| Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Аверс 2009-12-28Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Аверс-бухгалтерия № 52 от 28.12.2009 г.
Общественные отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарного и эпидемического благополучия, регулируются Законом Украины от 24.02.94 г. № 4004-XII "Об обеспечении санитарного и эпидемического благополучия населения" (далее - Закон № 4004). Этот закон также определяет права и обязанности государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и граждан (далее - предприятия), устанавливает порядок организации государственной санитарно-эпидемиологической службы и осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Украине. Основными нормативными документами, регулирующими взаимоотношения Государственной санитарно-эпидемиологической службы и предприятий, являются: - Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе Украины, утвержденное постановлением КМУ от 19.08.2002 г. № 1218 (далее - Положение № 1218); - Положение о Государственной санитарно-эпидемиологической службе, утвержденное постановлением КМУ от 24.09.2004 г. № 1272; - Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом надзоре в Украине, утвержденное постановлением КМУ от 22.06.99 г. № 1109 (далее - Положение № 1109); - Инструкция о порядке взаимодействия Министерства Украины по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы и Министерства здравоохранения Украины относительно предупреждения и реагирования на чрезвычайные ситуации, связанные с инфекционными болезнями, отравлениями людей и другими медико-санитарными последствиями, утвержденная приказом МЧС и Минздрава от 03.12.2008 г. № 882/715; - Временный порядок проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы, утвержденный приказом Минздрава от 09.10.2000 г. № 247; - Порядок применения финансовых санкций за нарушение санитарного законодательства, утвержденный приказом Минздрава от 20.07.95 г. № 135 (далее - Порядок № 135); - Инструкция о порядке наложения и взыскания штрафов за нарушение санитарного законодательства, утвержденная приказом Минздрава от 14.04.95 г. № 64 (далее - Инструкция № 64); - Инструкция о порядке применения государственной санитарно-эпидемиологической службой Украины административно-предупредительных мер (ограничение, временный запрет, запрет, приостановление, остановка), утвержденная приказом Минздрава от 14.04.95 г. № 67 (далее - Инструкция № 67).
Полномочия должностных лиц Государственная санитарно-эпидемиологическая служба (далее - СЭС) в соответствии со ст. 39 Закона № 4004 осуществляет надзор за соблюдением физическими и юридическими лицами санитарного законодательства с целью предупреждения, выявления, уменьшения или устранения вредного влияния опасных факторов на здоровье людей. Должностными лицами СЭС согласно п. 10 Положения № 1218 являются главные государственные санитарные врачи и их заместители, врачи-гигиенисты, врачи-эпидемиологи и помощники врачей, уполномоченные осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в соответствии с законодательством. Органы, учреждения и заведения, которые входят в систему СЭС, перечислены в п. 5 Положения № 1218. Согласно ст. 41 Закона № 4004 должностным лицам СЭС предоставляются следующие полномочия, а именно: - контроль за проведением санитарных и противоэпидемических мероприятий, выполнением программ профилактики заболеваний, охраны здоровья населения; - согласование отвода земельных участков под застройку и других видов землепользования, мест водозабора и сброса сточных вод, размещения промышленных и иных объектов; - вынесение решений о необходимости проведения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы; - вынесение решений о соответствии требованиям санитарных норм объектов и сооружений, вводимых в эксплуатацию; - беспрепятственный вход на территорию и в помещения всех объектов надзора по служебному удостоверению и направлению Главного государственного санитарного врача или его заместителя; - требование обязательного выполнения указаний по устранению обнаруженных нарушений санитарных норм, а также проведения необходимых лабораторных исследований; - бесплатное получение от юридических лиц и граждан материалов и сведений, статистических и других данных, характеризующих санитарное и эпидемическое состояние объектов и здоровья населения; - бесплатный отбор образцов сырья, продукции, материалов для государственной санитарно-гигиенической экспертизы; - применение мер для устранения нарушений санитарного законодательства; - применение ответственности в виде финансовых санкций и административных штрафов за нарушение санитарного законодательства. Надзор, осуществляемый органами СЭС, бывает предупредительным и текущим, согласно п. 7 и 8 Положения № 1109. При этом под предупредительным надзором понимается выдача различных заключений, разрешений, согласований, разработка санитарных норм и т. п. К текущему надзору относятся контроль за соблюдением норм санитарного законодательства, выдача обязательных для выполнения предписаний, постановлений и др. Необходимо отметить, что главные государственные санитарные врачи АР Крым, областей, городов, районов и их заместители, главные государственные санитарные врачи на водном, железнодорожном, воздушном транспорте и их заместители в соответствии с п. 10 Положения № 1109 выдают разрешения на: - ввоз из-за границы сырья, продукции (изделий, оборудования, технологических линий и т.п.) и реализацию и использование их в Украине; - разработку и производство новых видов продуктов питания, внедрение новых технологических процессов производства и обработки новых видов материалов, контактирующих с продовольственным сырьем или продуктами питания в процессе их изготовления, хранения, транспортировки и реализации; - проведение любых диагностических, экспериментальных, исследовательских, испытательных, измерительных работ на предприятиях, в учреждениях и организациях, деятельность которых связана с использованием химического сырья, продукции и веществ с источниками ионизирующих и неионизирующих излучений и радиоактивных веществ, в том числе на право работы с возбудителями І - IV группы патогенности (опасности), токсинами; - производство, хранение, транспортировку, использование, захоронение, уничтожение и утилизацию отравляющих веществ, в том числе токсичных промышленных отходов, продуктов биотехнологии и других биологических агентов; - транзит через территорию Украины химических, биологических, радиоактивных, других опасных для здоровья населения видов сырья, полезных ископаемых, веществ и материалов (в том числе нефти и нефтепродуктов, природного газа); - производство, переработку и реализацию продуктов питания и пищевых добавок, предметов гигиены и санитарии, парфюмерно-косметических изделий, алкогольных напитков, табачных изделий, товаров бытовой химии и детского ассортимента; - коммунально-бытовое и медицинское обслуживание населения, обучение и воспитание детей и подростков; - другую деятельность, для осуществления которой согласно законодательству выдаются разрешения государственной санитарно-эпидемиологической службы. Как предусмотрено ст. 24 Закона № 4004, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации и граждане при совершении каких-либо видов деятельности с целью предотвращения и уменьшения вредного воздействия на здоровье населения шума, неионизирующих излучений и других физических факторов обязаны, в частности: - проводить соответствующие организационные, хозяйственные, технические, технологические, архитектурно-строительные и другие мероприятия по предупреждению возникновения и снижению шума до уровня, установленного санитарными нормами; - принимать меры по недопущению в течение суток превышения уровней шума, установленных санитарными нормами, в таких помещениях и на таких территориях (защищенных объектах), как: - жилые дома и придомовые территории; - лечебные, санаторно-курортные заведения, дома-интернаты, заведения образования, культуры; - гостиницы и общежития; - заведения общественного питания, торговли, бытового обслуживания, развлекательного и игорного бизнеса, расположенные в пределах населенных пунктов; - парки, скверы, зоны отдыха, расположенные на территории микрорайонов и групп жилых домов. Отметим, что законодательством установлены определенные нормы времени, в пределах которых население должно быть ограждено от вредного воздействия шума. Так, с 22 00 до 8 00 на защищенных объектах запрещается громкое пение, пользование звуковой аппаратурой и другими источниками бытового шума, проведение салютов, фейерверков, использование пиротехнических средств. В рабочие дни с 21 00 до 8 00, а в праздничные и нерабочие дни круглосуточно запрещается проведение на защищенных объектах ремонтных работ, сопровождаемых шумом. В письме Центральной санитарно-эпидемиологической комиссии Минздрава от 28.12.2004 г. № 03.2/2893 рассмотрен порядок соблюдения санитарных норм и правил в компьютерных клубах и интернет-кафе, а порядок соблюдения санитарных норм и правил при работе с персональным компьютером - в письме Минтруда от 11.04.2006 г. № 85/13/87-06.
Порядок проведения проверок Основной формой осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора является проведение должностными лицами СЭС проверок соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями санитарного законодательства. В соответствии со ст. 39 Закона № 4004 указанные проверки проводятся по планам учреждений и заведений СЭС, а также внепланово в зависимости от санитарной, эпидемической ситуации и по заявлениям граждан. Отметим, что СЭС относятся к органам, которые при осуществлении своих контрольных функций должны действовать в рамках Закона Украины от 05.04.2007 г. № 877-V "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" (далее - Закон № 877), о чем в письме от 10.07.2008 г. № 5811 указывает Госкомпредпринимательства. В свою очередь, Минздрав так до конца и не определился с вопросом распространения норм указанного закона на подчиненные ему органы. В письме от 25.10.2007 г. № 14.13/64 этот орган четко указал, что контроль, осуществляемый Минздравом и его органами в сфере хозяйственной деятельности, проводится в соответствии с Законом № 877. Кроме этого, в этом же письме отмечено, что нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок осуществления деятельности субъектов хозяйствования, Минздрав приводит в соответствие с Законом № 877. Однако уже в письме от 22.02.2008 г. № 14.07/01 этот орган сообщил, что он обратился с просьбой предоставить разъяснения относительно распространения норм Закона № 877 на осуществление государственного санитарно - эпидемиологического надзора в Минюст (ответ Минюста в информационных ресурсах на сегодняшний день отсутствует). А по прошествии чуть более полугода Минздрав в письме от 08.09.2008 г. № 11-03-03/629 уже апеллировал нормами Закона № 877 при предоставлении разъяснения и указал, что порядок проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора, определения критериев, по которым оценивается степень риска для здоровья человека и среды жизнедеятельности от проведения хозяйственной деятельности, и периодичность проведения проверок урегулированы действующим, в том числе санитарным, законодательством, и они не противоречат основным принципам государственного контроля, определенным Законом № 877. Но, несмотря на такую неопределенность Минздрава, по нашему мнению, должностные лица СЭС при проведении проверок, осуществлении надзора за соблюдением требований санитарного законодательства и соблюдении лицензиатами лицензионных условий обязаны действовать в соответствии с Законом № 877. Согласно нормам Закона № 877 все субъекты хозяйствования оцениваются органами государственного надзора (контроля) (каждым в сфере своей деятельности) по степени риска осуществления хозяйственной деятельности. В зависимости от степени риска орган государственного надзора (контроля) в соответствии с п. 2 ст. 5 Закона № 877 определяет периодичность проведения плановых проверок. Причем критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности, и периодичность проведения плановых проверок, утверждаются КМУ по предоставлению органа государственного надзора (контроля). Субъекты хозяйствования независимо от формы собственности и видов хозяйственной деятельности с учетом значения приемлемого риска относятся к одной из трех степеней риска: высокой, средней и незначительной. Плановые проверки субъектов хозяйствования с высокой степенью риска проводятся ежегодно, со средней - один раз в 3 года, с незначительной - один раз в 5 лет. В зависимости от степени риска определяются и перечни вопросов для осуществления плановых проверок, которые утверждаются приказом органа государственного надзора (контроля). Отметим, что на сегодняшний день критерии распределения объектов санитарно-эпидемиологического контроля по степени риска, утвержденные постановлением КМУ, отсутствуют. Вместе с тем, постановлением Главного государственного врача Украины от 14.12.2008 г. № 8 утверждено распределение объектов государственного санитарно-эпидемиологического контроля по степени риска для здоровья человека. Данным документом определено, что проведение проверок органами СЭС объектов контроля с высокой степенью риска осуществляется 1 раз в квартал, объектов контроля со средней степенью риска - 2 раза в год, объектов с незначительной степенью риска - 1 раз в год. Периодичность проведения проверок органами СЭС объектов, не распространенных по критериям риска, определяется согласно требованиям п. 9 Постановления № 1109. Однако следует обратить внимание на то, что применение критериев органами СЭС, утвержденных постановлением Главного санитарного врача, противоречит требованиям ст. 5 Закона № 877, которой четко предусмотрено, что такие критерии должны быть утверждены постановлением КМУ. Причем необходимо учитывать, что согласно п. 3 ст. 22 Закона № 877, если в установленный этим законом срок не утверждены критерии распределения субъектов хозяйствования по степени риска их хозяйственной деятельности, периодичность проведения плановых мероприятий и перечень вопросов для их осуществления, то такие субъекты хозяйствования считаются субъектами с незначительной степенью риска и подлежат государственному надзору (контролю) не чаще одного раза в пять лет. В связи с этим, на наш взгляд, органы СЭС на сегодняшний день имеют право проводить плановые проверки любых субъектов хозяйствования не чаще одного раза в пять лет. Что касается внеплановых проверок, то согласно ст. 6 Закона № 877 основаниями для их проведения являются: - письменное заявление субъекта хозяйствования соответствующему органу государственного надзора (контроля) о проведении проверки по его желанию; - выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности, представленных субъектом хозяйствования; - проверка выполнения субъектом хозяйствования предписаний, распоряжений или других предписывающих документов относительно устранения нарушений требований законодательства, выданных по результатам проведения плановых проверок органом государственного надзора (контроля); - обращение физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства. Внеплановая проверка в этом случае осуществляется только при наличии согласия центрального органа исполнительной власти на ее проведение; - непредставление в установленный срок субъектом хозяйствования документов обязательной отчетности без уважительных причин, а также письменных объяснений о причинах, которые препятствовали представлению таких документов. При проведении внеплановой проверки выясняются только те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для ее осуществления, с обязательным указанием этих вопросов в удостоверении (направлении) на проведение проверки органом государственного надзора (контроля). Причем проведение внеплановой проверки по другим основаниям, кроме указанных выше, запрещено, если иное не предусмотрено законом или международным договором Украины, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины. Однако следует обратить внимание, что постановлением КМУ от 21.05.2009 г. № 502 "О временных ограничениях относительно осуществления мер государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности на период до 31 декабря 2010 года" (далее - Постановление № 502) введен ряд ограничений на проведение проверок контролирующими органами. Действие этого документа с учетом вышеизложенного распространяется и на органы СЭС. В соответствии с Постановлением № 502 на период до 31 декабря 2010 года временно прекращено проведение плановых проверок предпринимателей органами, осуществляющими государственный надзор (контроль) в сфере хозяйственной деятельности. Исключение составляют субъекты хозяйствования, отнесенные в соответствии с утвержденными КМУ критериями оценки степени риска к субъектам с высокой степенью риска. Кроме этого, ограничение не распространяется на плановые проверки соблюдения санитарного и налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджеты, государственные целевые фонды налогов и сборов (обязательных платежей). Таким образом, ограничения, установленные постановлением № 502 в отношении проведения плановых проверок, на органы СЭС не распространяются. Вместе с тем, Постановлением № 502 также установлены ограничения на проведение внеплановых проверок субъектов хозяйствования, за исключением проверок, проводимых по обращениям физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований действующего законодательства или по представлению субъектом хозяйствования в соответствующий орган письменного заявления о проведении проверки по его желанию. Ограничения в отношении внеплановых проверок распространяются, в частности, и на органы СЭС. Таким образом, должностные лица СЭС до 31 декабря 2010 года имеют право проводить внеплановые проверки только по обращениям физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства или по представлению субъектом хозяйствования в соответствующий орган письменного заявления о проведении проверки по его желанию. Кроме ограничений на проведение проверок, Постановлением № 502 предусмотрен новый порядок применения санкций к субъектам хозяйствования, согласно которому контролирующие органы, зафиксировавшие в процессе проверки нарушения, обязаны предоставлять субъекту хозяйствования предписание об их устранении в течение 30 суток без применения санкций, если законом не предусмотрен иной срок для устранения нарушений. Санкции могут быть применены только в случае, если субъект хозяйствования не выполнит предписание и не устранит нарушения в течение предоставленных ему 30 суток (кроме нарушений, которые невозможно устранить). Видимо, за нарушения, которые устранить невозможно, применять штрафные санкции будут сразу, не предоставляя 30 суток. Дополнительно необходимо отметить, что как в Законе № 877, так и в Постановлении № 502 речь идет о субъектах хозяйствования, из чего следует, что ограничения на проведение проверок органами СЭС не распространяются на проведение проверок в отношении граждан, лиц без гражданства и иностранных граждан, то есть в отношении лиц, не являющихся субъектами хозяйствования. Также отметим, что согласно ч. 1 ст. 8 ХКУ не являются субъектами хозяйствования государство, органы государственной власти и органы местного самоуправления. Процедура проведения проверок органами СЭС установлена нормами Закона № 4004, Положения № 1109, Инструкции № 64, Порядка № 135. К сожалению, нормы этих документов на сегодняшний день не приведены в соответствие с Законом № 877, в связи с чем, на наш взгляд, они применяются в части, не противоречащей этому закону. Согласно п. 9 Положения № 1109 планы проверок предприятий утверждаются Главным государственным санитарным врачом, а внеплановые проверки - по его решению. Периодичность проверок устанавливается Главным государственным санитарным врачом на основании результатов государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы с учетом степени влияния таких результатов на состояние здоровья и жизни человека и по согласованию с вышестоящим Главным государственным санитарным врачом. Однако, как уже отмечалось выше, в Законе № 877 приведена несколько иная процедура установления периодичности проверок. В соответствии со ст. 10 Закона № 4004 государственная санитарно-эпидемиологическая экспертиза заключается в комплексном изучении документов (проектов, технологических регламентов, инвестиционных программ и т.п.), а также действующих объектов и связанных с ними опасных факторов на их соответствие требованиям санитарных норм. Санитарно-эпидемиологическая экспертиза проводится в соответствии с требованиями Временного порядка проведения государственной санитарно-гигиенической экспертизы, утвержденного приказом Минздрава от 09.10.2000 г. № 247, а объекты, подлежащие экспертизе, определены ст. 11 Закона № 4004. Согласно п. 9 Положения № 1109 проверка предприятий, учреждений и организаций проводится должностными лицами СЭС по направлению Главного государственного санитарного врача или его заместителей. Причем в письме от 28.09.2007 г. № 03.2/1982 Центральная СЭС сообщила, что представители территориальных органов СЭС, которые привлекаются к работе комиссий для проведения комплексных проверок субъектов хозяйствования, действуют исключительно в рамках полномочий Госсанэпидслужбы и на основании документа, которым назначена соответствующая комиссия (приказ, поручение, распоряжение и др.). Этот документ и является направлением на проведение проверки. В нем указываются конкретные субъекты хозяйствования, подлежащие проверке. Все члены комиссии перед проведением проверки обязаны предъявить свои удостоверения и сделать соответствующую запись в журнале проведения проверок, который хранится у субъекта хозяйствования. Отметим, что форма такого журнала утверждена приказом Госкомпредпринимательства от 10.08.98 г. № 18, а п. 9 этого приказа установлено, что отказ лица, осуществляющего проверку, от подписи в журнале является основанием для недопущения его к проведению проверки. Согласно ст. 5 Закона № 877 органы государственного надзора осуществляют плановые проверки при условии письменного уведомления субъекта хозяйствования не позднее чем за 10 дней до начала проверки. Это требование распространяется, в частности, и на органы СЭС. Такое уведомление направляется ценным письмом или телефонограммой за счет средств органа надзора или вручается лично руководителю или уполномоченному лицу субъекта хозяйствования под роспись. Неполучение субъектом хозяйствования уведомления о проведении плановой проверки является основанием для недопуска должностных лиц СЭС к проведению проверки. Срок проведения плановой проверки не может превышать 15 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства - 5 рабочих дней, если иное не предусмотрено законом. Срок проведения внеплановой проверки согласно ст. 6 Закона № 877 не может превышать 10 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства - 2 рабочих дней, если иной срок не предусмотрен законом. Продление сроков проведения как плановых, так и внеплановых проверок не допускается. Результаты проверки оформляются актом, форма и порядок составления которого определены п. 2.2 Инструкции № 64. При обнаружении факта нарушения санитарного законодательства или невыполнения постановлений, распоряжений, предписаний должностных лиц СЭС в соответствии с п. 2.1 Инструкции № 64 и п. 2.3 Порядка № 135 составляется протокол о нарушении санитарных норм. Протокол составляется на специальном бланке в трех экземплярах, один из которых в трехдневный срок передается должностному лицу, уполномоченному рассматривать дело, второй - нарушителю, третий хранится у должностного лица, составившего протокол. Информация, которая в обязательном порядке должна быть отражена в протоколе о нарушении санитарных норм, указана в п. 2.5 Инструкции № 64 и п. 2.4 Порядка № 135. Протокол подписывается должностным лицом СЭС и правонарушителем. Отказ последнего от подписания документа фиксируется в протоколе, причем для осуществления такой записи указание свидетелей не требуется. Согласно п. 14 Порядка проведения обязательных профилактических медицинских осмотров и выдачи личных медицинских книжек, утвержденного постановлением КМУ от 23.05.2001 г. № 559, должностные лица СЭС во время осуществления санитарно-эпидемиологического надзора имеют право проверять своевременность прохождения обязательного медицинского осмотра и наличие личных медицинских книжек у работников, подлежащих обязательным профилактическим медицинским осмотрам. Причем в письме Минздрава от 03.03.2007 г. № 03.2/391 обращено внимание на то, что его приказом от 23.07.2002 г. № 280, в частности, утвержден перечень необходимых обследований врачей-специалистов, видов клинических, лабораторных и других исследований, необходимых для проведения обязательных медицинских осмотров, и периодичность их проведения.
Порядок применения административно-предупредительных мер Согласно п. 1.2 Инструкции № 67 основанием для применения административно-предупредительных мер является нарушение санитарного законодательства. Причем такие меры могут быть применены к предприятиям и объектам всех форм собственности и подчиненности независимо от того, были ли привлечены виновные лица к ответственности за нарушение санитарного законодательства, возмещены ли ими убытки и компенсированы ли дополнительные расходы органов, учреждений и заведений СЭС на проведение санитарных и противоэпидемических мер. На основании ст. 42 Закона № 4004 и в зависимости от результатов проведенной проверки должностные лица СЭС имеют право применять следующие меры по прекращению нарушений санитарного законодательства: - ограничение, временное запрещение или прекращение деятельности предприятий, учреждений, организаций, объектов любого назначения, технологических линий, машин и механизмов, выполнения отдельных технологических операций, пользования плавающими средствами, подвижным составом и самолетами в случае их несоответствия требованиям санитарных норм; - ограничение, временное запрещение или прекращение строительства, реконструкции и расширения объектов по проектам, не имеющим положительного заключения по результатам государственной санитарно-гигиенической экспертизы, и в случае отклонения от утвержденного проекта; - временное запрещение производства, запрещение использования и реализации химических веществ, технологического оборудования, строительных материалов, биологических средств, товаров народного потребления, источников ионизирующих излучений в случае отсутствия их гигиенической регламентации и государственной регистрации, а также если они признаны вредными для здоровья людей; - ограничение, прекращение или запрещение выбросов (сбросов) загрязняющих веществ при условии нарушения санитарных норм; - приостановление или прекращение инвестиционной деятельности в случаях, предусмотренных законодательством. Порядок приостановления или прекращения инвестиционной деятельности при нарушении санитарного законодательства утвержден приказом Минздрава от 14.04.95 г. № 65; - внесение представлений об отстранении от работы или иной деятельности (учебы) лиц, являющихся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, больных опасными для окружающих инфекционными болезнями или лиц, которые были в контакте с такими больными, а также лиц, уклоняющихся от обязательного медицинского осмотра или прививок; - изъятие из реализации (конфискация) опасных для здоровья химических и радиоактивных веществ, биологических материалов в порядке, установленном законодательством; - запрещение производства или обращения, а также изъятие из обращения пищевых продуктов, пищевых добавок, ароматизаторов, диетических добавок, вспомогательных материалов для переработки пищевых продуктов, а также вспомогательных средств и материалов для производства и обращения пищевых продуктов на основаниях и в порядке, установленных законами Украины от 23.12.97 г. № 771/97-ВР "О качестве и безопасности пищевых продуктов и продовольственного сырья" и от 14.01.2000 г. № 1393-XIV "Об изъятии из обращения, переработке, утилизации, уничтожении или дальнейшем использовании некачественной и опасной продукции". Согласно п. 2.2 Инструкции № 67 ограничение - это установленное должностным лицом СЭС запрещение на определенный срок или бессрочно превышать определенные параметры (количественные, качественные и другие). Решение о применении ограничения принимается, если: - деятельность предприятий, выполнение технологических операций, пользование транспортом не отвечает требованиям санитарных норм, но применение ограничения даст возможность устранить эти нарушения; - строительство объектов ведется с несущественным отступлением от утвержденного проекта, что не приводит к значительной угрозе здоровью населения, и применение ограничения отдельных строительных операций позволит, не останавливая строительства, устранить отступ или внести изменения в проект и согласовать их; - выбросы веществ осуществляются с нарушением санитарных норм, но применение ограничения устранит эти нарушения. В соответствии с п. 2.3 Инструкции № 67 временный запрет - это установленный должностным лицом СЭС запрет на определенный период с определенным сроком: - деятельности предприятий, выполнения технологических операций или пользования транспортом, если они не отвечают требованиям санитарных норм, применение ограничения невозможно или оно не устранит эти нарушения, но выполнение нарушителем определенных мер позволит достичь соответствия санитарных норм; - строительства объектов, если оно ведется по проектам, которые не были предоставлены на государственную санитарно-гигиеническую экспертизу; - строительства объектов, если оно ведется со значительными отступлениями от утвержденного проекта, не позволяющего применить ограничения для отдельных строительных операций; - производства веществ, если отсутствуют данные их гигиенической регламентации и государственной регистрации. Согласно п. 2.4 Инструкции № 67 приостановление - это бессрочный запрет, который устанавливается должностным лицом СЭС, относительно: - деятельности предприятий, выполнения технологических операций или пользования транспортом, если они не отвечают требованиям санитарных норм и ни при каких условиях в этом конкретном случае устранение нарушения санитарных норм невозможно; - строительства объектов, если оно ведется по проектам, которые по результатам государственной санитарно-гигиенической экспертизы имеют отрицательное заключение, или строительство ведется со значительными отступлениями от утвержденного проекта и устранение их на этом этапе строительства невозможно. В соответствии с п. 2.5 Инструкции № 67 остановка - это установление должностным лицом СЭС на определенный срок запрета выбросов веществ при условии нарушения санитарных норм, если применение ограничения невозможно (или его применение не устраняет эти нарушения), но выполнение отдельных мер позволит избежать нарушения санитарных норм. Согласно п. 2.6 Инструкции № 67 запрет - это административно-предупредительная мера, устанавливаемая должностным лицом СЭС бессрочно, относительно: - использования и реализации продуктов, если это осуществляется при отсутствии их гигиенической регламентации и государственной регистрации, а также если они (химические вещества, продукты питания, технологическое оборудование, строительные материалы, биологические средства, товары народного потребления и источники ионизирующих излучений) признаны вредными для здоровья людей; - выбросов веществ при условии нарушения санитарных норм, если ни при каких условиях в конкретном случае устранение нарушений санитарных норм невозможно. Все вышеуказанные административно-предупредительные меры применяются должностными лицами СЭС путем вынесения постановления, обязывающего должностное лицо или гражданина, которому оно направлено, в установленный срок выполнить требования, изложенные в нем. Сведения, которые должны быть указаны в постановлении, определены п. 3.3 - 3.7 Инструкции № 67. В соответствии с п. 3.8 Инструкции № 67 постановление составляется в трех экземплярах, подписывается должностным лицом СЭС, один из которых вручается под расписку гражданину или должностному лицу, отвечающему за его исполнение, при этом такое лицо предупреждается об ответственности за неисполнение постановления. Возобновление деятельности предприятия производится по решению должностного лица, вынесшего постановление, или по решению органа, который это постановление отменил. Кроме этого, согласно п. 3.10 Инструкции № 67 информация о вынесении постановления о применении административно-предупредительных мер в течение 3 дней направляется в местные органы исполнительной власти и местного самоуправления, на территории которых расположены такие объекты. Необходимо отметить, что для обеспечения исполнения постановления должностные лица СЭС могут опечатать или опломбировать источники энергии, сырье, помещения, агрегаты, механизмы, средства транспортировки и другие объекты в порядке, предусмотренном ст. 4 Инструкции № 67. Постановление о применении административно-предупредительных мер может быть обжаловано в месячный срок в порядке, определенном ст. 6 Инструкции № 67. Однако обжалование не прекращает действия постановления. Госкомпредпринимательства в п. 3 письма от 26.11.2003 г. № 6852 указывает, что установление требования о заключении соглашений на проведение комплексов санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при условии отсутствия нарушений требований санитарно-гигиенических норм и правил на объекте торговли является безосновательным. В письме Центральной санитарно-эпидемиологической станции Минздрава от 18.05.2007 г. № 04.2/980 отмечается, что требования региональных СЭС относительно обязательности заключения договоров на дератизацию на объектах торговли продовольственными и промышленными товарами являются обоснованными и соответствующими требованиям действующего законодательства. Однако в этом письме также указано, что субъекты хозяйствования могут самостоятельно осуществить дератизацию, но при этом им следует иметь документальное подтверждение проведения дератизации, например, чек на приобретение дератизационного средства. Отметим, что такие договоры могут заключаться как непосредственно с региональными СЭС, так и с другими субъектами, осуществляющими такие работы и имеющими соответствующую лицензию (см. также письмо Госкомпредпринимательства от 06.04.2004 г. № 2203).
Виды ответственности за нарушение санитарного законодательства Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии предусмотрены следующие виды ответственности за нарушение санитарного законодательства: - дисциплинарная; - административная; - гражданско-правовая; - уголовная; - финансовые санкции.
Дисциплинарная ответственность В соответствии со ст. 45 Закона № 4004 работники предприятий, учреждений и организаций, действия которых привели к нарушению санитарного законодательства, неисполнению постановлений, распоряжений, предписаний, заключений должностных лиц СЭС, подлежат дисциплинарной ответственности согласно законодательству.
Административная ответственность Согласно ст. 46 Закона № 4004 за нарушение санитарного законодательства или невыполнение постановлений, распоряжений, предписаний, заключений должностных лиц СЭС на лиц, виновных в совершении таких правонарушений, может быть наложен штраф в следующих размерах: - на должностных лиц - от 1 до 25 необлагаемых минимумов доходов граждан; - на граждан - от 1 до 12 необлагаемых минимумов доходов граждан. Госкомпредпринимательства в письме от 17.02.2004 г. № 880 разъясняет, что на частного предпринимателя, виновного в совершении указанных правонарушений, должен быть наложен административный штраф в соответствии с абз. 3 ч. 1 ст. 46 Закона № 4004, как на гражданина. В соответствии с требованиями ст. 255 КУоАП учреждения и заведения санитарно-эпидемиологической службы имеют право составлять протокол об административном правонарушении при совершении правонарушений, предусмотренных ст. 421 - 423 КУоАП. К административной ответственности привлекаются должностные лица предприятий, учреждений и организаций, а также граждане, виновные в нарушении санитарного законодательства или невыполнении постановлений, распоряжений, предписаний, заключений должностных лиц СЭС, согласно следующим статьям КУоАП: - нарушение требований законодательства о труде и об охране труда (ст. 41); - нарушение санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм (ст. 42); - нарушение порядка осуществления выброса загрязняющих веществ в атмосферу или вредного воздействия на нее физических и биологических факторов (ст. 78); - выпуск в эксплуатацию транспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах (ст. 80); - эксплуатация автомототранспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах (ст. 81); - нарушение правил складирования, хранения, размещения, транспортировки, утилизации, ликвидации и использования промышленных и бытовых отходов (ст. 82); - нарушение правил применения, хранения, транспортировки, обезвреживания, ликвидации и захоронения пестицидов и агрохимикатов, токсичных химических веществ и других препаратов (ст. 83); - невыполнение правил и норм в процессе создания, производства, хранения, транспортировки, использования, обезвреживания, ликвидации, захоронения микроорганизмов, биологически активных веществ и других продуктов биотехнологий (ст. 901); - нарушение правил и норм ядерной и радиационной безопасности (ст. 95); - выпуск и реализация продукции, не отвечающей требованиям стандартов (ст. 167); - выполнение работ, предоставление услуг гражданам-потребителям, не отвечающих требованиям стандартов, норм и правил (ст. 1681); - несоблюдение стандартов при транспортировке, хранении и использовании продукции (ст. 170); - невыполнение постановлений, распоряжений, предписаний, заключений, а также других законных требований должностных лиц органов, учреждений и заведений государственной санитарно-эпидемиологической службы (ст. 18811); - невыполнение законных требований должностных лиц органов СЭС (ст. 18822).
Финансовые санкции В соответствии с п. 1.1 Порядка № 135 под финансовой санкцией за нарушение санитарного законодательства понимается штраф за нарушение санитарного законодательства, который налагается должностным лицом органов, учреждений и заведений СЭС на предприятие, предпринимателя, учреждение или организацию, которые нарушили санитарное законодательство. Согласно ст. 46 Закона № 4004 должностные лица СЭС имеют право применять следующие финансовые санкции: - за передачу заказчику или в производство и применение конструкторской, технологической и проектной документации, не отвечающей требованиям санитарных норм, разработчик такой документации уплачивает штраф в размере 25 % стоимости разработки; - за реализацию продукции, запрещенной к выпуску и реализации должностными лицами СЭС, предприятие, предприниматель, учреждение, организация уплачивает штраф в размере 100 % стоимости реализованной продукции; - за выпуск, реализацию продукции, которая в результате нарушения требований стандартов, санитарных норм является опасной для жизни и здоровья людей, предприятие, предприниматель, учреждение, организация уплачивает штраф в размере 100 % стоимости выпущенной или реализованной продукции; - за реализацию на территории Украины импортной продукции, не отвечающей требованиям стандартов в отношении безопасности для жизни и здоровья людей, санитарных норм, действующих на территории Украины, предприятие, предприниматель, учреждение, организация уплачивает штраф в размере 100 % стоимости реализованной продукции; - за уклонение от предъявления должностным лицам СЭС продукции, подлежащей контролю, предприятие, предприниматель, учреждение, организация уплачивает штраф в размере 25 % стоимости продукции, выпущенной с момента уклонения; - за нарушение требований соблюдения тишины и ограничений определенных видов деятельности, сопровождаемых шумом, предприятие, учреждение, организация, гражданин - субъект хозяйственной деятельности уплачивают штраф в размере от 50 до 450 необлагаемых минимумов доходов граждан. В случае если предприятие, учреждение, организация или гражданин - субъект хозяйственной деятельности не прекратили нарушения после применения финансовой санкции, они уплачивают штраф в размере 100 % стоимости реализованной продукции, выполненных работ, предоставленных услуг. Вышеуказанные штрафы исчисляются исходя из цен реализации продукции (ст. 46 Закона № 4004).
Гражданско-правовая ответственность Согласно ст. 48 Закона № 4004 предприятия, учреждения, организации, предприниматели и граждане, нарушившие санитарное законодательство, что привело к возникновению заболеваний, отравлений, радиационных поражений, длительной или временной утрате трудоспособности, инвалидности или смерти людей, обязаны возместить ущерб гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям. Кроме того, они должны компенсировать дополнительные расходы органов, учреждений и заведений СЭС на проведение санитарных и противоэпидемических мер и расходы лечебно-профилактических учреждений на оказание медицинской помощи потерпевшим. При отказе от добровольной компенсации расходов или возмещения убытков спор рассматривается в судебном порядке.
Уголовная ответственность Согласно ст. 49 Закона № 4004 действия против здоровья населения, совершенные вследствие нарушения санитарного законодательства, влекут за собой уголовную ответственность согласно закону. В частности, ст. 325 УК предусмотрена ответственность за нарушение санитарных правил и норм относительно предупреждения инфекционных заболеваний и массовых отравлений. Кроме этого, необходимо отметить, что приказом Минздрава от 24.06.96 г. № 188 утверждена Инструкция о порядке оформления и представления материалов в органы прокуратуры (далее - Инструкция № 188). Этот документ устанавливает порядок оформления и представления должностными лицами органов СЭС в органы прокуратуры материалов по вопросам расследования причин и условий возникновения профессиональных или групповых инфекционных заболеваний, отравлений, радиационных аварий, а также по другим вопросам, касающимся соблюдения государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами Закона № 4004 и других актов законодательства относительно обеспечения санитарного и эпидемического благополучия населения. На сегодняшний день Инструкция № 188 является действующей, однако в ее нормах фигурируют статьи УК, который утратил силу. Поэтому, пользуясь нормами этой инструкции, необходимо сопоставлять указанные в ней статьи УК с соответствующими статьями действующего УК.
Порядок применения ответственности за нарушение санитарного законодательства В соответствии с п. 3.1 Инструкции № 64 и п. 2.7 Порядка № 135 дело о нарушении санитарного законодательства или неисполнении постановлений, распоряжений, предписаний, заключений должностных лиц СЭС рассматривается уполномоченным должностным лицом СЭС в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола в присутствии лица, привлекающегося к ответственности (п. 3.8 Инструкции № 64). Указанное лицо должно быть своевременно уведомлено о дате и месте рассмотрения дела. По результатам рассмотрения дела уполномоченным должностным лицом СЭС выносится: - постановление о наложении штрафа; - постановление о прекращении дела. Постановление о наложении штрафа согласно п. 3.18 Инструкции № 64 должно быть объявлено немедленно по окончании рассмотрения дела, а копия постановления в трехдневный срок вручается или направляется лицу, относительно которого было вынесено постановление, а также пострадавшему по его просьбе. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 421 КУоАП, рассматриваются административными комиссиями при районных, городских, районных в городах советах по месту совершения нарушений санитарного законодательства, а дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 422 КУоАП, - судами по месту совершения нарушений. Как было указано выше, в соответствии со ст. 46 Закона № 4004 за нарушение санитарного законодательства или неисполнение постановлений, распоряжений, предписаний, заключений должностных лиц СЭС на лиц, виновных в совершении таких правонарушений, может быть наложен штраф в следующих размерах: - на должностных лиц - от 1 до 25 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан; - на граждан - от 1 до 12 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Не применяется штрафная санкция за нарушение санитарного законодательства или неисполнение постановлений, распоряжений, предписаний, заключений должностных лиц СЭС в случаях, перечисленных в п. 1.15 Инструкции № 64, если штраф не наложен в течение двух месяцев со дня совершения правонарушения и при длящемся нарушении - в течение двух месяцев со дня выявления нарушения. Необходимо отметить, что согласно п. 1.7 Инструкции № 64 на должностное лицо предприятия, учреждения и организации штраф за нарушение санитарного законодательства налагается только тогда, когда соблюдение санитарного законодательства или выполнение постановлений, распоряжений, предписаний, заключений должностных лиц СЭС входит в его служебные обязанности. Однако согласно п. 1.8 Инструкции № 64 на должностное лицо за нарушение санитарного законодательства налагается штраф независимо от того, применена ли финансовая санкция к его предприятию, учреждению, организации. В соответствии с п. 1.17 Инструкции № 64 уплата штрафа не освобождает нарушителя от обязанности возмещения предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам убытков, причиненных вследствие нарушения санитарного законодательства. При совершении одним лицом двух или более нарушений санитарного законодательства или невыполнении нескольких постановлений, распоряжений, предписаний, заключений должностных лиц СЭС штраф налагается за каждое правонарушение отдельно.
Обжалование постановлений и действий должностных лиц органов Государственной санитарно-эпидемиологической службы Постановления, распоряжения, предписания и заключения должностных лиц СЭС согласно ст. 43 Закона № 4004 могут быть обжалованы в месячный срок в следующие органы: - в КМУ или суд - решения и действия Главного государственного санитарного врача Украины; - Главному государственному санитарному врачу Украины или в суд - решения и действия Главного государственного врача центрального исполнительного органа по вопросам обороны, центрального исполнительного органа по вопросам внутренних дел, центрального исполнительного органа по вопросам охраны государственной границы, центрального исполнительного органа по вопросам исполнения наказаний, Государственного лечебно-оздоровительного управления, СБУ; - вышестоящему Главному государственному санитарному врачу или в суд - решения и действия других главных государственных санитарных врачей и должностных лиц СЭС. При этом обжалование решения не приостанавливает его действия. Однако в соответствии с п. 4.3 Инструкции № 64 жалоба на постановление о наложении штрафа может быть подана в течение десяти дней со дня его вынесения, и если она подана в указанный срок, то выполнение постановления о наложении штрафа приостанавливается до рассмотрения жалобы. Жалоба на постановление о наложении штрафа согласно п. 4.2 Инструкции № 64 подается через должностное лицо СЭС, вынесшее такое постановление, и в течение трех дней вместе с материалами дела направляется в суд или вышестоящему Главному государственному санитарному врачу (его заместителю), уполномоченному рассматривать дело. В соответствии с п. 4.4 Инструкции № 64 и п. 3.4 Порядка № 135 указанная жалоба рассматривается в десятидневный срок со дня ее поступления и по результатам ее рассмотрения выносится одно из следующих решений: - оставить постановление без изменений, а жалобу без удовлетворения; - отменить постановление и направить дело на новое рассмотрение; - отменить постановление и закрыть дело; - уменьшить размер штрафа. В течение трех дней копия решения направляется лицу, относительно которого было вынесено постановление, а также пострадавшему по его просьбе. При отмене постановления о наложении штрафа (если штраф уже был уплачен) согласно п. 4.10 Инструкции № 64 возврат взысканных сумм производится на основании решения об отмене постановления. В соответствии с п. 3.9 Порядка № 135 порядок обжалования постановления в хозяйственный суд регулируется хозяйственно-процессуальным законодательством. Об обжаловании постановления нарушитель сообщает до наступления срока его исполнения соответствующей налоговой инспекции. Необходимо отметить, что в соответствии с п. 4.10 Инструкции № 64 и п. 3.8 Порядка № 135 постановление о наложении штрафа, а также решение по жалобе на постановление о наложении штрафа могут быть опротестованы прокурором. Протест прокурора на постановление о наложении штрафа рассматривается должностным лицом СЭС, вынесшим постановление, а протест прокурора на решение по жалобе на постановление о наложении штрафа - вышестоящим должностным лицом СЭС (судом). Протест рассматривается в десятидневный срок со дня получения протеста. О результатах его рассмотрения сообщается прокурору и лицу, в отношении которого вынесено постановление о наложении штрафа.
Сроки и порядок уплаты штрафов В соответствии с п. 5.1 Инструкции № 64 постановление о наложении штрафа подлежит исполнению с момента его вынесения. При его обжаловании или опротестовании оно подлежит исполнению после оставления жалобы или протеста без удовлетворения. Однако если постановление о наложении штрафа не было предъявлено к исполнению в течение 3 месяцев со дня его вынесения, оно не подлежит исполнению. Лицо, привлеченное к ответственности, согласно п. 5.3 Инструкции № 64 должно уплатить штраф не позднее 15 дней со дня вручения постановления о наложении штрафа, а в случае обжалования - не позднее 15 дней со дня уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения. При наличии объективных причин (болезнь, отсутствие денежных средств и т. д.) по решению должностного лица СЭС, которое вынесло постановление о наложении штрафа, возможна отсрочка уплаты штрафа на срок до одного месяца. В случае неуплаты штрафа в установленные сроки принудительное исполнение постановления осуществляется в соответствии со ст. 308 КУоАП. Согласно п. 5.6 Инструкции № 64 после взыскания штрафа постановление, по которому взыскание штрафа, осуществленное в полном объеме, с отметкой о выполнении возвращается должностному лицу СЭС, вынесшему постановление.
|