Нарушение порядка ценообразования: преступление и наказание
Бухгалтер&Закон 21.09.2009 – 27.09.2009, № 17 (17)
|
О том, кто, кого, когда и как проверяет в сфере ценообразования, шла речь в статье «Контроль за соблюдением дисциплины цен» (см. «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН, 21.09.2009 – 27.09.2009, № 17 (17). Сейчас мы поговорим о видах нарушений, дающих основания для наказания и ответственности, предусмотренной за них. |
Мера ответственности субъектов хозяйствования за нарушение дисциплины цен установлена ст. 14 Закона о ценах:
вся сумма выручки, необоснованно полученная предприятием, организацией в результате нарушения государственной дисциплины цен и действующего порядка определения стоимости строительства, которое осуществляется с привлечением средств Госбюджета, бюджета АР Крым, местных бюджетов, а также средств государственных предприятий, учреждений и организаций, подлежит изъятию в доход соответствующего бюджета в зависимости от подчиненности предприятия, организации.
Кроме того, во внебюджетные фонды местных советов взыскивается штраф в двукратном размере необоснованно полученной выручки. Указанные суммы списываются со счетов предприятий и организаций в банковских учреждениях по решению суда.
Что считается нарушением дисциплины цен
Сам Закон о ценах не поясняет, что именно следует считать нарушением предусмотренного порядка ценообразования.
Перечень оснований для привлечения субъектов хозяйствования к ответственности находим в п. 1.4 Инструкции № 298/519. Это, в частности:
– начисление не предусмотренных законодательством наценок к регулируемым ценам и тарифам;
– применение свободных цен (тарифов) на продукцию (услуги, работы) при условии установления для них режима государственного регулирования;
– применение цен (тарифов) на продукцию (услуги, работы) с рентабельностью, уровень которой превышает предельно установленный в соответствии с законодательством;
– завышение или занижение размера предусмотренных законодательством налогов и обязательных сборов, включаемых в состав регулируемой цены, или их невключение в регулируемую цену;
– включение в состав регулируемых цен (тарифов) не предусмотренных законодательством расходов или расходов сверх установленных норм;
– применение торговых и снабженческо-сбытовых надбавок (наценок) сверх установленного предельного размера.
При этом контролирующие органы могут применить экономические санкции за нарушение дисциплины цен, если субъекты хозяйствования получили необоснованную выручку в результате нарушения ими порядка, действующего в проверяемом периоде.
Как определить сумму необоснованно полученной выручки
Многие субъекты хозяйствования справедливо подметили, что Закон о ценах и Положение № 1819 четко называют только размер экономических санкций, но не раскрывают секреты определения самой суммы выручки, подлежащей изъятию в бюджет.
Поэтому обратимся к Инструкции № 298/519, в п. 2.1 которой указан порядок расчета необоснованно полученной выручки:
1) при нарушении порядка установления и применения цен (тарифов), которые регулируются уполномоченными органами, – как разница между фактической выручкой от реализации продукции (услуг, работ) и ее стоимостью по ценам и тарифам, сформированным согласно требованиям законодательства;
2) при неправомерном применении свободных цен вместо фиксированных или регулируемых (декларируемых) – как разница между фактической выручкой от реализации продукции (услуг, работ) и стоимостью от реализации продукции (услуг, работ) по ценам, которые должны применяться согласно требованиям законодательства;
3) при неправомерном применении цен (тарифов) субъектами хозяйствования за виды услуг (работ), которые не предусмотрены определенными нормативно-правовыми актами, устанавливающими для них соответствующие перечни платных услуг – вся сумма незаконно взысканных средств;
4) при включении в стоимость продукции и услуг, цены на которые регулируются, фактически не выполненных услуг (работ) или выполненных не в полном объеме – как разница между полученной выручкой от реализации и стоимостью продукции и услуг, определенной в соответствии с нормативами, с учетом фактических объемов выполнения.
Как видим, во всех случаях говорится о суммах фактически полученной выручки: как в виде денежных средств, так и в виде других компенсаций стоимости реализованных товаров (работ, услуг).
Теперь посмотрим на п. 2 обзорного письма «О некоторых вопросах практики решения споров, связанных с применением законодательства о ценах и ценообразовании» от 16.12.2004 г. № 01-8/3273. В нем ВХСУ, в частности, сказал: при решении споров о взыскании экономических санкций следует учитывать, что выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) является сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или в кассу при осуществлении операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг).
Какова же природа вышеописанной экономической санкции
Применение экономических санкций по ст. 14 Закона о ценах осуществляется органами государственного надзора и контроля. В ст. 238 ХКУ сказано, что органы государственной власти в пределах своей компетенции применяют к нарушителям установленных законодательством правил ведения хозяйственной деятельности.
Виды административно-хозяйственных санкций, которые могут быть применены к субъектам хозяйствования, приведены в ст. 239 ХКУ. И одна из таких санкций заключается в изъятии прибыли (дохода). В ст. 240 ХКУ также говорится о том, что прибыль (доход), полученная субъектом хозяйствования вследствие нарушения установленных законодательством норм, полежит изъятию в бюджет в соответствующем порядке. Кроме того, с такого субъекта, в частности, взыскивают сумму штрафа в размере и порядке, предусмотренном законом, но не более чем в двукратном размере изъятой суммы.
Как видим, применение экономических санкций, предусмотренных ст. 14 Закона о ценах, не противоречит требованиям вышеуказанных статей ХКУ.
К тому же по определению ст. 241 ХКУ административно-хозяйственный штраф – это денежная сумма, уплачиваемая субъектом хозяйствования в соответствующий бюджет, в случае нарушения им установленных правил ведения хозяйственной деятельности.
Таким образом, изъятие суммы необоснованно полученной выручки и взыскание штрафа в двукратном ее размере считаются административно-хозяйственными санкциями. Такого же мнения придерживается и Госценинспекция (см. письмо от 14.07.2004 г. № 32/3-7/1256).
Следовательно, Госценинспекция за нарушение дисциплины цен может применить к субъектам хозяйствования вышеперечисленные санкции (изъятие выручки и двукратный штраф) в течение 6 месяцев с момента выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня нарушения, кроме случаев, предусмотренных законом (ст. 250 ХКУ). Заметим: Закон о ценах не содержит других условий применения санкций, нежели те, которые указаны в ст. 250 ХКУ.
Административная ответственность
Кроме наказания самого субъекта хозяйствования, его должностные лица привлекаются к административной ответственности. Согласно ст. 1652 КоАП при нарушении порядка формирования, установления и применения цен и тарифов, а также скидок, наценок, доплат к таким лицам применяется административный штраф в размере от 5 до 10 НМДГ (от 85 грн. до 170 грн.). Те же действия, совершенные лицом, на которого в течение года уже было наложено административное взыскание за одно из подобных правонарушений, влекут за собой ответственность в виде штрафа от 10 до 15 НМДГ (от 170 грн. до 255 грн.).
Кроме того, невыполнение субъектом хозяйствования требований органов государственного контроля за ценами (Госценинспекции) об устранении нарушений порядка формирования и применения цен и тарифов или приостановки операций по счетам в учреждениях банков или других финансово-кредитных учреждениях влечет наложение административного штрафа на его должностных лиц в размере от 9 до 18 НМДГ (от 153 грн. до 306 грн.) (ст. 1883 КоАП).
Отметим, что приостановление операций по счетам согласно ст. 1074 ГКУ не допускается, кроме случаев, когда это предусмотрено решением суда в соответствии с законодательством. Одним из принципов ГКУ является свобода предпринимательской деятельности, не запрещенная законом. Следовательно, Госценинспекция не имеет полномочий для приостановления операций по банковским счетам, поскольку это противоречит ГКУ.
Порядок взыскания экономических и штрафных санкций
Основанием для принятия решений об изъятии сумм необоснованно полученной выручки и взыскании штрафа являются акты проверок, составленные должностными лицами органов Госценинспекции по результатам проверки дисциплины цен (Инструкция № 298/519).
Решение о взыскании сумм экономических и штрафных санкций может принимать Госценинспекция также на основании материалов проверок, других контролирующий органов.
Решение считается выполненным и снимается с контроля после получения соответствующей информации о зачислении сумм экономических санкций по принадлежности.
В случае невыполнения решения, полного или частичного отклонения претензии или оставления ее без ответа Госценинспекция в 30-дневный срок подает иск в местный хозяйственный суд о принудительном взыскании суммы экономических санкций.
Субъекты хозяйствования вправе обжаловать решение о применении экономических и штрафных санкций, принятых Госценинспекцией.
Оплаченные суммы экономических и штрафных санкций в случае отмены принятых решений подлежат возвращению из тех бюджетов или счетов, на которые они были зачтены.
В этой связи обращаем ваше внимание на п. 5 и п. 6 информационного письма ВХСУ «О некоторых вопросах, связанных с разграничением компетенции хозяйственных и административных судов» от 07.02.2006 г. № 01-8/301.
В них, в частности, сказано, что Госценинспекция, принимая решение о применении санкций за нарушение государственной дисциплины цен, выступает как орган государственной власти в осуществлении управленческих функций и, соответственно, как субъект властных полномочий.
С учетом этого дела при участии соответствующих органов, связанные с осуществлением ими властных полномочий, санкции подлежат рассмотрению местными и апелляционными хозяйственными судами в порядке, установленном КАСУ.
В то же время названными органами могут подаваться иски, которые возникают из гражданско-правовых отношений и не связаны непосредственно с осуществлением властных полномочий. Соответствующие иски и апелляционные жалобы подлежат рассмотрению хозяйственными судами в порядке, определенном ХПКУ.
Отражение в учете экономических и штрафных санкций
По разъяснению Минфина (см. письмо от 31.12.2008 г. № 31-34000-10-27/46568) в бухгалтерском учете признанные экономические санкции отражаются в соответствии с п. 24 П(С)БУ 3, п. 20 П(С)БУ 16 и Инструкции № 291.
В соответствии с пп. 5.3.5 Закона о прибыли в состав валовых расходов не включаются суммы штрафов и/или неустойки либо пени, уплаченные по решению соответствующих государственных органов, суда.
Суммы, о которых идет речь в данной статье, относятся к административно-хозяйственным санкциям, уплачиваемым по решению органов государственного надзора (контроля). Поэтому оснований для включения в валовые расходы суммы штрафа в двукратном размере необоснованно полученной выручки, а тем более самой изъятой выручки у субъектов хозяйствования нет (!).
Рассмотрим пример отражения в бухгалтерском и налоговом учете сумм взысканных экономических и финансовых санкций (см. таблицу).
Таблица
№ п/п |
Содержание хозяйственной операции |
Бухгалтерский учет |
Налоговый учет, грн. | |||
Дт |
Кт |
Сумма, |
ВД |
ВР | ||
1 |
Рассчитана и начислена экономическая санкция исходя из размера необоснованно полученной выручки |
948 |
64 |
2500,00 |
– |
– |
2 |
Начислен штраф в двукратном размере необоснованно полученной выручки (2500 грн. х 2) |
948 |
64 |
5000,00 |
– |
– |
3 |
Уплачена экономическая санкция исходя из размера необоснованно полученной выручки |
64 |
311 |
2500,00 |
– |
– |
4 |
Уплачен штраф в двукратном размере необоснованно полученной выручки |
64 |
311 |
5000,00 |
– |
– |
автор: Елена Рыжикова, редактор
Правовой глоссарий:
1. КоАП – Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.
2. ХПКУ – Хозяйственный процессуальный кодекс Украины от 06.11.91 г. № 1798-XII.
3. ГКУ – Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.
4. ХКУ – Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.
5. КАСУ – Кодекс административного судопроизводства Украины от 06.07.2005 г. № 2747-IV.
6. Закон о ценах – Закон Украины «О ценах и ценообразовании» от 03.12.90 г. № 507-XII.
7. Закон о прибыли – Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.
8. Закон № 877 – Закон Украины «Об основных началах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.
9. Положение № 1819 – Положение о Государственной инспекции по контролю за ценами, утвержденное постановлением КМУ от 13.12.2000 г. № 1819.
10. П(С)БУ 3 – Положение (стандарт) бухгалтерского учета 3 «Отчет о финансовых результатах», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.03.99 г. № 87.
11. П(С)БУ 16 – Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 31.12.99 г. № 318.
12. Инструкция № 291 – Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. № 291.
13. Инструкция № 298/519 – Инструкция о порядке применения экономических и финансовых (штрафных) санкций органами государственного контроля за ценами, утвержденная приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, Министерства финансов Украины от 03.12.2001 г. № 298/519.