Фирма (ООО) осуществляет расчистку затона и дноуглубляющие работы по заказу местного совета. И часть намытого в результате осуществления указанных работ песка реализует третьим лицам.
В настоящее время деятельности нашей фирмы начали уделять внимание правоохранительные органы на предмет наличия разрешительных документов на осуществление вышеуказанных работ. Поводом стала продажа намытого песка.
В связи с вышеуказанным просим предоставить консультацию по следующим вопросам:
– Является ли ООО пользователем недр и плательщиком платы за пользование недрами?
– Какие документы являются основанием для осуществления расчистки затона и дноуглубляющих работ; необходимо ли получение лицензии?
– Возможна ли реализация части намытого песка третьим лицам?
Предоставляем для ознакомления имеющиеся у нас в наличии документы (Разрешение № ... на расчистку затона и дноуглубляющие работы, выданное ...-ским региональным управлением водных ресурсов, Договор на выполнение работ, заключенный между Департаментом обеспечения жизнедеятельности и ООО «...», письмо Государственного управления охраны окружающей природной среды в ...-ской области «О выполнении работ на землях водного фонда от хх.хх.2007 г. №..., адресованное ООО «...»).
Статьей 6 Кодекса Украины от 27.07.94 г. № 132/94-ВР «О недрах» (далее – Кодекс о недрах) установлено, что полезные ископаемые по своему значению разделяются на полезные ископаемые общегосударственного и местного значения. Отнесение полезных ископаемых к полезным ископаемым общегосударственного и местного значения осуществляется Кабинетом Министров Украины по предоставлению специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по геологическому изучению и обеспечению рационального использования недр.
В соответствии с Перечнем полезных ископаемых местного значения, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 12.12.94 г. № 827, песок является сырьем песчано-гравийным и относится к полезным ископаемым местного значения.
Согласно Перечню полезных ископаемых Украины местного значения, утвержденному приказом Государственного комитета Украины по геологии и использованию недр от 09.06.94 г. № 67, зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины 20.06.94 г. под № 134/343, к полезным ископаемым местного значения относится песок (кроме формировочного, стеклянного, для фарфоро-фаянсовой, огнеупорной и цементной промышленности).
Также песок может относиться к полезным ископаемым общегосударственного значения, если он по своим свойствам является сырьем формировочным для агломерации железорудных концентратов или неметаллическим огнеупорным сырьем. В данном случае принадлежность месторождения полезного ископаемого по направлению использования определяется решением Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых (Перечень полезных ископаемых общегосударственного значения, утвержденный постановлением КМУ от 12.12.94 г. № 827, в редакции постановления КМУ от 16.08.2005 г. № 747).
Пользователями недр в соответствии со ст. 13 Кодекса о недрах могут быть предприятия, учреждения, организации, граждане Украины, а также иностранные юридические лица и граждане.
Статьей 14 Кодекса о недрах установлено, что недра предоставляются в пользование для:
– геологического изучения, в том числе опытно-промышленной разработки месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения;
– добычи полезных ископаемых;
– строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе сооружений для подземного хранения нефти, газа и других веществ и материалов, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных вод;
– создания геологических территорий и объектов, которые имеют важное научное, культурное, санитарно-оздоровительное значение (научные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, лечебные, оздоровительные заведения и др.);
– удовлетворения других потребностей.
Следует отметить, что в действующем законодательстве Украины отсутствует перечень видов пользования недрами для «удовлетворения других потребностей».
Пользование недрами согласно ст. 28 Кодекса о недрах является платным, кроме случаев, предусмотренных ст. 29 этого Кодекса. Плата взимается за пользование недрами в пределах территории Украины, ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны.
Плата за пользование недрами взимается в виде:
1) платежей за пользование недрами;
2) отчислений за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета;
3) сбора за выдачу специальных разрешений;
4) акцизного сбора.
В соответствии с п. 2.1 п. 2 Инструкции о порядке исчисления и взимания платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, утвержденной совместным приказом Министерства охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности Украины, Министерства труда и социальной политики Украины, ГНА Украины и Государственного комитета Украины по геологии и использованию недр от 30.12.97 г. № 207/472/51/157, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 16.01.98 г. под № 20/2460 (далее – Инструкция № 207/472/51/157), плательщиками платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых являются все субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, их филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, осуществляющие добычу полезных ископаемых, включая предприятия с иностранными инвестициями.
Подпунктом 4.1 п. 4 Инструкции № 207/472/51/157 установлено, что нормативы платы устанавливаются для каждого вида полезных ископаемых (группы полезных ископаемых, близких по назначению) как базовые или дифференцированные в зависимости от геологических особенностей и условий эксплуатации месторождений.
Базовые нормативы платы приведены в приложении к постановлению КМУ от 12.09.97 г. № 1014 (в редакции постановления КМУ от 19.01.98 г. № 42).
В соответствии с п. 2 Порядка взимания платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, утвержденного постановлением КМУ от 12.09.97 г. № 1014 (далее – Порядок № 1014), плата за пользование недрами для добычи полезных ископаемых взимается со всех субъектов предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, осуществляющих добычу полезных ископаемых, включая предприятия с иностранными инвестициями.
Объектом взимания платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых является объем фактически погашенных в недрах балансовых и внебалансовых запасов (объем добытых) полезных ископаемых (п. 3 Порядка № 1014).
В п. 6 Порядка № 1014 отмечено, что нормативы платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых устанавливаются для каждого вида полезных ископаемых (группы полезных ископаемых, близких по назначению) как базовые с последующей их дифференциацией в зависимости от геологических особенностей и условий эксплуатации месторождений.
Рассчитанная по базовым нормативам плата за пользование недрами для добычи полезных ископаемых является минимальной величиной, которую пользователи недр уплачивают независимо от геологических особенностей месторождений и условий их эксплуатации.
В соответствии с Базовыми нормативами платы за пользование недрами для добычи полезных ископаемых, утвержденными постановлением КМУ от 12.09.97 г. № 1014 (в редакции постановления КМУ от 19.01.98 г. № 42), плата за один кубический метр песчано-гравийного сырья составляет 0,11 грн.
Согласно п. 12 Порядка № 1014, если песчано-гравийное сырье добывается в акваториях морей, водохранилищ, в реках и их заводях, к установленным нормативам платы применяется коэффициент 2 (кроме добычи, связанной с очисткой фарватеров рек).
Статья 32 Кодекса о недрах предусматривает, что плата за пользование недрами может вноситься как в виде денежных платежей, так и в натуральном виде (часть добытого минерального сырья или другой выработанной пользователем недр продукции, выполнения работ или предоставления других услуг), кроме материалов, продуктов и услуг, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины.
Не могут быть использованы в качестве платы за пользование недрами в соответствии с постановлением КМУ от 12.12.94 г. № 825 радиоактивное сырье (руды, концентраты) и продукты его переработки; благородные металлы, алмазы и драгоценные камни; материалы и услуги оборонно-военного характера, кроме материалов и услуг, на которые есть специальное разрешение Минмашпрома и Минобороны; информация, отнесенная к государственной тайне.
В результате изучения предоставленных нам документов по рассматриваемой сегодня ситуации установлено следующее.
Разделом 5 Договора на выполнение работ от хх.хх.2007 г., заключенного между Департаментом обеспечения жизнедеятельности в городе и ООО «...» (далее – Договор), предусмотрено, что Исполнитель (ООО «...») выполняет работы за собственный счет. Грунт, который остается в результате дноуглубляющих работ, Исполнитель использует с целью благоустройства прибрежной полосы. Остатки грунта Исполнитель вывозит за свой счет и использует в своих целях и согласно действующему законодательству.
Также, в соответствии с пп. 6.3.1 п. 6.3 р. 6 Договора, Исполнитель имеет право использовать намытый грунт для своих целей и по своему усмотрению.
Таким образом, Договором установлена плата за пользование недрами в натуральном виде за осуществление дноуглубляющих работ.
Пунктом 3.2 р. 3 Договора определено, что Исполнитель приступает к выполнению работ после надлежащего оформления рабочего проекта и получения соответствующего разрешения на выполнение таких работ.
В соответствии с абз. 4 п. 3 Порядка выдачи разрешений на проведение работ на землях водного фонда, утвержденного постановлением КМУ от 12.07.2005 г. № 557 (далее – Порядок № 557), в случае проведения дноуглубляющих работ, добычи песка и гравия, прокладки кабелей, трубопроводов и других коммуникаций (кроме строительных работ и работ на землях прибрежных защитных полос морей и на землях, занятых морями) разрешения выдаются территориальными органами Госводхоза по согласованию с территориальными органами Минприроды.
Таким образом, основанием для выполнения дноуглубляющих работ является именно разрешение, выданное территориальным органом Госводхоза.
Разрешение №... на расчистку заводи и дноуглубляющие работы в верхнем бьефе ...-ского водохранилища в районе ... на площади ... га, выданное ...-ским региональным управлением водных ресурсов, является основанием для ООО «...» выполнять работы, предусмотренные Договором на выполнение работ от хх.хх.2007 г., и, как результат, использовать намытый грунт для своих целей и по своему усмотрению.
Однако обращаем внимание на тот факт, что соответствующее разрешение подлежит согласованию с территориальным органом Минприроды, которым согласно п. 1 Положения о Государственном управлении охраны окружающей природной среды в областях, городах Киеве и Севастополе, утвержденного приказом Министерства охраны окружающей природной среды Украины от 19.12.2006 г. № 548, зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 13.02.2007 г. под № 119/13386 (далее – Положение № 548), является Государственное управление охраны окружающей природной среды в областях, городах Киеве и Севастополе.
В письме Государственного управления охраны окружающей природной среды в ...-ской области «О выполнении работ на землях водного фонда» от хх.хх.2007 г. №..., адресованном ООО «…», отмечено, что «...Госуправление согласовывает разрешение №... на выполнение дноуглубляющих работ в соответствии с названным проектом при обязательном выполнении условий и правил, изложенных в разрешении №... ...-ского бассейнового управления водных ресурсов, действительного до хх.хх.2008 г. В целях сохранения экологического баланса береговых склонов разработанный грунт (или песок) использовать только для планирования рельефа (согласно проекту) и засыпки карт на территории яхт-клуба».
Учитывая вышеупомянутое требование Государственного управления охраны окружающей природной среды в ...-ской области, есть все основания считать, что использование ООО «...» разработанного грунта (песка) в собственных целях может привести к привлечению последнего к административной ответственности, предусмотренной ст. 47 Кодекса Украины об административных правонарушениях (штраф от 10 до 14 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан), а также аннулированию разрешения на дноуглубляющие работы, поскольку одним из оснований для аннулирования разрешения согласно абз. 5 п. 10 Порядка № 557 является систематическое нарушение водного законодательства и законодательства об охране окружающей природной среды.
Учитывая вышеизложенное, использование (реализация) ООО «...» песка может осуществляться на основании Разрешения № ... и Договора на выполнение работ от хх.хх.2007 г., однако с возможностью наступления вышеупомянутых последствий, или должно быть согласовано с Государственным управлением охраны окружающей природной среды в ...-ской области.
Требования относительно перечня документов, необходимых для согласования Государственным управлением охраны окружающей природной среды в областях вопроса использования намытого грунта (песка), а также порядок такого согласования законодательно не установлены.
Относительно вопроса необходимости получения лицензии отметим следующее.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Закона Украины от 01.06.2000 г. № 1775 «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» лицензированию подлежит, в частности, добыча полезных ископаемых из месторождений, которые имеют общегосударственное значение и включены в Государственный фонд месторождений полезных ископаемых.
Выдача лицензий на указанный вид хозяйственной деятельности осуществляется в соответствии с Лицензионными условиями осуществления хозяйственной деятельности по добыче полезных ископаемых из месторождений, которые имеют общегосударственное значение и включены в Государственный фонд месторождений полезных ископаемых, утвержденными приказом Государственного комитета Украины по вопросам регуляторной политики и предпринимательства, Министерства охраны окружающей природной среды Украины от 31.07.2007 г. № 107/370, зарегистрированными в Министерстве юстиции Украины 17.08.2007 г. под № 954/14221 (далее – Лицензионные условия).
Согласно п. 1.5 Лицензионных условий работы по добыче полезных ископаемых и услуги, связанные с добычей полезных ископаемых, которые осуществляются в соответствии с этими Лицензионными условиями, приведены в приложении 1.
Приложением 1 к Лицензионным условиям установлен исчерпывающий перечень работ хозяйственной деятельности по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения, среди которых отсутствуют работы по осуществлению дноуглубляющих работ и расчистки заводи.
Также следует отметить, что пользование недрами требует получения специального разрешения.
Так, в соответствии с ч. 6 ст. 16 Кодекса о недрах специальные разрешения на пользование недрами предоставляются специально уполномоченным центральным органом исполнительной власти по геологическому изучению и обеспечению рационального использования недр по согласованию с Министерством охраны окружающей природной среды Украины, как правило, на конкурсных началах в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.
Пунктом 8 Порядка предоставления специальных разрешений на пользование недрами, утвержденного постановлением КМУ от 02.10.2003 г. № 1540 (далее – Порядок № 1540), установлено, что разрешение предоставляется на следующие виды пользования недрами:
1) геологическое изучение недр, в том числе опытно-промышленная разработка месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения;
2) добыча полезных ископаемых (промышленная разработка месторождений);
3) строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе сооружений для подземного хранения нефти, газа и других веществ и материалов, захоронения вредных веществ и отходов производства, сброса сточных и сопутствующих вод;
4) создание геологических территорий и объектов, имеющих важное научное, культурное, рекреационно-оздоровительное значение;
5) удовлетворение других потребностей.
На каждый вид пользования недрами в пределах конкретного участка предоставляется отдельное разрешение (п. 3 Порядка № 1540).
Учитывая вышеизложенное, а также тот факт, что расчистка заводи и дноуглубляющие работы происходят по заказу ...-ского ... совета в лице Департамента обеспечения жизнедеятельности в городе и не требуют отведения земельного участка, выдать специальное разрешение не представляется возможным.
В случае реализации песка третьим лицам в договорах следует отмечать его наименование как «песок». При этом считаем целесообразным в целях предотвращения отнесения реализуемого песка к полезным ископаемым общегосударственного значения определить, какой именно песок подлежит реализации, т. е. указывать вид песка в зависимости от его состава и свойств.
В соответствии с пп. 6.3.1 п. 6.3 разд. 6 Договора на выполнение работ от хх.хх.2007 г. ООО «...» предоставлено право использовать намытый грунт как для своих целей, так и по своему усмотрению, что, в свою очередь, может включать и понятие реализации его третьим лицам.
Юлия Коломоец |
Юрист |
____________
Следует заметить, что в 2008 году продажа спецразрешений на пользование недрами осуществляется на аукционах, порядок проведения которых устанавливается КМУ. Также обращаем внимание на установление базовых нормативов платежей за недропользование в целях добычи полезных ископаемых (ст. 5, приложение 1 к разделу II Закона о Госбюджете-2008).
Вышеуказанный Порядок проведения в 2008 году аукционов по продаже специальных разрешений на пользование недрами утвержден постановлением Кабмина от 04.06.2008 г. № 525. Среди прочего, Порядком предусматривается, что начальная цена разрешения должна рассчитываться организатором аукциона согласно Методике определения начальной цены продажи на аукционе специального разрешения на право пользования недрами.