Пассажирское обслуживание (в пределах населенного пункта)
Бухгалтер&Закон 09.11.2009 – 15.11.2009, № 24 (24)
|
Уже давно пассажирские перевозки в границах населенного пункта и пригородах вышли за пределы обслуживания коммунальным транспортом. Некогда солидная инфраструктура из-за изношенности подвижного состава не может обеспечить возросшие потребности населения. Несмотря на то что значительную часть перевозок по городу обеспечивают предприниматели, им тоже не под силу справиться с пассажиропотоком. |
Для того чтобы перевозками заработать больше, чем на кусок хлеба, необходимо не только пройти конкурс на перевозку пассажиров на автобусном маршруте общего пользования, но и соблюдать порядок и условия ее организации. Что, оказывается, не так просто. С этими и другими проблемами разбирался «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН»...
Основные принципы определения автоперевозчика на автобусном маршруте общего пользования, установленные ст. 43 Закона № 2344, заключаются в его определении исключительно путем проведения конкурса. При этом объектом конкурса могут быть как маршрут (несколько маршрутов), так и оборотный рейс (несколько оборотных рейсов).
В ст. 45 Закона № 2344 установлено, что к участию в конкурсе не допускаются автоперевозчики, которые:
• признаны банкротами или относительно которых возбуждено дело о банкротстве или ликвидации как субъекта хозяйствования;
• подали для участия в конкурсе документы, содержащие недостоверную информацию;
• не соответствуют требованиям ст. 34 данного Закона;
• намерены использовать на маршрутах автобусы, переоборудованные из грузовых транспортных средств.
Напомним, что согласно п. 33 Правил № 176 перевозки пассажиров по городским и пригородным маршрутами осуществляются:
• в обычном режиме (основной вид перевозок);
• в экспрессном режиме;
• в режиме маршрутного такси,
которые являются дополнительными видами перевозок.
Перевозки пассажиров в режиме маршрутного такси организуются при наличии соединения в обычном и/или экспрессном режиме движения автотранспорта или движения других видов транспорта.
Тарифы, льготы и их возмещение
Частью 3 ст. 9 Закона о ценах определено, что цены и тарифы на услуги общественного транспорта устанавливаются КМУ по согласованию с ВРУ. Это связано с тем, что ч. 2 ст. 11 Закона № 2344 услуги по перевозке пассажиров автобусными маршрутами общего пользования по определенным уполномоченными органами тарифам и на льготных условиях в соответствии с законодательством являются социально значимыми услугами автомобильного транспорта.
Регулирование тарифов является одной из обязанностей органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, установленных ст. 7 Закона № 2344.
В соответствии с п. 13 Постановления № 1548 тарифы на перевозку пассажиров и стоимость проездных билетов в городском пассажирском транспорте, в частности, автобусе, работающем в обычном режиме движения, регулируют (устанавливают):
• Совет министров АР Крым;
• областные госадминистрации;
• Киевская и Севастопольская горадминистрации;
• исполнительные органы Львовского и Криворожского горсоветов.
Кроме того, условия льготных перевозок пассажиров автомобильным транспортом, предусмотренные ст. 37 Закона № 2344, заключаются в том, что автоперевозчики, осуществляющие перевозки пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования, обязаны обеспечивать льготные перевозки пассажиров, которые пользуются такими правами в соответствии с законодательством.
При этом автоперевозчикам запрещается отказываться от льготных перевозок, кроме случаев, предусмотренных законом. Безосновательный отказ от льготной перевозки влечет за собой ответственность в виде штрафа в размере 10 НМДГ, т. е. 170 грн. (ст. 60 Закона № 2344).
Виды и объемы льготных перевозок устанавливаются заказом, в котором определяется порядок компенсации убытков от таких перевозок автоперевозчикам, осуществляющим их на маршрутах общего пользования.
Положениями ч. 2 ст. 29 Закона № 2344 установлено, что органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны предоставить перевозчикам, осуществляющим льготные перевозки пассажиров и перевозки пассажиров по регулируемым тарифам, компенсацию в соответствии с законом.
Однако не все, что предусмотрено законом, имеет воплощение в жизни. Об этом свидетельствует постановление Высшего хозяйственного суда Украины (далее – ВХСУ) от 13.11.2007 г. по делу № 24/329/06.
В июле 2006 года ОАО «АТП №...» (далее – АТП) обратилось с иском о взыскании с Запорожского горсовета (далее – Горсовет) расходов в связи с бесплатным предоставлением услуг по перевозке льготных категорий пассажиров в 2005 году.
Свои требования АТП обосновало нарушением Горсоветом условий договоров о госзаказе на социально значимые услуги автомобильного транспорта положений ст. 525 ГКУ, в соответствии с которой односторонний отказ от обязательства или одностороннее изменение его условий не допускается, если иное не установлено договором или законом. А также нарушением положений ч. 1 ст. 904 указанного Кодекса, которой установлено, что по договору о бесплатном предоставлении услуг заказчик обязан возместить исполнителю все фактические расходы, необходимые для выполнения договора.
Решением хозяйственного суда Запорожской области от 04.09.2006 г. исковые требования АТП были удовлетворены. Решение суда мотивировано подтверждением факта неуплаты Горсоветом спорной суммы по договорам, а также подтверждением АТП доказательств о перевозке им пассажиров льготных категорий.
Суд ссылался на предписания:
• ст. 11 Закона № 2344;
• постановления КМУ от 04.03.2002 г. № 256 (которым был утвержден Порядок финансирования расходов местных бюджетов на осуществление мероприятий по выполнению госпрограмм социальной защиты населения за счет субвенций из госбюджета);
• Инструкции о порядке учета пассажиров, которые перевозятся общественным транспортом на маршрутах, утвержденной приказом Министерства статистики Украины от 27.05.96 г. № 150;
• ст. 526 и 904 ГКУ.
Однако Исполнительный комитет Запорожского горсовета (далее – Исполком), не соглашаясь с решением суда первой инстанции, обратился с кассационной жалобой, в которой просил отменить это решение как принятое с нарушением норм материального и процессуального права.
Исполком отметил, что договорами вообще не было предусмотрено возмещения убытков по льготным перевозкам граждан, имеющих на это право в соответствии с действующим законодательством.
В нарушение требований ст. 43 ХПКУ местный суд не исследовал должным образом условия договора и не дал им правильной юридической оценки. Его выводы не соответствуют условиям договоров относительно права на возмещение убытков, т. е. решение принято с нарушением ст. 6 ГКУ. Решение также не соответствует ст. 51 БКУ, в которой указано, что распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства и проводят расходы только в пределах бюджетных ассигнований, установленных сметами.
Ознакомившись с материалами и обстоятельствами дела, коллегия судей ВХСУ пришла к выводу, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению частично на следующих основаниях.
По условиям договоров перевозчик обеспечивает предоставление услуг по пассажирским перевозкам на определенном маршруте в соответствии с плановым заданием, а также бездотационные перевозки граждан, имеющих право на льготный проезд в соответствии с законодательством. При этом перевозчик выделяет 30 % мест от общего числа мест транспортного средства для бездотационных перевозок льготных категорий граждан.
Кроме того, в 05.12.2003 г. между перевозчиком и Исполкомом заключен другой договор на перевозку пассажиров автомобильным транспортом на автобусных маршрутах общего пользования, с выделением не менее 30 % мест от общего числа мест транспортного средства для бездотационной перевозки льготных категорий граждан при наличии свободных мест.
Сославшись на вышеуказанные законодательные акты, местный суд пришел к выводу, что независимо от условий, установленных договорами, АТП имеет право на получение компенсации убытков за льготные перевозки отдельных категорий граждан в полном объеме.
А кассационная инстанция сочла такой вывод ошибочным, поскольку ст. 6 ГКУ установлено, что стороны в договоре могут отступить от положений актов гражданского законодательства и урегулировать свои отношения на свое усмотрение.
В вышеназванных Законе № 2344 и постановлении КМУ не указано, что стороны не имеют права отступить от их положений относительно компенсации убытков. Поэтому при таких обстоятельствах стороны должны руководствоваться условиями своих договоров. В частности, АПТ по условиям договора обязалось предоставить частично услуги для бездотационных перевозок льготных категорий граждан, что не противоречит ст. 916 ГКУ.
Принимая решение о взыскании с Горсовета спорной суммы в качестве выплаты компенсации убытков за перевозки граждан, суд не обратил внимание на то, что договоры заключались не с Горсоветом, а с Исполкомом горсовета.
При таких обстоятельствах коллегия судей пришла к выводу, что решение принято при неполном исследовании обстоятельств и доказательств по делу и с нарушением норм материального и процессуального права. Решение суда подлежит отмене, а дело – передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Минтранссвязи в письме от 08.05.2009 г. № 2939/05/14-09 также отмечало недостаточное выделение субвенций из госбюджета на компенсацию за льготные перевозки пассажиров автомобильным транспортом.
По оперативной информации, предоставленной облгосадминистрациями, в I квартале 2009 г. было получено только 9,8 % от объемов, запланированных на год, тогда как целесообразным видится 25 %, с учетом того, что льготные перевозки осуществляются практически равномерно в течение года, за исключением незначительных колебаний, связанных с сезонными перевозками пенсионеров на садово-дачные участки.
Катастрофическое недофинансирование из бюджета автопредприятий, выполняющих льготные перевозки, в I квартале 2009 г. привело к резкому ухудшению финансового положения перевозчиков, что негативно отразилось, в частности, на уровне обслуживания пассажиров льготных категорий.
Те автоперевозчики, которым «посчастливилось» получить из госбюджета компенсацию за льготные перевозки пассажиров, должны включить полученную сумму в состав валового дохода на основании пп. 4.1.6 Закона о прибыли как суммы дотаций и субсидий, полученные из бюджетов. При этом датой увеличения валового дохода в случае продажи услуг с оплатой за счет бюджетных средств является дата их поступления на текущий счет автоперевозчика пп. 11.3.5 Закона о прибыли (см. письмо ГНАУ от 19.10.2009 г. № 22826/7/15-0317).
Уровень комфортности автобусов
Требования к параметрам комфортности автобусов, процедуру определения их класса комфортности и сферу их использования по видам соединений и режимам движения устанавливает Порядок № 285.
Согласно п. 1.3 этого Порядка классификация автобусов по комфортности является добровольной процедурой для производителей автобусов и автоперевозчиков, использующих автобусы для пассажирских перевозок. Однако подтверждение соответствия автобуса параметрам комфортности играет решающую роль при определении победителя в случае, когда участники конкурса набрали одинаковое количество баллов (п. 46 Порядка № 1081).
По классификации автобусов по конструкции, приведенной в р. 4 Порядка № 285, автобусы разделяются:
по максимальной массе (предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест, не учитывая места водителя) на две категории:
• категория М2 – автобусы, имеющие максимальную массу не более 5 т;
• категория М3 – автобусы, имеющие максимальную массу, превышающую 5 т.
вместимостью не более 22 пассажиров, кроме водителя, – на два класса:
• класс A: автобусы, предназначенные для перевозки сидячих пассажиров и имеющие места для стоячих пассажиров;
• класс B: автобусы, предназначенные для перевозки исключительно сидячих пассажиров.
вместимостью свыше 22 пассажиров, кроме водителя, – на три класса:
• класс I: автобусы, предназначенные для перевозки сидячих и стоячих пассажиров, конструкция которых позволяет пассажирам беспрепятственно перемещаться по салону;
• класс II: автобусы, предназначенные для перевозки главным образом сидячих пассажиров, а также стоячих пассажиров в проходе между рядами и (или) на площадке для стоячих пассажиров, размер которой не превышает 1,5 м2;
• класс III: автобусы, предназначенные для перевозки исключительно сидячих пассажиров.
Требования к повышению уровня комфортности автобусов дважды дополнялись в течение этого года Постановлениями № 524 и № 983.
Одно из дополнений, внесенное Постановлением № 983 в п. 27 Правил № 176, состоит в том, что места для инвалидов в салоне автобуса должны обозначаться рельефной пиктограммой в порядке, определенном Минтранссвязи.
Согласно п. 31 Правил № 176 на маршрутах должны использоваться автобусы общего назначения, категория и класс которых соответствует требованиям, установленным, в частности, для городского транспорта, а пассажировместимость – пассажиропотоку с учетом обеспечения доступа к объектам социального, медицинского и культурного назначения лиц с ограниченными физическими возможностями.
Требования к структуре подвижного состава определяются организатором регулярных перевозок в условиях конкурса, к которым, в частности, должно относится обустройство автобусов средствами визуального и звукового информирования о наименовании остановки, в частности, следующей, маршрута, а также использование на маршруте автобусов, приспособленных для перевозки лиц с ограниченными физическими возможностями, и количество таких автобусов.
С одной стороны, хорошо, что государство заботится о комфортных условиях перевозки пассажиров с ограниченными физическими возможностями. С другой стороны, это ложится дополнительными финансовыми расходами на автоперевозчиков. А если еще учесть тот факт, что лица с ограниченными физическими возможностями относятся к категории пассажиров, имеющей льготы в виде бесплатного проезда городским транспортом, то привлекательность осуществления таких перевозок снижается.
Кроме того, изложение Постановлением № 524 п. 32 Правил № 176 в новой редакции запрещает предоставление услуг по перевозке пассажиров с использованием автобусов, переоборудованных из транспортных средств другого назначения, при отсутствии протоколов испытаний таких автобусов на соответствие требованиям правил Европейской экономической комиссии.
Ограничения, установленные этим пунктом, не затронули только переоборудованные автобусы, используемые для перевозки пассажиров на городских и пригородных маршрутах по договорам, заключенным до 1 мая 2009 года.
Эти требования должны учитывать автоперевозчики при подготовке пакета документов, для участия в конкурсе на заключение договора по перевозке пассажиров городским автотранспортом. Тем более что согласно п. 12 Порядку № 1081 к участию в конкурсе не допускаются автомобильные перевозчики, которые, в частности:
• предлагают использовать автобусы, переоборудуемые из грузовых автомобилей, не имеющих документов о соответствии конструкции требованиям безопасности и не зарегистрированных как автобусы;
• не имеют достаточного количества транспортных средств для выполнения перевозок, объявленных объектом конкурса, и перевозок, которые должны выполняться в соответствии с действующими договорами (разрешениями).
Относительно регистрации дорожных транспортных средств в качестве автобусов отметим, что согласно п. 81 Правил № 1388 (в редакции Постановления № 524) к регистрации не допускаются автобусы, переоборудованные из автомобилей, конструктивно предназначенных для выполнения других функций, за исключением перерегистрации таких автобусов, зарегистрированных до 01.04.2008 г.
Если ознакомившись с действующими нормативно-правовыми актами и изменениями, внесенными в них, автоперевозчик все еще не утратил оптимизма и уверенности на победу в конкурсе, рассмотрим расходы, необходимые для оплаты участия в конкурсе.
Финансирование проведения конкурса
Согласно п. 57 Порядка № 1081 финансирование проведения конкурса осуществляется органами исполнительной власти и органами местного самоуправления за счет средств, внесенных перевозчиками-претендентами как плата за участие в конкурсе, а также за счет собственных средств.
Размер платы за участие в конкурсе устанавливается организатором на основании сметы расходов и не может превышать 100 НМДГ (1700 грн.) на дату представления заявления об участии в конкурсе. При этом смета может разрабатываться отдельно по видам объектов конкурса с учетом следующих характеристик:
• количество рейсов (маршрутов) в одном объекте конкурса;
• наличие в объекте конкурса новых и/или действующих рейсов (маршрутов).
Перевозчик-претендент, принимающий участие в нескольких конкурсах, должен внести плату за участие в каждом конкурсе отдельно. При этом автоперевозчикам, проигравшим конкурс, оплата за участие в нем не возвращается, а используется на покрытие расходов, связанных с подготовкой и проведением конкурса (п. 64 Порядка № 1081).
В налоговом учете оплата участия в конкурсе независимо от его результатов должна включаться в валовые расходы автоперевозчика на основании пп. 5.2.1 Закона о прибыли как расходы, связанные с организацией хозяйственной деятельности. В бухгалтерском учете указанные платежи относятся к административным расходам отчетного периода.
автор: Елена Бондаренко, эксперт-аналитик
Правовой глоссарий:
1. ХПКУ – Хозяйственный процессуальный кодекс Украины от 06.11.91 г. № 1798-XII.
2. ГКУ – Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.
3. БКУ – Бюджетный кодекс Украины от 21.06.2001 г. № 2542-III.
4. Закон о ценах – Закон Украины «О ценах и ценообразованиях» от 03.12.90 г. № 507-XII.
5. Закон о прибыли – Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР, в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.
6. Закон № 2344 – Закон Украины «О автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III.
7. Постановление № 1548 – Полномочия центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, исполнительных органов городских советов относительно регуляции цен и тарифов на отдельные виды продукции, товаров и услуг (приложение к постановлению Кабинета Министров Украины от 25.12.96 г. № 1548).
8. Постановление № 524 – постановление Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы допуска автобусов к эксплуатации» от 21.05.2009 г. № 524.
9. Постановление № 983 – постановление Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в Правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта» от 09.09.2009 г. № 983.
10. Порядок № 285 – Порядок определения класса комфортности автобусов, сферы их использования по видам соединений и режимам движения, утвержденный приказом Министерства транспорта и связи Украины от 12.04.2007 г. № 285.
11. Порядок № 1081 – Порядок проведение конкурса по перевоз пассажиров на автобусном маршруте общего пользования утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 03.12.2008 г. № 1081.
12. Правила № 176 – Правила предоставления услуг пассажирского автомобильного транспорта, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 18.02.97 г. № 176.
13. Правила № 1388 – Правила государственной регистрации и учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов и мотоколясок, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 07.09.98 г. № 1388.