| Пропажа бухгалтерских документовМногие просят объяснить, что необходимо делать, когда на предприятии пропала учетная документация. Необходимо ли ее восстанавливать? Просят рассказать, каковы сроки хранения документации, и какова предусмотрена ответственность за ее пропажу? В соответствии с Положением № 88 в случае пропажи или уничтожения первичных документов, учетных регистров и отчетов руководитель предприятия обязан в письменном виде уведомить об этом правоохранительные органы. Приказом назначается комиссия для установления перечня отсутствующих документов и расследования причин их пропажи (уничтожения). Для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов и охраны. Если документы пропали после пожара, то приглашаются также представители государственного пожарного надзора. Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем предприятия. Копия акта в 10-дневный срок направляется в налоговую инспекцию. Кроме того, если пропала документация, предприятие может принять меры к ее розыску своими силами в своих служебных помещениях. Если же документация не найдена, то предприятие должно представить заявление в милицию. Следует отметить, что в ст. 9 Закона о системе налогообложения установлено, что плательщики налогов и сборов (обязательных платежей) кроме ведения бухгалтерского учета и отчетности о финансово-хозяйственной деятельности обязаны обеспечивать хранение такой отчетности в сроки, установленные законами. Требование об обеспечении надлежащего хранения первичных документов и регистров бухгалтерского учета предприятием в течение установленного срока содержит также ст. 9 Закона о бухгалтерском учете. Не забывайте, что существует процедура обязательной передачи в архив соответствующей документации в соответствии с действующим законодательством Украины. Поэтому, вся необходимая документация, сформированная в процессе хозяйственной деятельности, должна быть на предприятии, а по истечению установленных законом сроков – должна быть передана в архив. Руководство предприятия должно обеспечить сохранность документации. Что касается ответственности за потерю учетных документов, то здесь ситуация такова. Согласно пункту 3 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете ответственность за хранение первичных документов, регистров и отчетности в течение установленного срока, но не менее 3 лет, несет собственник (собственники) или уполномоченный орган (должностное лицо), осуществляющий руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами. Отсутствие необходимых документов при проверке сотрудниками налоговой службы может расцениваться как нарушение порядка ведения налогового учета на предприятии. В этом случае налоговые органы на руководителей и других должностных лиц предприятия, виновных в отсутствии налогового учета или ведении его с нарушением установленного порядка, имеют право налагать административные штрафы от 5 до 10 необлагаемых минимумов доходов граждан (85 — 170 гривен). За те же действия, совершенные лицом, которое в течение года подвергалось административному взысканию за указанное правонарушение, налагается штраф от 10 до 15 необлагаемых минимумов доходов граждан (170 — 255 гривен) и т.д. Отметьте, это не самая большая потеря для предприятия при пропаже документации. Все документы, скорее всего, придется восстанавливать. С одной стороны, действующие нормативные документы не содержат положений, обязывающих предприятие это делать. Но с другой стороны, отсутствие документа означает для предприятия не только административный штраф, но неправильный расчет НДС и налога на прибыль за соответствующий период. Поскольку суммы по отсутствующим документам сотрудники налоговой службы при проверке не примут к учету в декларациях. Как следствие, предприятию будет начислен штраф в размере 10% от суммы каждого документа по НДС и по налогу на прибыль. При этом данная сумма умножается на количество периодов, истекших до момента начала проверки. Подробнее расчет штрафных санкций. Кроме того, предприятие будет вынуждено уплатить кроме штрафных санкций и недоимки по налогам, еще и пеню. Все сказанное – касается не только юридических, но и физических лиц – предпринимателей. Выбор необходимости восстановления документов остается за Вами.
|