Принципы стандартизации, технического регулирования и оценки соответствия
Бухгалтер&Закон 12.10.2009 – 18.10.2009, № 20 (20)
|
В 1992 году Украина присоединилась к Соглашению (СНГ) о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях деятельности. Среди ключевых направлений такой политики было названо, в частности, установление единых обязательных требований к продукции и услугам, обеспечивающих их безопасность для жизни и здоровья человека, охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость, а также единых методов испытаний. |
Об общих требованиях к порядку осуществления надзора за соблюдением технических регламентов по подтверждению соответствия, технических регламентов, стандартов, норм и правил, за состоянием средств измерений, а также прочих требований, связанных с качеством продукции, рассказывает «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН».
Государственный надзор за соблюдением стандартов, норм и правил
В ст. 3 Декрета № 30-93 объектами госнадзора определены:
• продукция производственно-технического назначения, товары народного потребления, продукция животноводства и растениеводства, продукты питания, в т. ч. продукция, прошедшая сертификацию, – на соответствие стандартам, нормам, правилам;
• продукция импортная – на соответствие действующим в Украине стандартам, нормам и правилам в части безопасности для жизни, здоровья, имущества людей и окружающей среды;
• продукция экспортная, приобретаемая за государственные средства, – на соответствие стандартам, нормам и правилам или отдельным требованиям, обусловленным договором (контрактом), если таким договором (контрактом) не предусмотрено иное.
Общие требования к порядку проведения, рассмотрения и оформления результатов государственного надзора установлены Инструкцией № 321, в соответствии с которой Госпотребстандарт и его территориальные органы осуществляют как периодический, так и постоянный надзор за соблюдением стандартов, норм и правил.
При этом механизм осуществления госконтроля должностными лицами Госпотребстандарта и его территориальных органов в сфере защиты прав потребителей в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе за соблюдением законодательства о защите прав потребителей субъектами хозяйствования сферы торговли и услуг, в т. ч. ресторанного хозяйства, определяет Порядок № 311.
В п. 1.3 этого Порядка указано, что проверки деятельности субъектов хозяйствования проводятся с целью контроля состояния соблюдения ими требований законодательства о защите прав потребителей относительно качества и безопасности продукции, правил торговли и услуг, предоставления потребителям необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции.
Периодический надзор
Пунктом 4.1.1 Инструкции № 321 установлено, что периодический госнадзор осуществляется в форме инспекционного контроля за соблюдением стандартов, норм и правил путем проведения плановых (не чаще одного раза в календарный год) и внеплановых проверок.
Госпотребстандарт в письме от 24.03.2008 г. № 3025-2-11/14 разъясняет, что при осуществлении плановых мероприятий госнадзора территориальные органы Госпотребстандарта самостоятельно принимают решение о способе уведомления субъекта хозяйственной деятельности о проведении проверки в порядке, предусмотренном Законом № 877, т. е. не позднее чем за 10 дней до дня проведения проверки.
Внеплановые проверки проводятся органами надзора во исполнение решений Кабмина, на основании мотивированного требования органов исполнительной власти, исполнительных органов местных советов, прокуратуры, а также обращений граждан.
1. Направление на проверку. Для проведения проверки директором государственного центра стандартизации, метрологии и сертификации (ГЦСМС) назначается государственный инспектор – руководитель проверки, которому выдается письменное решение о проверке.
2. Подготовительная работа. До начала проверки инспектор знакомится с объектом надзора, материалами предыдущих проверок, изучает содержание норм, стандартов и правил, распространяющихся на продукцию, подлежащую проверке; уточняет, подлежит ли обязательной сертификации или обязательному подтверждению соответствия такая продукция.
3. Проведение проверки, отбор образцов (проб). Отбор образцов (проб) производится в присутствии ответственных лиц предприятия. Методика отбора, количество отобранных образцов (проб) должны соответствовать требованиям, изложенным в нормативных документах на продукцию.
Испытание и анализ образцов (проб) проводят специалисты предприятия в присутствии государственного инспектора. В то же время, анализ образцов может быть поручен специализированным предприятиям (испытательным центрам), ГЦСМС или другим предприятиям, имеющим соответствующую материально-техническую базу, аттестованную в установленном порядке.
По результатам испытаний составляется протокол испытаний, который прилагается к акту проверки независимо от ее результатов.
4. Оформление Акта проверки. Результаты государственного надзора оформляются актом проверки соблюдения требований стандартов, норм и правил установленной формы.
Представители субъекта предпринимательской деятельности имеют право изложить замечания и возражения относительно результатов проверки в отдельном документе, который будет приложен к акту проверки.
Акт проверки является основанием для принятия надлежащих мер к субъекту предпринимательства в связи с нарушением стандартов, норм и правил.
Постоянный надзор
Постоянный государственный надзор применяется в случае систематических претензий к качеству продукции, выпускаемой субъектом предпринимательской деятельности, или отсутствия условий для стабильного выпуска продукции в соответствии со стандартами, нормами и правилами.
Постоянный надзор может производиться как в форме выборочного (отбор определенного количества продукции для проверки), так и сплошного контроля продукции в зависимости от объема партии произведенной продукции, особенностей производственного процесса, требований нормативных документов
Как следует из письма от 21.07.2006 г. № 6456-3-11/19 Госпотребстандарта, максимальный срок, на который вводится постоянный надзор, действующим законодательством не предусмотрен.
Ответственность за нарушение стандартов, норм и правил
В п. 1 ст. 8 Декрета № 30-93 установлена ответственность субъектов предпринимательской деятельности за нарушение стандартов, норм и правил (см. таблицу 1).
Таблица 1
№ п/п |
Вид нарушения |
Размер штрафных санкций |
1 |
Передача заказчику или в производство и использование конструкторской, технологической и проектной документации, не соответствующей требованиям стандартов, норм и правил в части качества продукции и технологических процессов |
25 % стоимости разработки |
2 |
Реализация продукции, не соответствующей требованиям стандартов, норм и правил |
25 % стоимости реализованной продукции |
3 |
Реализация на территории Украины импортной продукции, не соответствующей требованиям стандартов, норм и правил, действующих в Украине, в части безопасности для жизни, здоровья и имущества людей и окружающей среды |
50 % стоимости реализованной продукции |
4 |
Уклонение от предъявления органам госнадзора продукции, подлежащей контролю |
25 % стоимости продукции, выпущенной с момента уклонения |
5 |
Реализация продукции, которая подлежит, но не прошла обязательной сертификации, или реализация продукции, подлежащей другой обязательной процедуре по подтверждению соответствия, но не имеющей соответствующего документа о соответствии, а также применение в отношении такой продукции национального знака соответствия |
25 % стоимости реализованной продукции |
6 |
Реализация экспортной продукции, не соответствующей требованиям стандартов, норм и правил, при наличии письменного подтверждения потребителя |
25 % стоимости реализованной продукции |
7 |
Реализация продукции, запрещенной к выпуску и реализации органами госнадзора |
100 % стоимости реализованной продукции |
8 |
Выпуск, реализация повышенно опасной продукции (ядов, ядохимикатов, взрыво- и огнеопасных веществ в т. д.) без надлежащей предупредительной маркировки и без инструкции по эксплуатации, хранению, транспортировке |
50 % стоимости выпущенной или реализованной продукции |
9 |
Выпуск, реализация продукции, которая вследствие нарушения требований стандартов, норм и правил является опасной для жизни, здоровья, имущества людей и окружающей среды |
100 % стоимости выпущенной или реализованной продукции |
Стоимость продукции для целей начисления вышеуказанных штрафных санкций рассчитывается по ценам реализации.
Постановление о наложении штрафных санкций на основании акта проверки субъекта предпринимательской деятельности принимают главный государственный инспектор АР Крым, области, города или его заместители. А в случае нарушений, приведенных в строках 7 и 9 таблицы, постановление выносит главный государственный инспектор Украины либо его заместители.
Если нарушитель добровольно не уплачивает штраф, постановление подлежит принудительному исполнению в порядке, предусмотренном Законом об исполнительном производстве.
Декрет № 30-93 не регламентирует процедуру обжалования решений о применении штрафных санкций. Согласно мнению Госпотребстандарта Украины, приведенному в письме от 04.08.2006 г. № 6931-3-11/19, штрафные санкции, применяемые к субъектам предпринимательства, допустившим нарушения стандартов, норм и прав, имеют статус административно-хозяйственных санкций, и на них распространяются сроки обжалования, предусмотренные Кодексом административного судопроизводства.
При этом Госпотребстандарт считает (письмо от 20.02.2008 г. № 1852-1-5/16), что положения ст. 12 Закона № 877 о принципе пропорциональности нарушения и наказания не применяются при осуществлении госнадзора Госпотребстандартом и его территориальными органами.
Ответственность должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, граждан – субъектов предпринимательской деятельности за правонарушения в сфере стандартизации, качества продукции, сертификации предусмотрена гл. 13 КоАП (см. таблицу 2).
Таблица 2
№ п/п |
Вид нарушения |
Штрафные санкции |
КоАП |
1 |
Выпуск (в т. ч. из ремонта) или реализация продукции, не соответствующей требованиям стандартов, сертификатов соответствия, норм, правил и образцов (эталонов) в части качества, комплектности и упаковки |
3 – 8 НМДГ |
ст. 167 |
2 |
Выпуск в продажу продукции, не соответствующей требованиям стандартов, технических условий и образцов (эталонов) в части качества, комплектности и упаковки |
1 – 18 НМДГ |
ст. 168 |
3 |
Выполнение работ, предоставление услуг гражданам-потребителям, не соответствующих требованиям стандартов, норм и правил |
1 – 18 НМДГ |
ст. 1681 |
4 |
Выпуск в продажу продукции с нарушением требований в части медицинских предупреждений потребителей табачных изделий |
30 – 100 НМДГ |
ст. 1682 |
5 |
Передача заказчику или в производство конструкторской, технологической и проектной документации, не соответствующей требованиям стандартов, норм и правил в части качества продукции и ее безопасности |
3 – 40 НМДГ |
ст. 169 |
6 |
Несоблюдение стандартов и технических условий при транспортировке, хранении и использовании (эксплуатации) продукции, если это привело к снижению качества, порче или сверхнормативным потерям продукции |
3 – 40 НМДГ |
ст. 170 |
7 |
Введение производителем или поставщиком в обращение продукции (в т. ч. импортной), подлежащей обязательному подтверждению соответствия, но относительно которой нет сертификата соответствия или свидетельства о признании соответствия или составленной согласно требованиям технического регламента по подтверждению соответствия декларации о соответствии, а также неправомерное применение национального знака соответствия |
3 – 88 НМДГ |
ст. 1701 |
8 |
Нарушение установленного порядка выдачи сертификата соответствия |
3 – 44 НМДГ |
ст. 1721 |
9 |
Невыполнение законных требований должностных лиц органов исполнительной власти в сфере стандартизации, метрологии и сертификации в части устранения нарушений законодательства о стандартизации, метрологии и сертификации или создание препятствий для деятельности таких органов; невыполнение требований предписаний, связанных с нарушением требований стандартов, норм и правил в отношении качества продукции |
3 – 20 НМДГ |
ст. 1889 |
Статьей 2447 КоАП установлено, что дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства в сфере стандартизации, качества продукции, метрологии и сертификации (за исключением правонарушений при реализации продукции промышленными предприятиями гражданам-потребителям и правонарушений в части лекарственных средств и нарушений санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм), рассматривают органы исполнительной власти в сфере стандартизации, метрологии и сертификации. При этом от имени такого органа налагать административные взыскания имеют право:
• руководитель такого органа и его заместители;
• директора центров стандартизации, метрологии и сертификации АРК, области, города и их заместители.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в течение 10 дней со дня вынесения такого постановления (ст. 289 КоАП). Согласно ст. 288 КоАП постановление о наложении административного взыскания может быть обжаловано в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) либо в районный, районный в городе, городской суд.
Следует отметить, что действующим законодательством предусмотрена и уголовная ответственность за нарушения в сфере стандартизации и качества продукции. В соответствии со ст. 227 УКУ выпуск на товарный рынок или другая реализация потребителям недоброкачественной, т. е. не соответствующей установленным стандартам, нормам, правилам и техническим условиям или некомплектной продукции и товаров, если такие действия совершены в крупных размерах (свыше 90750 грн.), караются штрафом от 100 до 200 НМДГ либо исправительными работами на срок до двух лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. В делах о преступлениях, предусмотренных данной статьей, досудебное следствие проводится следователями органов внутренних дел.
автор: Сергей Касаткин, аудитор
Правовой глоссарий:
1. КоАП – Кодекс об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.
2. УКУ – Уголовный кодекс Украины от 05.04.2001 г. № 2341-III.
3. Декрет № 30-93 – Декрет КМУ «О государственном надзоре за соблюдением стандартов, норм и правил и ответственность за их нарушение» от 08.04.93 г. № 30-93.
4. Закон № 877 – Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.
5. Инструкция № 321 – Инструкция о порядке осуществления государственного надзора за соблюдением стандартов, норм и правил, утвержденная приказом Госстандарта от 03.06.2002 г. № 321.
6. Порядок № 311 – Порядок проведения проверок у субъектов хозяйствования сферы торговли и услуг, в том числе ресторанного хозяйства, качества продукции, соблюдения обязательных требований относительно безопасности продукции, а также соблюдения правил торговли и предоставления услуг, утвержденный приказом Госпотребстандарта от 25.10.2006 г. № 311.