Не мытьем, так катаньем...
или законность предельных цен на лекарственные средства

Бухгалтер&Закон 16.11.2009 – 22.11.2009, № 25 (25)

 

   

Рассматривая «Регулирование цен на лекарственные средства» («БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» 20.07.2009 – 26.07.2009, № 08 (08)) никто даже не мог предположить, что эта тема через столь короткое время вновь станет актуальной. 

Начнем с того, что 20 октября 2009 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О моратории на повышение цен и тарифов на лекарственные средства и изделия медицинского назначения», который Президент Украины на момент подготовки данного материала еще не подписал. Но и не наложил вето на него...

Несмотря на то, что данный Закон должен вступить в силу со дня его опубликования, установленный им порядок вводится в действие с 1 января 2010 года.

Замечания к проекту данного Закона, изложенные в Комментарии к нему сводятся к тому, что принятие такого Закона:

• противоречит Конституции Украины;

• не согласуется со ст. 10 Закона о ценах;

• требует дополнительных расходов из бюджетов, т. к. при установлении фиксированных цен, применение которых делает невозможным получение прибыли субъектами предпринимательства, последним должна быть предоставлена дотация с учетом требований ч. 6 ст. 191 ХКУ.

Госкомпредпринимательства свою позицию изложил в письме от 23.10.2009 г. № 13006, адресованному Президенту Украины, отметив, что реализация требований данного Закона приведет к искажению или уничтожению системы медикаментозного обеспечения населения, которая базируется в государстве на предпринимательской деятельности субъектов хозяйствования фармацевтической отрасли.

Кроме этого, по мнению Госкомпредпринимательства, реализация мероприятий, предусмотренных Законом:

• приведет к коллапсу системы обеспечения лекарственными средствами населения Украины субъектами хозяйствования;

• будет способствовать исчезновению из аптек целого ряда наименований лекарственных средств, вызовет и другие негативные в социальном плане последствия, в первую очередь для малообеспеченных слоев населения Украины;

• будет иметь обратные последствия, а не «улучшение услуг здравоохранения», как это отмечено в пояснительной записке к Закону.

Насколько пророческим оказалось мнение Госкомпредпринимательства, можно судить только сейчас, когда из аптек в считанные дни исчезли сначала противовирусные препараты, затем антибиотики, далее лекарственные противопростудные чаи, бинты (независимо от их ширины) и даже дорогие витамины.

Одновременно с объявлением карантина в 9 областях Украины продлением каникул в учебных заведениях и закрытием детских дошкольных заведений Кабмин в Постановлении № 1152 поручил Минздраву безотлагательно обеспечить среди прочего:

• разработку, издание и распространение информационно-образовательных материалов и памяток для населения о поведении в условиях распространения вирусных заболеваний;

• широкое освещение в СМИ вопросов профилактики пандемического гриппа и других острых респираторных заболеваний.

Также одновременно Постановлением от 30.10.2009 г. № 1154 Кабмин утвердил Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, на которые устанавливаются предельные оптово-отпускные и розничные цены (далее – Перечень № 1154).

Следует отметить, что в данный Перечень включены 10 лекарственных средств и 5 изделий медицинского назначения. При этом только два лекарственных средства (азитромицин и ампициллин) включены в Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения (постановление КМУ от 25.03.2009 г. № 333) и три (ампициллин, аскорбиновая кислота и шприц) – в Обязательный минимальный ассортимент лекарственных средств для аптек (Приказ № 569).

Напомним, что согласно пп. 1 п. 1 Постановления № 955 предельные снабженческо-сбытовые надбавки не выше 12 % оптово-отпускной цены и предельные торговые (розничные) надбавки не выше 25 % закупочной цены устанавливаются только на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, включенные в Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения (постановление КМУ от 25.03.2009 г. № 333). При этом лекарственные средства и изделия медицинского назначения отечественного производства, оптово-отпускная цена которых ниже 12 грн. за одну упаковку, не подлежат госрегулированию, кроме тех, которые будут приобретаться за бюджетные средства.

Об объективности уровня предельных цен на лекарственные средства, включенных в Перечень № 1154, пусть судят специалисты. А вот включение в этот Перечень изделий медицинского назначения противоречит не только указанным нормам Постановления № 955, но и другим нормативно-правовым актам по данному вопросу.

Об очередном способе введения регулируемых цен на лекарственные средства также свидетельствует приказ Минздрава от 22.07.2009 г. № 529 «О создании формулярной системы обеспечения лекарственными средствами заведений здравоохранения», зарегистрированный в Минюсте 29.10.2009 г. за № 1003/17019, который вступит в силу со дня его официального опубликования.

В частности, Методика создания формуляров лекарственных средств, утвержденная этим Приказом, определяет механизм создания эффективной национальной формулярной системы в Украине с целью оптимизации использования лекарственных средств в заведениях здравоохранения для повышения качества лечения, его унификации и экономии ресурсов.

Опять-таки об «оптимизации использования» и «повышении качества лечения» могут судить только специалисты. А «Б&З» обращает внимание на то, что уже в терминах, определенных в данной Методике, одним из критериев включения лекарственных средств, зарегистрированных в Украине, в государственный формуляр лекарственных средств, локальный формуляр лекарственных средств заведения здравоохранения, региональный формуляр лекарственных средств является их экономически выгодное использование.

Одной из функций формулярной системы, указанной в пп. 2.4 Методики является экономическая функция, т. е. использование клинически и экономически наиболее эффективных лекарственных средств.

Получается, что самыми клинически и экономически наиболее эффективными лекарственными средствами особенно для пенсионеров станут не те, которые лечат или поддерживают определенные жизненные процессы, а те, что стоят подешевле.

С такими принципами недолго и бесплатную медицину возродить в худших ее традициях: она вроде бы есть, но толку от нее мало...

автор: Елена Бондаренко, эксперт-аналитик

Правовой глоссарий:

1. ХКУ – Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

2. Закон о ценах – Закон Украины «О ценах и ценообразовании» от 03.12.90 г. № 507-XII.

3. Постановление № 955 – постановление КМУ «О мероприятиях по стабилизации цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения» от 17.10.2008 г. № 955.

4. Постановление № 1152 – постановление Кабинета Министров Украины «О предотвращении распространения гриппа типа A/H1N1/Калифорния/04/09 и острых респираторных заболеваний среди населения» от 30.10.2009 г. № 1152.

5. Постановление № 1154 – постановление Кабинета Министров Украины «Об установлении предельных уровней цен на отдельные лекарственные средства и изделия медицинского назначения» от 30.10.2009 г. № 1154.

6. Приказ № 569 – Обязательный минимальный ассортимент лекарственных средств для аптек, утвержденный приказом Минздрава Украины от 25.11.2004 г. № 569.