Главная Услуги Бланки Консультации Справочники

Общее

Семейная бухгалтерская фирма

ЧП "Запад-сервис плюс"

Директор

Константин Матусевич

063 247-01-18

067 825-34-53

vs100.buh@gmail.com

Звоните прямо сейчас

Я действительно решаю Ваши проблемы

 

Услуги

Бухгалтерские услуги

Запуск бухгалтерского и налогового учета (для только созданных бизнесов и стартапов)

Кадровый учет и расчет заработной платы

Аудиторские услуги

Консалтинговые услуги

Юридические услуги

Регистрация предприятий

 

Бланки отчетов

Бланки договоров

Консультации

Справочники

Умные приказы

Программное обеспечение

 

Правовая информация о сайте

Полезные ссылки

 

О группе компаний

Ассоциация

Бухгалтерская служба

Аудиторская служба

Адвокатское бюро

 

Контакты


Информация для души

Украина

Юмор

 

Вход для клиентов

Логин:
Пароль:

Инвентаризация задолженности и обязательств Лига 2009-11-01

Версия для печати

Инвентаризация задолженности и обязательств

Бухгалтер&Закон 26.10.2009 – 01.11.2009, № 22 (22)

 

   

Своевременность взаиморасчетов между предприятиями является одним из ключевых факторов, влияющих на их финансовое состояние и оптимизацию бизнес-процессов.

В данной статье «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» рассмотрит порядок проведения и оформления инвентаризации задолженности и обязательств предприятия (далее – инвентаризация расчетов). 

Пунктом 1 ст. 10 Закона о бухучете установлено, что для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, во время которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.

Основными целями (задачами) инвентаризации расчетов являются:

• проверка реальной стоимости дебиторской и кредиторской задолженности (пп. «д» п. 7 Инструкции № 69);

• определение сомнительной и безнадежной дебиторской и кредиторской задолженности, в т. ч. задолженности, по которым истек срок исковой давности.

В соответствии с п. 2 ст. 10 Закона о бухучете, периодичность проведения инвентаризации расчетов определяется собственником (руководителем) предприятия (раз в месяц, квартал, полугодие, на год, с другой периодичностью по мере необходимости), кроме случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным в соответствии с законодательством.

Из обязательных случаев проведения инвентаризации, которые определены в п. 3 Инструкции № 69, выделим:

• перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, но не ранее 1 октября (пп. «б»);

• по предписанию судебно-следственных органов (пп. «в»);

• в случае реорганизации предприятий (пп. «є»);

• в случае ликвидации предприятия (пп. «ж»).

По мере необходимости предприятия могут проводить инвентаризацию (сверку) расчетов с любым контрагентом или налоговыми органами по уплате налогов в бюджет и фондами – по обязательным взносам на любую дату.

Подтверждение реальной суммы задолженности для требования от должников ее погашения (выполнения обязательств по поставке товаров, работ (услуг) или оплаты за ранее отгруженный товар и т. п.) возможно путем проведения инвентаризации (сверки) взаимных расчетов. При этом сверку расчетов можно проводить на любую дату, например, в строительстве сверку расчетов проводят по завершении этапа выполненных работ или при окончательном выполнении договора строительного подряда.

Если между сторонами по разным договорам существует взаимная задолженность, то после инвентаризации (сверки) расчетов у них появляется возможность провести взаимозачет задолженностей путем составления акта взаимозачета однородных или неоднородных требований.

 

Организация проведения инвентаризации

В соответствии с требованием пп. 11.1 Инструкции № 69 для организации проведения инвентаризаций руководитель предприятия должен издать приказ (распоряжение) о назначении постоянно действующей инвентаризационной комиссии, возглавляемой руководителем предприятия или его заместителем. В состав комиссии входят, как правило, главный бухгалтер и руководители структурных подразделений, а также другие должностные лица на усмотрение руководителя.

Для определения остатков инвентаризируемых задолженностей и обязательств по данным бухгалтерского учета работнику бухгалтерии необходимо выбрать суммы дебиторской и кредиторской задолженностей по каждому контрагенту в разрезе каждого договора (заказа) по данным сальдо синтетического и аналитического учета по счетам 36, 37, 63, 68.

При автоматизированном ведении бухгалтерского учета, например, с использованием программы «1С Предприятие», данная выборка формируется на базе оборотно-сальдовой ведомости по счету в разрезе соответствующих субконто, что крайне удобно при большом количестве дебиторов и кредиторов.

Если учет ведется в ручном режиме, отобранные данные заносятся в акт сверки расчетов произвольной формы, с указанием дат и сумм поставок товара (выполненных работ), поступившей (или перечисленной) оплаты, реквизитов первичных документов по таким операциям и результатов расчетов, которые составляют сумму задолженности. Акт сверки составляется в 2 экземплярах для контрагента и его инициатора.

Для подтверждения суммы задолженности со стороны как поставщиков (исполнителей), так покупателей (заказчиков) работник бухгалтерии передает акты сверки представителям дебиторов и кредиторов, которые в течение 10 дней со дня их получения должны или подтвердить задолженность либо предъявить свои возражения в письменном виде (пп. «а» пп. 11.11 Инструкции № 69).

Задолженности, по которым истек срок исковой давности или если контрагент ликвидирован, не согласовываются.

На суммы задолженности поставщиков по неотфактурированным поставкам после их проверки бухгалтерия должна потребовать от поставщиков расчетно-платежные документы, которые они обязаны предоставить или уведомить о причинах их непредставления либо об отсутствии задолженности (пп. «б» п. 11.11 Инструкции № 69).

В принципе, на счетах учета расчетов с покупателями (заказчиками), поставщиками (подрядчиками), другими дебиторами и кредиторами должны оставаться только согласованные суммы. Однако, если до конца отчетного периода в силу каких-либо причин расхождения устранить или выяснить не удалось, расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в своем балансе в суммах, которые следуют из записей бухгалтерского учета и признаются правильными.

А вот положениями пп. «г» п. 11.11 Инструкции № 69 наличие в учете неурегулированных сумм по расчетам с учреждениями банков, финансовыми и налоговыми органами не допускается. Поэтому все расчеты с этими органами необходимо согласовать.

 

Оформление результатов инвентаризации

В случае если в результате инвентаризации расчетов выявлена дебиторская или кредиторская задолженности, срок исковой давности по которым истек, работник бухгалтерии составляет справку, в разрезе синтетических счетов бухгалтерского учета с указанием виновных в этом лиц, а также названия и адреса дебиторов или кредиторов, суммы, причины, даты и основания возникновения задолженности (пп. «д» п. 11.11 Инструкции № 69).

Поскольку вышеуказанная норма основана на положениях Постановления № 241, то справку инвентаризации расчетов можно оформить по форме, установленной в приложении к форме № инв-17 (Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами).

Данная справка является основанием для составления указанного акта, которым оформляются результаты проведенной инвентаризации расчетов.

Несмотря на то что в протоколе инвентаризационная комиссия больше внимания уделяет состоянию складского хозяйства, предложениям о зачете недостач и излишков по пересортице, списанию недостач в пределах норм естественной убыли, сверхнормативных недостач и потерь от порчи ценностей, в нем (протоколе) также следует указать результаты инвентаризации расчетов и заключение о них.

Минфин в письме от 13.12.2004 г. № 31-04200-30-10/22823, в частности, разъясняет, что расхождения на счетах учета обязательств и обеспечений, расчетов с дебиторами и т. п. должны устраняться по результатам инвентаризации и принятого решения об их урегулировании.

 

Отражение результатов инвентаризации в учете

В бухгалтерском учете согласно п. 11 П(С)БУ 10 выявленная в результате инвентаризации расчетов безнадежная дебиторская задолженность, в т. ч. задолженность, по которой истек срок исковой давности, исключается из активов (списывается с баланса) с одновременным уменьшением размера сомнительных долгов. При недостаточности суммы данного резерва безнадежная дебиторская задолженность списывается на прочие операционные расходы.

Текущая дебиторская задолженность, создание резерва сомнительных долгов по которой не предусмотрено, в случае признания ее безнадежной списывается с баланса с отражением в составе прочих операционных расходов на субсчете 944 «Сомнительные и безнадежные долги».

Для контроля за возможностью взыскания списанной дебиторской задолженности с должника в случае изменения его имущественного положения, предприятия обязаны ее учитывать на одноименном забалансовом субсчете 071 не менее трех лет с даты списания.

Минфин в письме от 07.09.2009 г. № 31-34000-10-10/23814 разъясняет, что наблюдение за возможностью взыскания списанной дебиторской задолженности может осуществляться путем мониторинга данных об имущественном (финансовом) состоянии должника или его правопреемника (увеличение уставного капитала, дополнительные взносы участников, поддержка государства, реструктуризация обязательств и т. п.).

Учет списанной дебиторской задолженности ликвидированного юридического лица или умершего физического лица на счете 07 прекращается при наличии данных о том, что относительно этого долга не определенно правопреемника или наследника.

Подробнее об отражении дебиторской задолженности в бухгалтерском учете см. статью «Сомнительная и безнадежная дебиторская задолженность: классификация и бухгалтерский учет» («БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» 03.08.2009 – 09.08.2009, № 10 (10)).

Для отражения списанной кредиторской задолженности по истечении срока исковой давности Инструкцией № 291 предусмотрен субсчет 717 «Доход от списания кредиторской задолженности».

В налоговом учете суммы безнадежной и сомнительной задолженности отражаются в порядке, установленном следующими нормами Закона о прибыли:

• пп. 12.1.1; пп. 12.1.5 и пп. 5.2.8 (безнадежная задолженность) – в составе валовых расходов;

• пп. 12.1.2 с учетом положений пп. 12.1.3; пп. 12.1.5 и пп. 4.1.6 – в составе валового дохода.

Если после списания безнадежной дебиторской задолженности ее сумма возмещается кредитору, то последний обязан отразить поступившую сумму в составе валового дохода в соответствии с пп. 4.1.6 Закона о прибыли как безвозвратную финансовую помощь, если такая безнадежная задолженность была ранее включена в состав валовых расходов кредитора (пп. 1.22.1 данного Закона).

Налоговые обязательства и налоговый кредит по НДС в результате проведения мероприятий по урегулированию или списанию сомнительной и безнадежной задолженности корректировке не подлежат.

автор: Елинек Элла, консультант по
бухгалтерскому учету
и налогообложению

Правовой глоссарий:

1. Закон о прибыли – Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий», в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

2. Закон о бухучете – Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

3. Постановление № 241 – постановление Государственного комитета СССР по статистике «Об утверждении форм первичной учетной документации для предприятий и организаций» от 28.12.89 г. № 241.

4. П(С)БУ 10 – Положение (стандарт) бухгалтерского учета 10 «Дебиторская задолженность», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 08.10.99 г. № 237.

5. Инструкция № 69 – Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств, документов и расчетов, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 11.08.94 г. № 69.

6. Инструкция № 291 – Инструкция о применении Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 г. № 291.

 

 

© Группа компаний VS
Создание сайта: КЛЯКСА incorporated;)