| Госрегулирование тарифов на транспортные перевозки и субвенции бюджетов Лига 2009-08-02Государственное регулирование тарифов на транспортные перевозки и субвенции бюджетов Бухгалтер&Закон 27.07.2009 – 02.08.2009, № 09 (09)
1. Государственное регулирование тарифов на перевозки В соответствии со ст. 8 Закона о ценообразовании государственное регулирование цен и тарифов осуществляется путем установления: • государственных фиксированных цен (тарифов); • предельных уровней цен (тарифов) или предельных отклонений от государственных фиксированных цен и тарифов. Статьей 4 данного Закона предусмотрено, что КМУ определяет полномочия органов государственного управления в сфере установления и применения цен (тарифов), а также по контролю за ценами (тарифами). Полномочия органов государственной власти в части регулирования тарифов на транспортные перевозки установлены Постановлением КМУ № 1548. 1. Минтранссвязи устанавливает: • по согласованию с Минэкономики и Минфином тарифы на перевозки грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины; • по согласованию с Минэкономики тарифы на перевозку пассажиров, багажа и грузобагажа на международном и внутреннем сообщении (кроме пригородных перевозок). 2. Совет Министров АРК, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации регулируют (устанавливают): • тарифы на перевозки пассажиров и багажа автобусами, работающими в обычном режиме движения, в пригородном и междугороднем внутриобластном сообщении. 3. Совет Министров АРК, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, исполнительные органы Львовского и Криворожского местных советов регулируют (устанавливают): • тарифы на перевозки пассажиров и стоимость проездных билетов в городском пассажирском транспорте – метрополитене, автобусе, трамвае, троллейбусе (который работает в обычном режиме движения). 4. Совет Министров АРК устанавливает: • тарифы на перевозки пассажиров и багажа пассажирским электротранспортом (троллейбусом) в междугороднем и пригородном сообщении. 5. Управления железных дорог по согласованию с Советом Министров АРК, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями утверждают: • тарифы на перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении. Во исполнение Постановления КМУ № 1548 Минтранссвязи утвердил: • тарифы на перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом на внутреннем сообщении (Приказ № 205); • тарифы на перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом на международном сообщении (Приказ № 306). Стоимость перевозки пассажиров определяется с учетом расстояния перевозки, фирменности, класса поезда (вагона). Для багажа (грузобагажа) тариф на перевозку учитывает расстояние и вес багажа (грузобагажа) и объявленную стоимость. Местные органы власти устанавливают тарифы на перевозки пассажиров в пригородном и междугороднем внутриобластном сообщении, а также в городском пассажирском транспорте соответствующими распоряжениями. В частности, действующие тарифы на перевозки пассажиров в городском пассажирском транспорте в городе Киеве установлены распоряжением исполнительного органа Киевской городской государственной администрации от 28.01.2009 г. № 90. Ключевым вопросом остается экономическая обоснованность и прозрачность установления тарифов. В условиях роста цен на топливно–смазочные материалы и запасные части перевозчики добиваются от местных властей повышения тарифов. Что, конечно, вызывает ответную негативную реакцию потребителей услуг, общественных организаций, представителей местных органов власти, настаивающих на необоснованности роста тарифов. Не так давно Антимонопольный комитет Украины был вынужден вмешаться в ситуацию с повышением тарифов в Киеве вследствие непрозрачности их существенного увеличения. На сегодняшний день действуют следующие нормативные документы, регулирующие порядок определения величины тарифов на пассажирские перевозки: • Порядок формирования тарифов на услуги городского электрического транспорта (трамвай, троллейбус); • Порядок формирования тарифов на услуги городского электрического транспорта (метрополитен); • Методические рекомендации определения уровня тарифов на услуги пассажирского автотранспорта общего пользования; • Методические рекомендации по расчету тарифов на услуги городского электротранспорта. Тем не менее, как отметил Антимонопольный комитет Украины в обращении к КМУ1 по вопросу комплексного решения проблем транспортной отрасли, необходимо разработать и утвердить единый и четкий порядок формирования тарифов на автоперевозки пассажиров. ____________ Такой порядок должен установить прозрачную процедуру расчета стоимости проезда в автобусах и маршрутках всех форм собственности и определить действенные механизмы по контролю над установлением таких тарифов. Обращаем внимание, что в Плане подготовки регуляторных актов в Минтранссвязи на 2009 год в первом квартале значился Проект приказа «Об утверждении Методики расчета тарифов на услуги по перевозке пассажиров на автобусных маршрутах». Пока же вопрос обоснования величины тарифов остается открытым.
Субвенции местным бюджетам Законом о ценообразовании определено, что одним из важнейших направлений политики ценообразования в Украине является обеспечение социальных гарантий, в первую очередь для низкооплачиваемых и малообеспеченных граждан, включая систему компенсационных выплат в связи с ростом цен и тарифов. В связи с этим для отдельных категорий граждан могут устанавливаться льготные тарифы на проезд (либо освобождение от платы). В частности, для учеников и студентов дневной формы обучения общеобразовательных, профессионально-технических и высших учебных заведений (ст. 9 Закона о содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине), ветеранов войны (ст. 12 Закона о статусе ветеранов войны), пенсионеров по возрасту (Постановление КМУ о бесплатном проезде пенсионеров), граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы (Закон о социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы) и т. д. (всего более 30 категорий граждан, имеющих право на льготный проезд). Льготные тарифы и освобождение от платы за проезд для определенных категорий граждан приводят к убыткам или недополучению прибыли перевозчиками. Законом об автомобильном транспорте предусмотрено, что органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны предоставить перевозчикам, осуществляющим льготные перевозки пассажиров и перевозки пассажиров по регулируемому тарифу, компенсации согласно Закону. Аналогичная норма о компенсации убытков железнодорожного транспорта вследствие перевозки пассажиров по льготным тарифам содержится и в ст. 9 Законе о железнодорожном транспорте. В соответствии со ст. 89 Бюджетного кодекса компенсационные выплаты за льготный проезд отдельных категорий граждан относятся к расходам районных бюджетов, бюджетов городов республиканского АРК и городов областного значения и учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов. Такие расходы финансируются за счет субвенций из Государственного бюджета Украины в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины (ст. 102 Бюджетного кодекса). Во исполнение данной статьи Бюджетного кодекса КМУ был утвержден соответствующий Порядок финансирования расходов местных бюджетов. Так, финансирование расходов местных бюджетов по выполнению государственных программ социальной защиты населения, которые включают, в частности, компенсационные выплаты за льготный проезд отдельных категорий граждан, финансируются за счет субвенций, предусмотренных государственным бюджетом на соответствующий год, в пределах сумм, утвержденных в областных бюджетах, бюджете АРК, бюджетах городов Киева и Севастополя, городов республиканского АРК и областного значения и в районных бюджетах на указанные цели. При этом запрещается финансирование местных программ социальной защиты населения за счет субвенций из государственного бюджета. Законом о госбюджете на 2009 год предусмотрены субвенции местным бюджетам на предоставление льгот по услугам связи, прочих предусмотренных законодательством льгот (кроме льгот на получение лекарств, зубопротезирование, оплату электроэнергии, природного и сжиженного газа на бытовые нужды, твердого и жидкого печного бытового топлива, услуг тепло-, водоснабжения и водоотвода, квартирной платы, вывоз бытового мусора и жидких нечистот) и компенсацию за льготный проезд отдельных категорий граждан в сумме 1372440,0 тыс. грн. (для сравнения: 1309379,5 тыс. грн. на 2008 год в соответствии с Законом о госбюджете на 2008 год). В то же время пунктом 51 Порядка финансирования расходов местных бюджетов установлено следующее. Предприятиям транспорта не возмещаются за счет субвенций из государственного бюджета потери доходов от перевозок отдельных категорий граждан и прочие расходы (учитывая, что финансовое обеспечение таких перевозок осуществляется за счет прочих бюджетных программ главных распорядителей средств государственного бюджета, собственных поступлений транспортных предприятий и прочих источников согласно законодательству). А именно: а) в отношении отдельных категорий граждан: • студентов высших учебных заведений I – IV уровней аккредитации и учеников профессионально-технических учебных заведений; • граждан, имеющих право на бесплатный проезд согласно законодательству, с возмещением потерь транспортных предприятий за счет других источников; • граждан, которым предоставлено право на бесплатный проезд по профессиональному признаку; • работников транспортных предприятий, которые получили право на бесплатный проезд по решению уполномоченных органов, предприятий, их объединений и трудовых коллективов; б) потери доходов транспортных предприятий, обусловленные заниженными тарифами на услуги по перевозкам; в) расходы, которые не входят в компенсационные выплаты за льготный проезд отдельных категорий граждан, определенных законами Украины. В частности, компенсация расходов на перевозку студентов и учеников утверждается отдельной статьей расходов Государственного бюджета по Министерству образования и науки Украины (в бюджете на 2009 год предусмотрена сумма компенсации в размере 38280,0 тыс. грн.). Статьей 37 Закона об автомобильном транспорте предусмотрено, что виды и объемы льготных перевозок устанавливаются заказом, в котором определяется порядок компенсации автомобильным перевозчикам, осуществляющим перевозки пассажиров на маршрутах общего пользования, убытков от таких перевозок. Кроме того, порядок определения суммы компенсации, выплачиваемой перевозчику за льготников, на практике устанавливается в договоре, заключенном таким перевозчиком с местными органами власти на перевозку пассажиров конкретным маршрутом (подобное положение содержится, к примеру, в Условиях организации и проведения конкурса на перевозку пассажиров на городских автобусных маршрутах общего пользования в городе Киеве). В настоящий момент отсутствует единая законодательно утвержденная методика определения суммы компенсации. В ряде случаев местные органы власти самостоятельно утверждали соответствующие процедуры, в частности: • Методические рекомендации в отношении компенсации автомобильным перевозчикам льготных перевозок граждан на маршрутах общего пользования за счет средств субвенций из Государственного бюджета Украины, утвержденные решением исполнительного комитета Одесского городского совета от 19.04.2007 г. № 354; • Порядок осуществления компенсационных выплат за льготный проезд отдельных категорий граждан, которые перевозятся автомобильным и электротранспортом общего пользования в Ровенской области, за счет субвенций из государственного бюджета, утвержденный распоряжением Ровенской областной государственной администрации от 26.03.2007 г. № 128; • Порядок расчетов объемов компенсаций расходов автомобильных перевозчиков за льготный проезд отдельных категорий граждан для осуществления финансирования за счет средств субвенций из государственного бюджета местным бюджетам, утвержденный распоряжением ровенской областной государственной администрации от 31.07.2006 г. № 251. Однако стройная на бумаге система субвенций на практике дает сбои. В июне 2009 года пресс–службой Счетной палаты Украины был опубликован пресс–релиз по результатам аудита использования субвенций из государственного бюджета местным бюджетам на компенсации льгот на проезд и льгот на услуги связи. В нем был отмечен ряд существенных недостатков: 1) вопреки требованиям Бюджетного кодекса Минтруда и Минфин планировали субвенции на 2007 – 2009 годы в произвольной форме в отсутствие единой методики и обоснованных расчетов. В Минтруда отсутствует учет общей численности льготников и объемов ежегодных перевозок льготных категорий населения. Неудовлетворительная организация планирования привела к тому, что потребность в субвенциях на 2008 год Минтруда была определена в размере 1,9 млрд. грн., в то же время в Государственном бюджете сумма субвенций составила 1,3 млрд. грн. и на протяжении года вследствие недостаточности была увеличена на 218,7 млн. грн.; 2) отсутствует законодательно установленный порядок расчета потерь транспортных предприятий от льготных перевозок, вследствие чего местные органы власти использовали средства субвенций на выплату компенсаций, рассчитанных с применением собственных методик, не предусмотренных законодательно. При этом учет количества перевезенных льготников не осуществлялся. Как следствие, в 2007 – 2008 годах 65,4 % субвенций использованы на компенсацию расчетно-условных объемов перевозок льготных категорий граждан; 3) в отсутствие должного контроля со стороны местных органов власти перевозчиками заявлялись к оплате завышенные объемы компенсационных выплат; 4) по состоянию на 01.01.2009 г. задолженность местных бюджетов по средствам субвенций за неуплату компенсаций предоставленных льгот по данным Госказначейства составляла 93,8 млн. грн. В то же время, по данным Минтранссвязи, задолженность за неоплаченные услуги, предоставленные предприятиями транспорта льготным категориям граждан, составляет 613 млн. грн. Существенными причинами такой ситуации, по мнению Счетной палаты, является отсутствие законодательного регулирования порядка учета фактических поездок льготников и определения объемов компенсационных выплат транспортным предприятиям, финансирования льгот в пределах выделенных ассигнований. Проблема компенсаций за льготные перевозки остается весьма актуальной и в 2009 году. Как следует из письма Минтранссвязи от 08.05.2009 г. № 2939/05/14-09 на имя Премьер-министра Украины, помесячной росписью Госбюджета для компенсации расходов перевозчиков на льготные перевозки в январе 2009 года предусмотрено лишь 3 % от годовой суммы, а в первом полугодии – 30 %. Фактически же (по оперативным данным облгосадминистраций) в первом квартале было получено только 9,8 % от объемов субвенций, предусмотренных на 2009 год, тогда как целесообразным представляется 25 %, принимая во внимание, что льготные перевозки осуществляются равномерно на протяжении года.
Бухгалтерский учет получения субвенций В отличие от МСФО, где признанию и отражению в отчетности государственных трансфертов посвящен отдельный стандарт – МСФО 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи», в национальных стандартах бухгалтерского учета учет государственных субсидий находится в сфере регулирования П(С)БУ 15. В соответствии с п. 19 П(С)БУ 15 целевое финансирование (а субвенции, получаемые перевозчиками в качестве компенсации за льготные перевозки, по сути являются целевым финансированием) для компенсации расходов (убытков), которые понесло предприятие, и финансирование для предоставления поддержки предприятию без установления условий его использования на выполнение в будущем определенных мероприятий признаются дебиторской задолженностью с одновременным признанием дохода. Таким образом, перевозчик в момент получения права на компенсацию из местного бюджета отражает субвенцию проводками Дт 36 (37) – Кт 48 и Дт 48 – Кт 718. Однако необходимо отметить, что в условиях регулярного недофинансирования местных бюджетов перевозчикам следует очень осторожно подходить к признанию дебиторской задолженности, критически оценивая вероятность получения экономических выгод от подобного актива. В случае если нет обоснованной уверенности в получении соответствующей компенсации из местного бюджета, доход, связанный с получением субвенции, должен признаваться в момент ее фактического получения: Дт 311 – Кт 48 и Дт 48 – Кт 718.
Налоговый учет Налог на прибыль Пунктом 4.1.6 Закона о прибыли установлено, что валовой доход налогоплательщика включает суммы дотаций и субсидий из фондов общеобязательного государственного социального страхования или бюджетов, полученных таким налогоплательщиком. Закон не дает определения терминов «дотации» и «субсидии» для целей налогообложения. В то же время, как следует из Разъяснений по использованию экономической классификации расходов бюджета, субсидии и текущие трансферты предприятиям (код 1310) представляют собой текущие платежи юридическим лицам, которые включают субсидии хозрасчетным предприятиям, учреждениям и организациям; субсидии предприятиям и организациям сельского хозяйства; субсидии на покрытие убытков предприятий; государственная поддержка предприятий; прирост оборотных средств; государственная поддержка общественных организаций и прочие субсидии. Таким образом, на взгляд «Б&З», средства, получаемые перевозчиком в качестве компенсации за перевозки льготных категорий граждан, подпадают под действие данной нормы Закона. При этом сумма полученной из местного бюджета компенсации включается перевозчиком в состав валовых доходов в периоде получения такой компенсации (пп. 11.3.5 Закона о прибыли).
Единый налог Субъекты предпринимательской деятельности, выбравшие упрощенную систему налогообложения, должны включать сумму компенсации в состав объекта обложения единым налогом, поскольку по сути она является выручкой от предоставления услуг по перевозке пассажиров.
НДС В соответствии с пп. 5.1.13 Закона о НДС освобождаются от обложения операции по предоставлению услуг по перевозке лиц пассажирским транспортом (кроме таксомоторов) в пределах населенного пункта, тарифы на которые регулируются органом местного самоуправления согласно его компетенции, определенной законом. Таким образом, сумма полученных субвенций не подлежит у перевозчика обложению налогом на добавленную стоимость, если им предоставлялись льготным категориям пассажиров услуги, приведенные в вышеуказанном подпункте Закона. В остальных случаях услуги по перевозке пассажиров на таможенной территории Украины (кроме транзитных) являются объектом обложения НДС.
автор: Сергей Касаткин, аудитор
Правовой глоссарий: 1. Закон о ценообразовании – Закон Украины «О ценах и ценообразовании» от 03.12.90 г. № 507-XII. 2. Закон о содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине – Закон Украины «О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине» от 05.02.93 г. № 2998-XII. 3. Закон о статусе ветеранов войны – Закон Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты» от 22.10.93 г. № 3551-XII. 4. Закон о социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы – Закон Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» от 28.02.91 г. № 796-XII. 5. Закон об автомобильном транспорте – Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III. 6. Закон о железнодорожном транспорте – Закон Украины «О железнодорожном транспорте» от 04.07.96 г. № 273/96-ВР. 7. Бюджетный кодекс – Бюджетный кодекс Украины от 21.06.2001 г. № 2542-III. 8. Закон о НДС – Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР. 9. Закон о прибыли – Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.97 г. № 283/97-ВР. 10. Закон о госбюджете на 2009 год – Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2009 год» от 26.12.2008 г. № 835-VI. 11. Закон о госбюджете на 2008 год – Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 28.12.2007 г. № 107-VI. 12. Порядок финансирования расходов местных бюджетов – Порядок финансирования расходов местных бюджетов на осуществление мероприятий по выполнению государственных программ социальной защиты населения за счет субвенций из государственного бюджета, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 04.03.2002 г. № 256. 13. Постановление № 1548 – постановление Кабинета Министров Украины «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов по регулированию цен (тарифов) от 25.12.96 г. № 1548. 14. Постановление о бесплатном проезде пенсионеров – постановление Кабинета Министров Украины «О бесплатном проезде пенсионеров на транспорте общего пользования» от 17.05.93 г. № 354. 15. Разъяснения по использованию экономической классификации расходов бюджета – Разъяснения по использованию экономической классификации расходов бюджета, утвержденные приказом Госказначейства от 04.11.2004 г. № 194. 16. Приказ № 205 – приказ Минтранссвязи «Об утверждении Тарифов на перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом на внутреннем сообщении» от 23.02.2009 г. № 205. 17. Приказ № 306 – приказ Минтранссвязи «Об утверждении Тарифов на перевозки пассажиров, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом на международном сообщении» от 19.03.2008 г. № 306. 18. Порядок формирования тарифов на услуги городского электрического транспорта (трамвай, троллейбус) – Порядок формирования тарифов на услуги городского электрического транспорта (трамвай, троллейбус), утвержденный приказом Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины от 25.07.2007 г. № 96. 19. Порядок формирования тарифов на услуги городского электрического транспорта (метрополитен) – Порядок формирования тарифов на услуги городского электрического транспорта (метрополитен), утвержденный приказом Минтранссвязи от 05.03.2007 г. № 191. 20. Методические рекомендации определения уровня тарифов на услуги пассажирского автотранспорта общего пользования – Методические рекомендации определения уровня тарифов на услуги пассажирского автотранспорта общего пользования, утвержденные приказом Минтранссвязи от 25.06.2003 г. № 461. 21. Методические рекомендации по расчету тарифов на услуги городского электротранспорта – Методические рекомендации по расчету тарифов на услуги городского электротранспорта, утвержденные приказом Министерства по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины от 25.03.2008 г. № 71. 22. План подготовки регуляторных актов в Минтранссвязи на 2009 год – План подготовки регуляторных актов в Минтранссвязи на 2009 год, утвержденный приказом Минтранссвязи от 11.12.2008 г. № 1505.
|