Комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию в связи с временной утратой трудоспособности
Аверс-бухгалтерия № 31 (393) от 04.08.2008 г.
В соответствии с п. 3 ст. 50 Закона Украины от 18.01.2001 г. № 2240-III "Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением" решение о назначении материального обеспечения и предоставлении социальных услуг принимается комиссией (уполномоченным) по социальному страхованию, которая создается (избирается) на предприятии и в состав которой входят представители администрации и застрахованных лиц.
Комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию выполняет свои функции в соответствии с Положением о комиссии (уполномоченном) предприятия, учреждения, организации по общеобязательному государственному социальному страхованию в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением, утвержденным постановлением правления Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности от 23.06.2008 г. № 25 (далее - Положение № 25).
Порядок создания (назначения)
Комиссия (уполномоченный) создается (избирается) на предприятиях независимо от их формы собственности и хозяйствования, на которых используется труд наемных работников. На предприятии, где начисление и выплата заработной платы, а также предоставление пособий по социальному страхованию осуществляется в его структурных подразделениях децентрализовано, комиссии по социальному страхованию создаются в этих подразделениях.
Работа комиссии по социальному страхованию осуществляется на паритетных основах членами, делегированными в нее работодателем - собственником и представителем застрахованных лиц. Представителем застрахованных лиц является профсоюзная организация предприятия или другой уполномоченный наемными работниками орган (представитель) (дополнительно см. письмо Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности (далее - Фонд) от 21.03.2007 г. № 07-35-556).
Если на предприятии действует несколько профсоюзных организаций, то делегирование членов комиссии от застрахованных лиц осуществляется объединенным представительским органом, который образован этими профсоюзными организациями по инициативе любого профсоюза. Профсоюз, отказавшийся от участия в представительском органе, лишается права представлять интересы застрахованных лиц при разрешении вопросов материального обеспечения и предоставления социальных услуг по социальному страхованию в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением.
Члены комиссии делегируются каждой представительской стороной самостоятельно, в равном количестве, в зависимости от численности застрахованных лиц на предприятии и выполняют свои обязанности, как правило, на общественных началах. Срок полномочий членов комиссии и их количество от каждой стороны устанавливается общим решением представительских сторон.
Решения о делегировании членов в комиссию по социальному страхованию предприятия оформляются работодателем - его приказом или другим распорядительным документом, представителем застрахованных лиц - постановлением выборного органа профсоюзной организации или соответствующим решением другого уполномоченного наемными работниками органа.
Комиссия по социальному страхованию создается на предприятии при численности застрахованных лиц, работающих по найму, в количестве более 15 человек. При численности на предприятии застрахованных лиц 15 и менее на общем собрании работников избирается уполномоченный по социальному страхованию предприятия. Избранный уполномоченный вместе с представителем, назначенным работодателем, обеспечивают осуществление своих полномочий в соответствии с Положением № 25.
Комиссия по социальному страхованию предприятия подотчетна владельцу или уполномоченному им органу и представителю застрахованных лиц, ее работа в установленном порядке подлежит проверке органами Фонда.
На вновь созданном предприятии комиссия по социальному страхованию создается в месячный срок после регистрации предприятия.
Отметим, что Положение № 25 прямо не предусматривает назначение уполномоченных или создания комиссий у физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности, но Фонд в своем письме от 04.07.2006 г. № 07-35-1439 считает, что такие субъекты обязаны обеспечить создание этих органов.
Права комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию
Комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию предприятия согласно п. 2.1 Положения № 25 имеет право:
- получать от органов Фонда бесплатные консультации по вопросам применения законодательства об общеобязательном государственном социальном страховании в связи временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением;
- получать от владельца сведения относительно заработной платы застрахованных лиц, суммы уплаченных страховых взносов, наличия и движения путевок, полученных от рабочих органов отделений Фонда;
- принимать участие в проверках обоснованности выдачи и продления листков нетрудоспособности застрахованным лицам предприятия, а также соблюдения ими режима, определенного врачом на период временной нетрудоспособности;
- обращаться в рабочие органы отделений Фонда в случае спора между комиссией (уполномоченным) и владельцем предприятия по вопросам материального обеспечения и предоставления социальных услуг застрахованным лицам, а также в случае невыполнения владельцем или уполномоченным им органом решений комиссии (уполномоченного);
- вносить в рабочие органы отделений Фонда предложения по организации и усовершенствованию работы по социальному страхованию на предприятии.
Обязанности комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию
Комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию предприятия в соответствии с п. 2.2 Положения № 25 обязана:
- принимать решения о назначении материального обеспечения и предоставлении социальных услуг либо об отказе в назначении и прекращении выплаты материального обеспечения (полностью или частично);
- рассматривать основания и правильность выдачи листков нетрудоспособности и других документов, которые являются основанием для предоставления материального обеспечения и социальных услуг;
- осуществлять контроль за правильностью начисления и своевременной выплатой материального обеспечения застрахованным лицам работодателем за счет средств Фонда как по собственной инициативе, так в связи с обращением застрахованных лиц;
- принимать меры по своевременному предоставлению на предприятии застрахованным лицам материального обеспечения и социальных услуг по социальному страхованию в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением;
- участвовать в проверках, которые осуществляются на предприятии рабочими органами отделений Фонда по вопросам правильности начисления и уплаты страховых взносов, использования страховых средств; предоставлять контролирующим органам необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим во время проверок;
- принимать меры по устранению обнаруженных комиссией и контролирующими органами нарушений по вопросам уплаты страховых взносов и использования страховых средств.
Комиссия (уполномоченный) по социальному страхованию на предприятии согласно п. 3 Положения № 25 имеет следующие полномочия:
- принимать решение о выдаче материального обеспечения;
- осуществлять контроль за правильным начислением и своевременной выплатой материального обеспечения застрахованным лицам, принимать решение об отказе в его назначении, о прекращении выплаты материального обеспечения (полностью или частично), рассматривать основания и правильность выдачи и продления листков нетрудоспособности и других документов, которые являются основанием для предоставления материального обеспечения и социальных услуг;
- осуществлять контроль за своевременной уплатой и перечислением страховых взносов, а также представлением отчетности по социальному страхованию;
- осуществлять иные, предусмотренные Положением № 25, функции.
Порядок работы
Основной формой работы комиссии являются заседания, которые проводятся в соответствии с утвержденным ею планом, но не реже двух раз в месяц (п. 4.1 Положения № 25). Комиссия правомочна принимать решения при наличии на заседании более половины ее членов и при наличии представителей каждой стороны.
Уполномоченный по социальному страхованию совместно с представителем работодателя рассматривают вопрос материального обеспечения и предоставления социальных услуг застрахованным лицам по мере поступления соответствующих обращений и представления необходимых для их решения документов.
Решения комиссии (уполномоченного), принятые по рассмотренным вопросам, оформляются протоколом в день их принятия. Относительно сведений, отражаемых в этом документе, в письме Фонда от 05.03.2007 г. № 01-14-449 разъясняется, что в случае назначения пособий в протокол комиссии вносятся только те решения о предоставлении пособий, которые были приняты на определенном заседании. Ежемесячно указывать в протоколе перечень лиц, получающих пособие не нужно.
Решение комиссии (уполномоченного) по социальному страхованию о назначении пособий и предоставлению социальных услуг может быть обжаловано застрахованным лицом в рабочем органе отделения Фонда, в котором предприятие зарегистрировано как плательщик страховых взносов. Указанные действия не лишают застрахованное лицо права в случае необходимости обратиться по этим вопросам в суд.