Включение судебных затрат в состав валовых расходов

Аверс-бухгалтерия № 11 (477) от 15.03.2010 г.

 

В процессе деятельности у субъектов хозяйствования в отношениях со своими контрагентами либо с государственными органами нередко возникает необходимость обращения к судебным инстанциям для рассмотрения возникших споров (разногласий) по существу. В таких случаях субъекты хозяйствования несут затраты, связанные с рассмотрением дел в суде, причем довольно существенные, в связи с чем возникает вопрос правомерности отнесения их к составу валовых расходов.

 

Состав судебных расходов

Состав судебных расходов довольно обширен и в зависимости от подведомственности дела определен соответствующим кодексом. Например, споры между субъектами хозяйствования рассматриваются хозяйственными судами, а перечень расходов, связанных с рассмотрением таких дел, определен ст. 44 ХПКУ. Споры с государственными органами в большинстве случаев рассматриваются административными судами, а перечень расходов, связанных с рассмотрением таких дел, определен ст. 87 КАСУ.

К судебным расходам, в частности, относятся:

- судебный сбор или государственная пошлина;

- расходы на информационно-техническое обеспечение судебного процесса;

- расходы на правовую помощь;

- расходы сторон и их представителей, связанные с прибытием в суд;

- расходы, связанные с привлечением свидетелей, специалистов, переводчиков и проведением судебных экспертиз;

- расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте;

- расходы, связанные с совершением других действий, необходимых для рассмотрения дела.

 

Судебный сбор

При обращении в административный суд с исковым заявлением, апелляционной или кассационной жалобой, жалобой по исключительным обстоятельствам, заявлением о пересмотре дела по вновь выявленным обстоятельствам обязанность по уплате судебного сбора возложена на истца.

Согласно ч. 2 ст. 87 КАСУ размер судебного сбора, порядок его уплаты и освобождение от уплаты устанавливается законом. Поскольку такой закон еще не принят, то на сегодняшний день действует временный порядок по уплате судебного сбора, определенный п. 3 Заключительных и переходных положений КАСУ, согласно которому:

- судебный сбор при обращении в административный суд уплачивается в порядке, установленном законодательством для государственной пошлины;

- размер судебного сбора определяется согласно п. 1 "б" ст. 3 Декрета КМУ от 21.01.93 г. № 7-93 "О государственной пошлине" (далее - Декрет о госпошлине), то есть в размере 0,2 необлагаемого минимума доходов граждан (3,40 грн.), кроме случаев, установленных нижеследующим пунктом;

- размер судебного сбора по имущественным требованиям о взыскании денежных средств составляет 1 % от размера таких требований, но не более 1 700 грн.

Кроме этого, следует отметить, что согласно ч. 1 ст. 94 КАСУ, если судебное решение принято в интересах стороны, которая не является субъектом властных полномочий, суд присуждает к взысканию все осуществленные ею документально подтвержденные судебные расходы из Госбюджета (или соответствующего местного бюджета, если другой стороной был орган местного самоуправления, его должностное или служебное лицо). При этом ст. 124 Конституции Украины и ст. 255 КАСУ установлено, что постановление суда, вступившее в законную силу, является обязательным для лиц, которые принимают участие в деле, для их правопреемников, а также для всех органов, предприятий, учреждений и организаций, должностных или служебных лиц, других физических лиц и подлежит выполнению на всей территории Украины.

Полномочие на осуществление бесспорного списания средств со счетов, на которых учитываются средства Госбюджета и местных бюджетов, по решениям, которое было принято государственным органом, имеющим право на его применение, предоставлено ст. 25 Бюджетного кодекса Украины Госказначейству. Данный орган осуществляет списание средств с бюджетных счетов в соответствии с требованиями Порядка исполнения решений о взыскании средств со счетов, на которых учитываются средства государственного и местных бюджетов, или бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 09.07.2008 г. № 609 (далее - Порядок № 609).

При наличии судебных решений о возврате излишне и/или ошибочно оплаченного судебного сбора, а также о взыскании судебного сбора из госбюджета, присужденного согласно ч. 1 ст. 94 КАСУ, при их выполнении Госказначейство руководствуется абзацем третьим п. 4 Порядка № 609. При этом, бесспорное списание средств осуществляется на основании соответствующих документов, подтверждающих факт уплаты этих средств в бюджет (платежное поручение, квитанция и т. п.), предоставленных в орган Госказначейства юридическими и физическими лицами, в интересах которых принятые судебные решения (см. письмо Госказначейства от 04.09.2008 г. № 18-04/9580-14929).

Таким образом, исполнение судебных решений по административным делам о взыскании из госбюджета судебного сбора осуществляется органами Госказначейства путем списания денежных средств со счетов, на которые зачисляются поступления от уплаты такого сбора, при условии представления подтверждающих документов, то есть судебного решения и приказа (см. письмо Госказначейства от 23.07.2008 г. № 18-06/8012-11925).

 

Государственная пошлина

При обращении в хозяйственный суд истец обязан уплатить госпошлину. Порядок уплаты пошлины регулируется Декретом о госпошлине, а также Инструкцией о порядке исчисления и взимания государственной пошлины, утвержденной приказом ГНАУ от 22.04.93 г. № 15 (далее - Инструкция № 15).

Государственная пошлина бывает двух видов:

простая государственная пошлина уплачивается по ставкам в размерах частей не облагаемого налогом минимума доходов граждан;

пропорциональная - в процентном отношении к соответствующей сумме иска.

По отношению к судебным процессам государственная пошлина взимается:

- с исковых заявлений, заявлений по преддоговорным спорам, заявлений (жалоб) по делам отдельного производства и жалоб на решения, принятые в отношении религиозных организаций, с апелляционных, кассационных жалоб на решения судов и жалоб на решения, вступившие в законную силу, а также за выдачу судами копий документов;

- с исковых заявлений и заявлений кредиторов по делам о банкротстве, которые представляются в хозяйственные суды, и апелляционных жалоб (представлений) на решения, определения, постановления, а также об их пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам.

Размеры ставок государственной пошлины определены ст. 3 Декрета о госпошлине.

Государственная пошлина уплачивается или взимается в доход госбюджета.

В случае увеличения размера исковых требований недоплаченная сумма государственной пошлины доплачивается или взимается согласно новой цене иска. Если спор возник вследствие неправомерных действий одной из сторон, то суд имеет право вынести решение о взыскании государственной пошлины независимо от результатов разрешения спора.

При повторной подаче иска, который ранее был оставлен судом без рассмотрения, пошлина уплачивается на общих основаниях. Однако если в связи с оставлением иска без рассмотрения пошлина подлежала возврату, но не было возвращена, то к повторно поданному иску может быть приложен первоначальный документ об уплате пошлины, но только при условии если не истек год со дня зачисления ее в бюджет (п. 25 Инструкции № 15).

 

Информационно-техническое обеспечение судебного процесса

Механизм осуществления оплаты расходов на информационно-техническое обеспечение судебного процесса, связанных с рассмотрением гражданских и хозяйственных дел, определен Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 21.12.2005 г. № 1258 (далее - Постановление № 1258). Этим же документом утверждены размеры расходов на информационно-техническое обеспечение судебных процессов.

Для хозяйственных дел установлены следующие размеры таких расходов:

нулевая ставка - для истцов, в установленном порядке освобожденных от уплаты государственной пошлины. Отметим, что перечень лиц, освобожденных от уплаты государственной пошлины, установлен ст. 4 Декрета о госпошлине;

236 грн. - для всех других истцов.

Сумма расходов на информационно-техническое обеспечение судебного процесса определяется на день представления искового заявления в хозяйственный суд.

Отметим, что Постановление № 1258 распространяется только на иски по рассмотрению гражданских и хозяйственных дел.

КАСУ не предусматривает оплату расходов на информационно-техническое обеспечение судебного процесса (ст. 87 КАСУ). На это также обращает внимание ВАСУ в определении от 22.01.2009 г. по делу № К-33444/06.

Дополнительно отметим, что в ряде случаев может осуществляться возврат уплаченной суммы на информационно-техническое обеспечение (п. 13 Порядка оплаты расходов на информационно-техническое обеспечение судебных процессов, связанных с рассмотрением гражданских и хозяйственных дел). Такой возврат осуществляется в порядке, предусмотренном для возврата государственной пошлины (судебного сбора). То есть при решении данного вопроса хозяйственный суд исходит из требований ст. 8 Декрета о госпошлине и п. 15 - 21 Инструкции № 15 (п. 16 письма ВХСУ от 29.09.2009 г. № 01-08/530).

 

Правовая помощь

Поскольку в большинстве случаев субъекты хозяйствования не имеют в штате юриста, способного грамотно представлять их интересы в суде, то многие из них обращаются за правовой помощью к специалистам, оказывающим юридические услуги.

В ХПКУ расходам на правовую помощь отдельная статья не посвящена. В ст. 44 определено только, что к судебным расходам относятся услуги адвоката, а согласно ст. 48 расходы, подлежащие оплате за услуги адвоката, определяются в порядке, установленном Законом Украины от 19.12.92 г. № 2887-XII "Об адвокатуре" (см. ст. 12).

Затраты, связанные с услугами адвоката, согласно ст. 49 ХПКУ по решению суда относятся:

- при удовлетворении иска - на ответчика;

- при отказе в иске - на истца;

- при частичном удовлетворении иска - на обе стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

КАСУ подходит к этому вопросу несколько иначе, определяя, что расходы, связанные с оплатой помощи адвоката или другого специалиста в отрасли права, которые оказывают правовую помощь по договору, несут стороны, кроме случаев предоставления бесплатной правовой помощи, предусмотренных законом (ст. 90). При этом согласно ч. 3 этой статьи предельный размер компенсации расходов на правовую помощь устанавливается законом. Поскольку такого закона нет, то ограничения по компенсации расходов на правовую помощь на сегодняшний день отсутствуют.

 

Проведение судебной экспертизы

Согласно ст. 48 ХПКУ расходы, подлежащие уплате за проведение судебной экспертизы, определяются хозяйственным судом. Судебным экспертам возмещаются расходы, связанные с явкой в хозяйственный суд, в размерах, установленных законодательством о служебных командировках. Как и в случае с расходами на правовую помощь, затраты на проведение судебной экспертизы по решению суда согласно ст. 49 ХПКУ могут быть возложены на ответчика, истца или на обе стороны.

Согласно ст. 92 КАСУ расходы, связанные с проведением судебных экспертиз, несет сторона, которая заявила ходатайство о проведении судебной экспертизы. Отметим, что в спорах с налоговыми органами, как правило, такие затраты возлагаются на субъекта хозяйствования, причем независимо от того, кем он является - истцом или ответчиком. Экспертам оплачиваются проезд, суточные в случае переезда в другой населенный пункт, а также вознаграждение за выполненную работу.

 

Налогообложение судебных расходов

Согласно ст. 14 Закона Украины от 25.06.91 г. № 1251-ХII "О системе налогообложения" госпошлина и судебный сбор относятся к общегосударственным налогам и сборам и, соответственно, включаются в состав валовых расходов согласно п.п. 5.2.5 п. 5.2 ст. 5 Закона о прибыли.

Прочие судебные расходы, оплаченные истцом, в частности расходы на информационно-техническое обеспечение судебного процесса, включаются в состав валовых расходов на основании п.п. 5.2.1 п. 5.2 ст. 5 Закона о прибыли как затраты, непосредственно связанные с хозяйственной деятельностью.

Аналогичного мнения придерживается и ГНАУ (см. "Вестник налоговой службы Украины" № 47 за 2005 год). При этом главный налоговый орган обращает внимание на следующее. Согласно п.п. 4.1.6 п. 4.1 ст. 4 Закона о прибыли доходы из других источников, в частности суммы государственной пошлины, предварительно уплаченной истцом, которые возмещаются в его пользу по решению суда, включаются в валовой доход истца. При удовлетворении иска судом ответчик на основании ст. 49 ХПКУ обязан выполнить решение суда и возместить истцу судебные расходы и госпошлину. Полученное от ответчика возмещение указанных расходов включается в валовой доход. При этом если иск налогоплательщика не удовлетворен, расходы на информационно-техническое обеспечение судебного процесса и уплату государственной пошлины остаются в составе его валовых расходов.

Отдельные вопросы, связанные с включением в состав валовых расходов судебных затрат, рассмотрены в письмах ГНАУ от 08.02.2001 г. № 579/6/17-0516 и от 17.04.2002 г. № 6358/7/15-1417.

Дополнительно отметим, что согласно п.п. 4.1.6 п. 4.1 ст. 4 Закона о прибыли в валовой доход включаются доходы из других источников и от других внереализационных операций, в том числе суммы штрафов, неустоек или пени, фактически полученных по решению сторон договора или по решению соответствующих государственных органов, суда.

В случае, когда по решению суда на налогоплательщика налагаются штрафы, неустойки или пеня, то расходы по уплате таких платежей не включаются в состав валовых расходов (п.п. 5.3.5 п. 5.3 ст. 5 Закона о прибыли).

Из этих норм Закона о прибыли можно сделать следующие выводы:

- полученные суммы штрафов, неустоек и пени по решению суда включаются в состав валового дохода налогоплательщика по кассовому методу;

- понесенные расходы по уплате штрафов, неустойки и пени по решению суда не включаются в состав валовых расходов налогоплательщика.

 

Пример. При подаче иска в суд предприятие осуществило уплату:

- госпошлины в размере 85 грн.;

- расходов на информационно-техническое обеспечение судебного процесса в размере 236 грн.

Суд принял решение об удовлетворении требований истца и возмещении ему ответчиком понесенных расходов по уплате госпошлины и расходов на информационно-техническое обслуживание судебного процесса в размере 321 грн. (85 + 236). Данная сумма была перечислена ответчиком на текущий счет предприятия-истца.

Учет судебных расходов


п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Дебет

Кредит

Сумма

ВД

ВР

1

Уплата госпошлины при подаче иска в суд

92

311

85

85

2

Уплата расходов на информационно-техническое обеспечение судебного процесса

92

311

236

236

3

Получено от ответчика возмещение расходов по уплате госпошлины и расходов на информационно-техническое обслуживание судебного процесса

311

719

321

321