное в этой проблеме – установленного порядка распределения расходов неприбыльной организации между льготируемыми и нельготируемыми доходами не существует. По этой причине логично предположить, что неприбыльная организация может осуществлять такое распределение на основании своих собственных расчетов. То есть обоснование правильности этого расчета – за неприбыльной организацией.
• Неприбыльные организации и декларация по НДС
В порядке составления и представления налоговой декларации по НДС применительно к неприбыльным организациям нет никаких особенностей. Все общие нормы Порядка № 165 и Порядка № 166 в полном объеме распространяются и на неприбыльные организации, которые являются плательщиками НДС.
Основной вопрос заключается в другом: являются ли неприбыльные организации плательщиками НДС в принципе?
Для ответа на этот вопрос следует тщательнейшим образом изучить все нормы Закона о НДС. И на основании этих общих норм можно сделать такие выводы:
1) неприбыльные организации обязаны зарегистрироваться плательщиками НДС в том случае, если размер налогооблагаемых операций по поставке товаров (услуг) в течение любого периода за последние 12 календарных месяцев превысит 300000 грн. (без учета НДС);
2) освобождение отдельных операций от обложения НДС по ст. 5 (в отличие от операций по п. 3.2) Закона о НДС не влияет на регистрацию неприбыльной организации плательщиком НДС;
3) не подлежат освобождению от обложения НДС операции по предоставлению благотворительной (в том числе гуманитарной) помощи в виде товаров (работ, услуг), облагаемых акцизным сбором, ценных бумаг, нематериальных активов и товаров (работ, услуг), предназначенных для использования в хозяйственной деятельности, в т. ч. при их ввозе (импортировании) на таможенную территорию Украины. Исключение составляют товары, подпадающие под действие международных договоров, согласие на заключение которых дано Верховной Радой Украины. При этом отметим, что нормы пп. 5.1.21 Закона о НДС имеют приоритет в этом вопросе перед другими законами, устанавливающими правила налогообложения благотворительной (в т. ч. гуманитарной) помощи.
Отдельного внимания требует порядок исчисления НДС и заполнения декларации по НДС объединениями совладельцев многоквартирных домов, которые являются неприбыльными организациями с признаком неприбыльности «0015».
При исчислении НДС объединениям совладельцев многоквартирных домов по жилищно-коммунальным услугам следует применять кассовый метод. А это значит:
– налоговое обязательство по НДС отражать при поступлении средств от собственного жилья за предоставленные жилищно-коммунальные услуги;
– налоговый кредит по НДС отражать при перечислении соответствующих сумм поставщикам коммунальных услуг.
При этом по арендной плате налоговые обязательства по НДС следует отражать в общем порядке, т. е. по правилу первого события. Аналогично следует поступать и при осуществлении иных операций, не связанных с предоставлением услуг, стоимость которых входит в квартирную плату или плату за содержание жилья.
Декларация по НДС представляется в налоговый орган по месту регистрации в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) периода, при выборе отчетным периодом квартала и в течение 20 календарных дней при выборе отчетным периодом месяца.
• Прочая налоговая отчетность неприбыльных организаций
Среди налоговой отчетности неприбыльных организаций можно выделить еще такие отчеты.
1. Налоговый расчет сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу налогоплательщиков, и сумм удержанного из них налога по ф. № 1ДФ (в центре внимания – налог с доходов физических лиц), утвержденный Порядком № 451.
2. Налоговый расчет коммунального налога, утвержденный Приказом № 625.
3. Налоговый расчет земельного налога, утвержденный Порядком № 434.
4. Расчет суммы налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, утвержденный Порядком № 373.
Если неприбыльная организация в соответствии с нормами действующего законодательства является плательщиком налогов и сборов, соответствующих перечисленным формам налоговой отчетности, то на нее распространяются все общие нормы по порядку исчисления налогов, заполнения и представления необходимых отчетов.
Отчеты представляются в налоговый орган по месту регистрации в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) периода, при квартальном налоговом периоде и в течение 20 календарных дней – при месячном налоговом периоде.
Налоговый расчет земельного налога представляется в налоговый орган по месту регистрации до 1 февраля текущего года с разбивкой годовой суммы земельного налога равными долями по месяцам.
Расчет суммы налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов составляется на основании бухгалтерских отчетных данных о количестве транспортных средств и других самоходных машин и механизмов по состоянию на 1 января текущего года. Представляется налогоплательщиком в органы государственной налоговой службы по месторасположению и месту постоянного базирования транспортных средств в течение 60 календарных дней после последнего календарного дня отчетного (налогового) года.
автор: Ольга Миронова, аудитор
Правовой глоссарий:
1. Декрет № 56 – Декрет КМУ «О местных налогах и сборах» от 20.05.93 г. № 56-93.
2. Закон № 755 – Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.
3. Закон № 1058 – Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV.
4. Закон о прибыли – Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР.
5. Закон № 1693 – Закон Украины «О налоге с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов» от 11.12.91 г. № 1963-XII.
6. Закон о НДС – Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.
7. Закон № 889 – Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.
8. Закон № 108 – Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.
9. Закон № 2535 – Закон Украины «О плате за землю» от 03.07.92 г. № 2535-XII.
10. Закон № 1105 – Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности» от 23.09.99 г. № 1105-XIV.
11. Закон № 1533 – Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 02.03.2000 г. № 1533-III.
12. Закон № 2240 – Закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III.
13. Закон № 400 – Закон Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 26.06.97 г. № 400/97-ВР.
14. Закон № 2181 – Закон Украины «О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.
15. Порядок № 165 – Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 165.
16. Порядок № 166 – Порядок заполнения и представления декларации по налогу на добавленную стоимость, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166.
17. Порядок № 233 – Порядок составления налогового отчета об использовании средств неприбыльными учреждениями и организациями, утвержденный приказом ГНАУ от 11.07.97 г. № 233.
18. Порядок № 373 – Порядок заполнения и представления Расчета суммы налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов и Справки о суммах налога с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, которые уменьшают или увеличивают налоговые обязательства в результате исправления самостоятельно выявленной ошибки, допущенной в предыдущих отчетных периодах, в орган государственной налоговой службы, утвержденный приказом ГНАУ от 17.09.2001 г. № 373.
19. Порядок № 434 – Порядок представления налогового расчета земельного налога, утвержденный приказом ГНАУ от 26.10.2001 г. № 434.
20. Порядок № 451 – Порядок заполнения и представления налоговыми агентами налогового расчета сумм дохода, начисленного (выплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного из них налога, утвержденный приказом ГНАУ от 29.09.2003 г. № 451.
21. Порядок № 355 – Порядок определения структуры признака неприбыльных учреждений (организаций), утвержденный приказом ГНАУ от 03.07.2000 г. № 355.
22. Положение № 232 – Положение о Реестре неприбыльных организаций и учреждений, утвержденное приказом ГНАУ от 11.07.97 г. № 232.
23. Приказ № 625 – приказ ГНАУ «Об утверждении формы налогового расчета коммунального налога» от 24.12.2003 г. № 625.