Контроль за соблюдением дисциплины цен
Бухгалтер&Закон 21.09.2009 – 27.09.2009, № 17 (17)
|
По общепринятым меркам государственная политика цен1 – одна из составляющих экономической политики государства в целом. Она ориентирована, в частности, на повышение уровня и качества жизни населения и конкурентоспособности национальной экономики посредством регулирования цен. Объектами государственной политики цен являются цены на товары, услуги и работы, а также цена рабочей силы. А воздействует государство на цены посредством специального механизма, включающего в себя законодательные, административные, кредитно-финансовые мероприятия. Об этом и поведет дальше речь «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН». |
Объекты и субъекты контроля за ценами
В соответствии со ст. 8 Закона о ценах государственное регулирование цен и тарифов осуществляется путем установления:
– государственных фиксированных цен (тарифов);
– предельных уровней цен (тарифов) или предельных отклонений от государственных фиксированных цен и тарифов.
При установлении и применении государственных фиксированных и регулируемых цен и тарифов государство осуществляет контроль их соблюдения. Другими словами, все предприятия и организации независимо от форм собственности, подчиненности и методов организации труда и производства (далее – предприятия) должны соблюдать дисциплину цен.
Под дисциплиной цен следует понимать соблюдение всеми предприятиями нормативных актов и документов относительно формирования, установления и использования фиксированных и регулируемых цен.
____________
1 Ценовая политика направлена на регулирование государством отношений обмена между субъектами рынка с целью обеспечения эквивалентности в процессе реализации национального продукта, соблюдения необходимой паритетности цен между отраслями и видами хозяйственной деятельности, а также обеспечение стабильности оптовых и розничных цен (п. 1 ст. 10 ХКУ).
Контроль за соблюдением ценовой дисциплины возложен на специальные органы. В частности, на Государственную инспекцию по контролю за ценами Министерства экономики Украины и подчиненные ей государственные инспекции АРК, областных, Киевской и Севастопольской местных государственных администраций (далее – Госценинспекция).
Эти государственные органы и их должностные лица имеют права, выполняют обязанности и несут ответственность, предусмотренные Законом № 509, кроме полномочий, предусмотренных в пп. 6 – 9 ст. 11 указанного Закона (ст. 13 Закона о ценах).
В этой связи «Б&З» отмечает: рассматривать вышеприведенную формулировку относительно полномочий и компетенции Госценинспекции нужно еще и через призму Положения № 1819.
Так, в п. 5 Положения № 1819 перечислены права Госценинспекции, должностные лица которой имеют, в частности, право:
• проводить проверки бухгалтерских книг, отчетов, смет, деклараций, показателей, отражающихся в расчетных документах независимо от способа представления информации, связанной с формированием, установлением и применением цен (тарифов);
• проводить проверку достоверности данных, приведенных в документах по вопросам порядка формирования, установления и применения государственных фиксированных и регулируемых цен;
• получать письменные объяснения, справки, документы, материалы по вопросам, возникающим во время проверки порядка формирования, установления и применения цен (тарифов), документы (их копии) об уровне и экономической обоснованности цен (тарифов) на товары, работы и услуги, их технико-экономические характеристики, эффективность, потребительские свойства и т. п.;
• обследовать в установленном порядке производственные, складские, торговые и другие помещения субъектов хозяйствования, которые используются для изготовления, хранения и реализации товаров и сырья, организации и предоставления услуг;
• требовать устранения обнаруженных нарушений порядка формирования, установления и применения цен (тарифов), а также осуществления перерасчета стоимости товаров, работ и услуг, цены (тарифы) на которые сформированы, установлены и/или применены с нарушением законодательства (если фактическая оплата товаров, работ и услуг не проведена) для расчетов с потребителями;
• принимать решение о применении административно-хозяйственных санкций за нарушение порядка формирования, установления и применения цен (тарифов);
• проводить проверку правильности расчетов относительно применения цен (тарифов), на которые введено государственное регулирование;
• осуществлять мониторинг цен (тарифов) и проводить ценовые исследования на потребительском и товарных рынках;
• передавать правоохранительным органам материалы проверок относительно действий, содержащих признаки преступления;
• совершать другие действия в пределах полномочий и в порядке, которые предусмотрены законом.
Напомним, что в соответствии с п. 4 Положения № 1819 Госценинспекция, в пределах своей компетенции осуществляет в том числе:
1) проверки соблюдения порядка формирования, установления и применения цен и тарифов, а также их экономического обоснования;
2) предоставляет субъектам хозяйствования методическую помощь и рекомендации по вопросам соблюдения порядка формирования, установления и применения цен;
3) по результатам проверок субъектов хозяйствования представляет обязательные для выполнения ими предписания по устранению нарушений порядка формирования, установления и применения цен и тарифов;
4) применяет в соответствии с законодательством административно-хозяйственные санкции за нарушение порядка формирования, установления и применения цен (тарифов).
В настоящий момент времени еще остается действующим Порядок прохождения материалов проверок в Госценинспекции Минэкономики Украины от 14.05.97 г.
В соответствии с ним работник Госценинспекции имеет право проводить проверки у субъектов предпринимательства на основании удостоверения, подписанного начальником Госценинспекции или его заместителем и удостоверенного печатью.
В удостоверении указывается должность, фамилия, имя и отчество проверяющего, объект или тема проверки, сроки ее проведения.
Объект или тема проверки, срок ее проведения определяется руководителем. Обратите внимание на то, что проверка проходит не по наитию лица, уполномоченного на это, а по заранее подготовленной программе или согласно перечню вопросов (устных или в письменной форме).
По результатам проверки работник Госценинспекции составляет акт по форме и в соответствии с требованиями к его оформлению, также установленными вышеуказанным Порядком.
После рассмотрения акта составляется заключение, в котором отражаются факты выявленных нарушений законодательных и других нормативных актов по установлению и использованию цен и приводятся предложения, в частности, по обязательным для выполнения указаниям об устранении нарушений дисциплины цен, причин и условий, которые порождают эти нарушения.
Кроме акта проверки работник Госценинспекции представляет протокол о допущении административного правонарушения по ст. 1652 «Нарушение порядка формирования и применения цен и тарифов» КоАП.
Рассматривают дела об административных правонарушениях и налагают административные взыскания начальники Госценинспекций и их заместители.
Здесь же хотим обратить внимание на Закон № 877, в ст. 2 которого перечислены отношения в сфере хозяйственной деятельности, на которые он не распространяется. В этом перечне контроль за соблюдением дисциплины цен отсутствует.
Следовательно, при проведении проверок Госценинспекции как органы, осуществляющие государственный надзор (контроль) в сфере ценообразования, должны руководствоваться и нормами Закона № 877.
В частности, органы государственного надзора (контроля), в т. ч. и Госценинспекции, осуществляют плановые мероприятия по государственному надзору (контролю) при условии письменного уведомления субъекта хозяйствования о проведении планового мероприятия не позднее чем за 10 дней до дня осуществления проверки.
Уведомление должно содержать:
– даты начала и окончания осуществления проверки;
– наименование юридического лица или фамилию, имя и отчество физического лица – предпринимателя, относительно деятельности которого осуществляется мероприятие;
– наименование органа государственного надзора (контроля).
Уведомление высылается заказным письмом или телефонограммой за счет средств органа государственного надзора (контроля) или вручается лично руководителю или уполномоченному лицу субъекта хозяйствования под расписку.
Субъект хозяйствования имеет право не допускать должностное лицо органа государственного надзора (контроля) к осуществлению планового мероприятия в случае неполучения уведомления об осуществлении планового мероприятия.
Срок осуществления планового мероприятия не может превышать 15 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства – 5 рабочих дней, если иное не предусмотрено законом.
Продление срока осуществления планового мероприятия не допускается.
Правомерность проверок предпринимателей – физических лиц
«Б&З» обращает внимание: по ст. 2 Закона о ценах его действие распространяется только на предприятия и организации независимо от форм собственности.
Однако в Положении № 1819 говорится о праве проведения проверок за соблюдением дисциплины цен уже субъектами хозяйствования. К ним относятся в т. ч. и граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированы в соответствии с законодательством как предприниматели (п. 2 ч. 2 ст. 55 ХКУ).
На основании норм Закона о ценах и учитывая тот факт, что Положение № 1819 носит подзаконный характер, о чем даже сказано в п. 2 названного Положения, напрашивается такой вывод: проверки соблюдения дисциплины цен не должны распространяться на предпринимателей – физических лиц. Ведь они прямо не указаны среди субъектов проверок.
На практике дело обстоит иначе. Так, Госценинспекция в письме от 24.11.2006 г. № 200/7-10/1660 сделала акцент на ст. 51 ГКУ, согласно которой к предпринимательской деятельности физических лиц (далее – СПД) применяются нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность юридических лиц. Далее в письме Госценинспекция разъясняет, что за установленные в ходе проверки административные нарушения, допущенные СПД, штрафы по ст. 1652 КоАП не применяются, поскольку оно не является должностным лицом.
То есть из письма косвенно следует подтверждение Госценинспекцией правомерности проверок дисциплины цен у СПД – это раз.
Два – правомерность изъятия необоснованно полученной вследствие такого нарушения выручки. Вот такой поворот сюжета!
По этому поводу можно сказать следующее: в той же ст. 51 ГКУ сказано, что к деятельности СПД применяются нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность юрлиц, если иное не установлено законом или не следует из сути отношений. А как мы уже знаем, отношения в сфере ценообразования регулирует Закон о ценах, в котором приведен исключительный перечень субъектов проверок за соблюдением дисциплины цен.
Заметим, что ч. 7 ст. 4 Закона № 877 определено: в случае если норма закона или другого нормативно-правового акта, изданного в соответствии с законом, допускает неоднозначное толкование прав и обязанностей субъекта хозяйствования или органа государственного надзора (контроля) и его должностных лиц, решение принимается в интересах субъекта хозяйствования.
Впрочем, Госценинспекция и на этот счет не смолчала. В своем письме от 15.07.2008 г. № 200/7-7/2517 она мягко заметила, что в данный момент времени в работе органов государственного контроля за ценами фактов неоднозначного толкования прав и обязанностей субъекта хозяйствования нет.
автор: Елена Рыжикова, редактор
Правовой глоссарий:
1. ХКУ – Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.
2. ГКУ – Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.
3. КоАП – Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.
4. Закон о ценах – Закон Украины «О ценах и ценообразовании» от 03.12.90 г. № 507-XII.
5. Закон № 509 – Закон Украины «О налоговой службе Украины» от 04.12.90 г. № 509-XII.
6. Закон № 877 – Закон Украины «Об основных началах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.
7. Положение № 1819 – Положение о Государственной инспекции по контролю за ценами, утвержденное постановлением КМУ от 13.12.2000 г. № 1819.