| Перемещение собственных грузов Лига 2009-11-15Перемещение собственных грузов Бухгалтер&Закон 09.11.2009 – 15.11.2009, № 24 (24)
Эксплуатационные расходы Расходы, связанные с содержанием и техническим обслуживанием транспортных средств, включаются в состав валовых расходов (далее – ВР) на основании пп. 5.2.1 и 5.4.10 Закона о прибыли, за исключением расходов на стоянку и парковку легковых автомобилей, используемых для перевозки малогабаритных грузов. Под техническим обслуживанием в п. 1.3 Положения № 102 понимается комплекс операций или операция для поддержания работоспособности или исправности транспортного средства во время использования его по назначению. При этом система технического обслуживания дорожно-транспортного средства, в частности, предусматривает: • ежедневное обслуживание; • первое техническое обслуживание (ТО-1); • второе техническое обслуживание (ТО-2); • сезонное техническое обслуживание. Техническое состояние автомобиля проверяется ежедневно соответствующим техническим персоналом по возвращении его на место постоянной стоянки, а также водителем перед выездом на линию и во время смены водителей на линии. Если автомобиль эксплуатируется без возвращения в конце рабочего дня на место постоянной стоянки, его техническое состояние проверяется водителем ежедневно перед началом работы (п. 3.6 Положения № 102). Поэтому механик или другое ответственное лицо в строке «Выезд разрешен, подпись механика» путевого листа грузового автомобиля (ф. № 2-ТН) или путевого листа служебного легкового автомобиля (ф. № 3) собственной подписью должен заверить передачу автомобиля в технически исправном состоянии водителю и разрешение на выезд из гаража. О том, что водитель принял автомобиль в технически исправном состоянии и получил задание на работу, он также обязан подтвердить собственной подписью в соответствующей строке «Автомобиль принял, подпись водителя» путевого листа грузового автомобиля (ф. № 2-ТН) или путевого листа служебного легкового автомобиля (ф. № 3). Заметим, что ежедневное техническое и сезонное обслуживание как грузового, так и легкового автомобиля не относится к реконструкции, модернизации, техническому перевооружению и другим видам их улучшений. Однако если в бухгалтерском учете на основании п. 15 П(С)БУ 7 расходы, осуществляемые для поддержания объекта в рабочем состоянии (проведение технического осмотра, обслуживания, текущего ремонта), включаются в состав расходов отчетного периода, то в налоговом учете расходы, связанные с проведением любых видов ремонтов отражаются в порядке, установленном пп. 8.7.1 ст. 8 Закона о прибыли. Этот порядок состоит в том, что налогоплательщики имеют право отнести на ВР любые расходы, связанные с улучшением основных фондов, которые подлежат амортизации, в сумме, не превышающей 10 % совокупной балансовой стоимости всех групп основных фондов по состоянию на начало отчетного периода. Поскольку и грузовые, и легковые автомобили используются в хозяйственной деятельности налогоплательщика и подлежат амортизации на общих основаниях, то сумма, израсходованная на их ремонт, в размере, не превышающем 10-процентный лимит, включается в состав ВР отчетного периода. Сумма превышения относится на увеличение балансовой стоимости группы 2 основных фондов. В пп. 5.4.10 Закона о прибыли также установлено ограничение расходов, связанных с приобретением горюче-смазочных материалов (далее – ГСМ) для легковых автомобилей в размере 50 % от их стоимости, несмотря на то что такие автомобили могут использоваться предприятиями для перевозки малогабаритных вещей. Поэтому при расчете прироста (убыли) балансовой стоимости запасов сумма остатка ГСМ, приобретенных для легкового автомобиля, на конец отчетного периода отражается в составе показателей графы 5 таблицы 1 приложения К1/1 к Декларации по прибыли также в размере 50 % от суммы, которая отражена в регистрах бухгалтерского учета. Сумма расходов, связанных с приобретением ГСМ для грузовых автомобилей, полностью включается в ВР, а остаток ГСМ на конец отчетного определяется исходя из количества, использованного по установленным нормам. Потому предприятию для правильного определения количества использованных ГСМ по установленным нормам следует пользоваться Нормами № 43, которые рассчитываются исходя из базовой линейной нормы на 100 км пробега автомобиля определенной модели, фактического пробега и условий эксплуатации. Также этими Нормами предусмотрено применение поправочных коэффициентов с учетом особенностей дорожных, климатических и эксплуатационных факторов. Сведения о фактически использованном топливе и фактическом пробеге автомобиля указываются в соответствующих таблицах путевых листов: • работа водителя и автомобиля (гр. 2-6) и движение топлива (гр. 7-13) путевого листа грузового автомобиля (ф. № 2-ТН); • табл. II. «Работа водителя и автомобиля» (гр. 4-7) и табл. III. «Движение топлива, литров» (гр. 8-12) путевого листа служебного легкового автомобиля (ф. № 3). Указанные сведения используются для заполнения таблицы «Результаты работы автомобиля» путевого листа. Причем не только в части расчетов расхода горючего (по норме и фактически) и пробега автомобиля (с грузом и без), но расчета зарплаты водителю, которая определяется по действующим расценкам на основании данных о результатах работы автомобиля. Следовательно, путевой лист является основным документом, подтверждающим использование как легкового, так и грузового автомобиля в хозяйственной деятельности предприятия.
Документальное оформление Документы, на основании которых выполняются грузовые перевозки, установлены ст. 48 Закона № 2344. Документами для юридического лица, осуществляющего грузовые перевозки для собственных нужд, названы: • для автомобильного перевозчика – документ, удостоверяющий использование транспортного средства на законных основаниях, другие документы, предусмотренные законодательством Украины; • для водителя – удостоверение водителя соответствующей категории, регистрационные документы на транспортное средство, путевой лист, товарно-транспортная накладная (далее – ТТН) или другой установленный законодательством документ на груз, другие документы, предусмотренные законодательством Украины. Согласно п. 2 Перечня № 207 документами, необходимыми для водителя юридического лица, осуществляющего грузовые перевозки для собственных нужд, являются: • накладная или другой документ, подтверждающий право собственности на груз; • удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории и талон, прилагаемый к удостоверению; • регистрационный документ на транспортное средство или другой заверенный в установленном порядке документ, подтверждающий право управления, пользования или распоряжения транспортным средством; • талон о прохождении гостехосмотра; • полис (сертификат) обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств; • путевой лист с отметками о проведении предрейсовых медицинского осмотра водителя и осмотра технического состояния транспортного средства. Относительно применения ТТН при перевозках собственного груза собственным транспортом, а иногда между собственными структурными подразделениями отметим, что этот документ прямо не указан в п. 2 Перечня № 207. Поэтому его применение для данного вида перевозок не является обязательным. Насколько обоснованы требования налоговых органов к обязательному оформлению ТТН и как им можно противостоять в судебном порядке, читайте в статье «Подтверждение валовых расходов при получении транспортных услуг» («БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» 26.10.2009 – 01.11.2009, № 22 (22)). При этом накладная или другой документ, подтверждающий право собственности на груз, должны выписываться в достаточном количестве экземпляров для каждого материально ответственного лица и на каждую партию грузов отдельно. Ответственность за отсутствие у водителей указанных документов установлена ст. 126 КоАП в виде штрафа от 25 до 50 НМДГ (от 425 до 850 грн.). Не менее актуальным вопросом для предприятий, которые не являются транспортными и не имеют в штате предприятия медицинского работника, является обязательное наличие подписи последнего в соответствующей строке путевого листа. Подпись медработника подтверждает возможность допуска водителя по состоянию здоровья к управлению автомобилем после предрейсового медицинского осмотра. Отсутствие отметок в путевом листе о прохождении водителем ежедневного медосмотра и контроля техсостояния автомобиля влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц, ответственных за техсостояние, оборудование, эксплуатацию транспортных средств, граждан-СПД от 40 до 50 НМДГ (от 680 до 850 грн.) (ст. 128 КоАП). Размер штрафа за повторное нарушение, указанное в данной статье в течение года, – от 50 до 80 НМДГ (от 850 до 1360 грн.). Решается эта проблема двумя путями: или заключением договора с медицинским заведением (медицинским работником), либо с транспортным предприятием, имеющим в штате медработника, о проведении ежедневных предрейсовых медосмотров. С транспортным предприятием также можно заключить договор на проведение ежедневного техобслуживания, если в штате предприятия не предусмотрена должность автомеханика.
Заработная плата водителя Как сказано выше, заработная плата водителям начисляется по данным путевых листов по сдельным расценкам или тарифным ставкам по системе оплаты труда, принятой на предприятии. При этом на основании пп. 2.2.1 Инструкции № 5 водителям могут быть установлены следующие доплаты и набавки: • совмещение профессий, например, должности автомеханика или экспедитора; • за классность водителям транспортных средств; • ненормированный рабочий день и пр. Все виды основной и дополнительной заработной платы водителей включаются в ВР на основании пп. 5.6.1 Закона о прибыли.
Расходы по автострахованию Виды страхования, связанные с перевозкой грузов предприятия собственным автотранспортом для собственных нужд, расходы по которым можно включить в состав ВР, приведены в пп. 5.4.6 Закона о прибыли, а виды обязательного и добровольного страхования установлены в статьях 7 и 6 Закона о страховании соответственно. Сгруппируем некоторые виды страхования с целью определения возможности включения их в ВР (см. таблицу 1). Таблица 1
Как видно из таблицы 1, основным условием включения расходов по страхованию в состав ВР является перевозка: • собственной продукции; • собственным автомобилем; • водителем, состоящим в трудовых отношениях с предприятием. Товар, который может перевозиться предприятием со склада поставщика на собственный склад, или товар, который развозится по собственным торговым точкам либо торговым точкам покупателей, не относится к собственной продукции, однако является имуществом предприятия. Согласно ч. 1 ст. 66 ХКУ имущество предприятия составляют производственные и непроизводственные фонды, а также другие ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе предприятия. Имуществом в этом Кодексе признается совокупность вещей и других ценностей (включая нематериальные активы), которые имеют стоимостное определение, производятся или используются в деятельности субъектов хозяйствования и отражаются в их балансе или учитываются в других предусмотренных законом формах учета имущества. В зависимости от экономической формы, которую приобретает имущество в процессе осуществления хозяйственной деятельности, имущественные ценности относятся к основным фондам, оборотным средствам, денежным средствам, товарам (ч. 1, 2 ст. 139 ХКУ). Однако при транспортировке товара в вышеуказанных случаях он обычно не страхуется. Расходы на страхование арендованного автомобиля не включаются в ВР, т. к. последний не относится к имуществу предприятия. При этом нет ограничений по страхованию грузопассажирских и легковых автомобилей, которые учитываются предприятием в составе основных фондов группы 2 и используются для перевозок малогабаритных предметов. Относительно расходов на личное страхование от несчастных случаев на транспорте, которое в соответствии с п. 6 ст. 7 Закона о страховании относится к обязательным видам страхования, отметим следующее. Порядок осуществления обязательного личного страхования от несчастных случаев на транспорте определяется Положением № 959, в частности, работников транспортных предприятий независимо от форм собственности и видов деятельности, непосредственно занятых на транспортных перевозках (водителей). Однако в соответствии со ст. 6 Закона № 232 предприятие считается транспортным предприятием, если перевозка грузов и предоставление других транспортных услуг предусмотрены его уставом. Следовательно, страхование водителей предприятий других сфер деятельности, например, торговых предприятий, к обязательным видам страхования не относится. Поскольку согласно пп. 4.3.6 Закона № 889 не включается в налогооблагаемый доход работника только сумма взносов на его обязательное страхование в соответствии с законом, то сумма взносов по добровольному виду страхования (страхование от несчастных случаев) включается в налогооблагаемый доход водителя как дополнительное благо на основании пп. 4.2.9 этого Закона.
Пример 1 Предприятие торговли заключило договор страхования водителя от несчастных случаев на 1 год. Страховой платеж предприятие уплатило полностью в сумме 200,00 грн. (условно). В бухгалтерском и налоговом учете данную операцию следует отразить следующим образом (таблица 2). Таблица 2
Использование автомобиля водителем в личных целях Использовать служебный автомобиль в личных целях или передавать управление им другим лицам без разрешения администрации водителю запрещается. Эта фраза, как правило, указывается в должностной инструкции водителя на каждом предприятии. Критериями, по которым водителя можно заподозрить в использовании автомобиля для личных нужд, является время выполнения задания, использование дополнительного количества горючего, километраж. При этом Госдепартамент автотранспорта Минтранссвязи в письме от 13.05.2008 г. № 1465-19/07/14-08 разъясняет, что если фактическое потребление топлива превышает предельно-допустимые нормативы, это может свидетельствовать не только о нецелевом использовании топлива, но и об имеющейся неисправности соответствующих систем транспортного средства, которая вызывает избыточный расход топлива. Поэтому решение о причинах перерасхода топлива (за счет водителей, других работников хозяйствующего субъекта или за счет третьей стороны, по вине которой возник перерасход) принимаются руководителем предприятия. В заключение отметим, что водитель является ответственным не только за целевое использование топлива, но и за вверенный ему автомобиль, а также грузы, которые он перевозит. автор: Светлана Щербина, консультант Правовой глоссарий: 1. КоАП – Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X. 2. ХКУ – Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV. 3. Закон о страховании – Закон Украины «О страховании» от 07.03.96 г. № 85/96-ВР. 4. Закон о прибыли – Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР, в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР. 5. Закон № 232 – Закон Украины «О транспорте» от 10.11.94 г. № 232/94-ВР. 6. Закон № 2344 – Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III. 7. Закон № 889 – Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV. 8. Положение № 959 – Положение об обязательном личном страховании от несчастных случаев на транспорте, утвержденное постановлением Кабинета Министров Украины от 14.08.96 г. № 959. 9. Положение № 102 – Положение о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденное приказом Министерства транспорта Украины от 30.03.98 г. № 102. 10. П(С)БУ 7 – Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г. № 92. 11. Инструкция № 5 – Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Государственного комитета статистики Украины от 13.01.2004 г. № 5. 12. Нормы № 43 – Нормы расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины от 10.02.98 г. № 43. 13. Перечень № 207 – Перечень документов, необходимых для осуществления перевозки грузов автомобильным транспортом во внутреннем соединении (приложение к постановлению Кабинета Министров Украины от 25.02.2009 г. № 207).
|