| О подсчете численности работников бухгалтерии Лига 2010-02-21Один, два, три... Бухгалтер&Закон 15.02.2010 – 21.02.2010, № 07 (38)
Конечно же, любой опытный главбух сможет, как говорят, для себя лично определить, сколько человек должно работать в бухгалтерии. Во всяком случае, сделать это можно после изучения деятельности предприятия, ее специфики, степени автоматизации учетных процессов и других вопросов. Однако, как обосновать правильность полученных умственных заключений перед руководителем предприятия? Ведь именно он принимает решение о трудоустройстве и размерах денежного вознаграждения для каждого работника. По мнению «Б&З», без упрямых фактов и конкретных цифр в данном случае просто не обойтись! Итак, при подсчете численности бухгалтеров можно воспользоваться действующими (специальными) нормативами или разработать свои собственные. Считаем, что пользоваться первым из указанных способов определения нормативов целесообразно предприятиям с наименьшими учетными особенностями. Если же деятельность предприятия достаточно специфическая, то для получения более точного результата имеет смысл воспользоваться вторым способом, а именно, разработать нормативы самостоятельно.
Действующие (специальные) нормативы В действующем законодательстве существует специальный документ, посвященный подсчету численности работников бухгалтерского учета – Нормативы № 269. Правда этот документ не зарегистрирован в Минюсте, а значит, он не имеет силы нормативно-правового акта и не обязателен к применению большинством предприятий. Иными словами, положения Нормативов № 269 в рассматриваемом случае имеют чисто рекомендательный характер. Документ этот достаточно объемный, поэтому кратко остановимся лишь на самых важных, по нашему мнению, моментах. Нормативы № 269 содержат нормы времени на выполнение работ по бухгалтерскому учету (раздел 1) и нормативы численности бухгалтеров предприятий (раздел 2). В нормах времени приведены виды выполняемых работ, которые связаны с выполнением требований положений (стандартов) по бухгалтерскому учету и Плана счетов. При этом в нормах учтено время на подготовительно-завершительные работы, обслуживание рабочего места, отдых, включая физкультурные паузы и личные нужды. Нормы определяются с учетом определенных факторов, путем применения поправочных коэффициентов (например, коэффициенты, учитывающие качество обрабатываемой документации, необходимость поверки документа, удельный вес работ, выполняемых при помощи электронно-вычислительной техники). Нормативы № 269 содержат нормы времени на осуществление конкретных учетных операций, а именно учет: • поступления, амортизации и выбытия основных средств и нематериальных активов; • поступления и выбытия запасов; • расходов на производство; • готовой продукции; • расчетов по оплате труда; • денежных средств, расчетов и др. Кроме того, в рассматриваемом документе содержатся нормы времени на составление форм финансовой отчетности предприятия. Так, например, на оформление приобретения одного объекта основных средств (составления соответствующего акта) Нормативами № 269 отведено 9 минут; запасов (оформление карточки учета) – 12 минут; а на начисление заработной платы одному сотруднику (без учета времени на расчет начислений и удержаний налогов и страховых взносов) отведено 9 минут. А вот составление, например, баланса предприятия (формы № 1) поставлено в прямую зависимость от общей численности работников предприятия. Если на предприятии числится 50 человек, то на составление этой формы должно уйти не более 2,5 часа, а если более 10 тыс. человек – не более 30 часов. Нормативы численности представляют собой объемную таблицу, которая, собственно говоря, и содержит нормы численности бухгалтеров в зависимости от общей численности работающих на предприятии человек и количества самостоятельных структурных подразделений такого предприятия. Вот упрощенный вариант (фрагмент) этой таблицы. Таблица. Нормативная численность бухгалтеров, чел.
Обращаем внимание на то, что в Нормативах № 269 не учтена работа по ведению налогового учета и составлению налоговой отчетности, а также отчетности в Пенсионный фонд, фонды социального страхования, органы статистики и др. А это, как известно, очень даже внушительный объем работы. Само собой разумеется, что для ее выполнения потребуется дополнительная рабочая сила.
Специальные (собственные) нормативы Как уже было сказано выше, если деятельность предприятия достаточно специфична, а значит, и работа, выполняемая бухгалтерией, имеет существенные особенности, то целесообразно разработать свои собственные нормативы. Разработка таких нормативов может состоять из двух этапов. Составление подробного списка работ, выполняемых каждым работником бухгалтерии. За основу этого списка может быть взят перечень работ (учетных операций), перечисленных в Нормативах № 269. При этом, также как и при определении численности по указанным Нормативам, в списке необходимо дополнительно учесть работы, связанные с ведением налогового учета и отчетности, составлением отчетности в Пенсионный фонд, фонды социального страхования, органы статистики и др. Обращаем внимание, что львиную долю при ведении налогового учета и составления указанных видов отчетности, занимает работа по изучению действующего законодательства и, собственно, сама сдача отчетных форм (представление отчетности соответствующим органам). Определение времени, которое затрачивается на выполнения каждого наименования работ. На данном этапе определяется, сколько времени (в минутах, часах) необходимо бухгалтеру для выполнения каждого вида работ (операций) из составленного на первом этапе списка. Далее эти показатели умножаются на количество соответствующих операций, осуществляемых в соответствующем периоде. Исходя из полученного результата (времени) определяется количество работников бухгалтерии. При определении времени, затрачиваемого на осуществление бухгалтерских работ, рекомендуем учитывать факторы (показатели), влияющие на их трудоемкость: 1. Сложность и запутанность действующего законодательства. Значительную часть рабочего времени бухгалтера занимает изучение действующих законов и подзаконных актов. Не секрет, что многие из них достаточно тяжелы для восприятия и понимания, а некоторые нормы даже противоречат друг другу. В действующие нормативно-правовые акты постоянно вносятся изменения или издаются новые документы. Чтобы разобраться во всем этом, бухгалтер должен приложить значительные умственные усилия и потратить немало времени. 2. Виды деятельности, осуществляемые предприятием. Чем больше видов деятельности, тем сложнее учет и на его ведение требуется больше времени. Ведь каждый из них регулируется разными нормативно-правовыми актами (отдельными нормами), а значит, имеет свои учетные особенности. Бухгалтеру предприятия, ведущего только один вид деятельности, работать значительно легче. 3. Количество сотрудников предприятия. Этот показатель влияет прежде всего на трудоемкость работы бухгалтера, на которого возложены обязанности по начислению заработной платы (осуществлению начислений и удержаний из нее обязательных платежей). Само собой разумеется, что чем больше работников, тем больше работы у такого бухгалтера. 4. Уровень автоматизации учета на предприятии. Уже давно ни для кого не является секретом то, что компьютерная техника и соответствующее программное обеспечение являются хорошими помощниками бухгалтера. Если они есть – то работать гораздо легче и быстрее, если нет, то работа может превратиться в настоящую пытку. 5. Другие факторы (количество: контрагентов и подразделений предприятия; объектов учета и др.). Чем больше их количество, тем большая нагрузка ложится на бухгалтерию.
И еще... Выше были перечислены виды бухгалтерских работ (операций). Однако зачастую на работников бухгалтерии возлагаются обязанности, прямо не связанные с бухгалтерским и налоговым учетом (отчетностью). Ярким примером обязанностей, не свойственных бухгалтерии, может являться ведение кадрового учета на предприятии, оформление государственной регистрации (ликвидации, реорганизации) предприятия, получение различного рода разрешений на ведение предпринимательской деятельности. Само собой, если бухгалтеру приходится выполнять такие работы, то они также должны быть учтены при определении нормативов: как первым, так и вторым способом. автор: Андрей Нефёдов, редактор Правовой глоссарий: 1. Нормативы № 269 – Межотраслевые нормативы численности работников бухгалтерского учета, утвержденные приказом Минтруда Украины от 26.09.2003 г. № 269.
|