Главная Услуги Бланки Консультации Справочники

Общее

Семейная бухгалтерская фирма

ЧП "Запад-сервис плюс"

Директор

Константин Матусевич

063 247-01-18

067 825-34-53

vs100.buh@gmail.com

Звоните прямо сейчас

Я действительно решаю Ваши проблемы

 

Услуги

Бухгалтерские услуги

Запуск бухгалтерского и налогового учета (для только созданных бизнесов и стартапов)

Кадровый учет и расчет заработной платы

Аудиторские услуги

Консалтинговые услуги

Юридические услуги

Регистрация предприятий

 

Бланки отчетов

Бланки договоров

Консультации

Справочники

Умные приказы

Программное обеспечение

 

Правовая информация о сайте

Полезные ссылки

 

О группе компаний

Ассоциация

Бухгалтерская служба

Аудиторская служба

Адвокатское бюро

 

Контакты


Информация для души

Украина

Юмор

 

Вход для клиентов

Логин:
Пароль:

Грузовые международные автоперевозки: некоторые аспекты организации и учета Лига 2009-11-15

Версия для печати

Грузовые международные автоперевозки:
некоторые аспекты организации и учета

Бухгалтер&Закон 09.11.2009 – 15.11.2009, № 24 (24)

 

   

Общие условия перевозки определяются ГКУ, специальными законами в сфере транспортной деятельности и т. п. По договору может осуществляться перевозка грузов, пассажиров, багажа, почты. При выполнении международных перевозок следует учитывать и нормы действующих международных договоров, участницей которых является Украина. 

В частности, для перевозок грузов в международном сообщении требуется специальное разрешение на право использования транспортного средства для перевозки по территории иностранного государства или, например, сертификаты, подтверждающие соответствие автомобиля требованиям уровня ЕВРО-2. О некоторых особенностях организации и осуществлении международных перевозок рассказывает «БУХГАЛТЕР & ЗАКОН»...

 

Общие положения

Напомним, что предоставление услуг по перевозкам грузом автомобильным транспортом подлежит лицензированию (п. 33 ст. 9 Закона № 1775). Общие требования к осуществлению такого вида деятельности установлены Лицензионными условиями № 9/119.

Предприятию, которое намеревается осуществлять международные перевозки грузовыми автомобилями, прицепами и полуприцепами, необходимо получить соответствующую лицензию (п. 1.8 Лицензионных условий № 9/119). Причем такая лицензия дает право на предоставление транспортных услуг в Украине по внутренним перевозкам (п. 1.9 Лицензионных условий № 9/119).

Отметим, что организационные, технические и квалификационные требования к осуществлению работ по предоставлению услуг по международным перевозкам грузов грузовыми автомобилями, прицепами, полуприцепами содержатся в разделе 9 Лицензионных условий № 9/119.

В частности, транспортные предприятия – лицензиаты обязаны:

1) иметь опыт работы на внутренних перевозках (на договорных условиях) не менее 3-х лет;

2) выполнять требования межгосударственных конвенций и соглашений, регламентирующих выполнение международных автомобильных перевозок, участницей которых является Украина. При этом в международных соглашениях понимают:

• под международными автомобильными перевозками – любые автомобильные перевозки с пересечением, по крайней мере, одной границы;

• под прицепом – любое транспортное средство, предназначенное для его буксировки автомобилем;

• под полуприцепом – любой прицеп, предназначенный для сцепления с автомобилем таким образом, чтобы часть его опиралась на автомобиль и последний нес на себе значительную часть веса полуприцепа и его груза;

3) выполнять требования национального законодательства стран, на территориях которых осуществляются перевозки грузов;

4) выполнять нормы по периодам управления, отдыха и перерывов согласно требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (далее – Европейское соглашение);

5) использовать сертифицированные и разрешенные для использования автотранспортные средства.

На автомобильное транспортное средство должно быть установлено контрольное устройство (тахограф), используемое в соответствии с требованиями Европейского соглашения.

Контрольное устройство – это оборудование, предназначенное для установки на дорожных транспортных средствах в целях показания или регистрации в автоматическом или полуавтоматическом режиме данных о движении этих транспортных средств или об определенных периодах работы их водителей. Требования к конструкции, проверке, установке и инспекции такого контрольного устройства приведены в приложении 1 к Европейскому соглашению.

Если на автотранспортных средствах в международном сообщении будут перевозить опасные грузы, они должны соответствовать требованиям, предусмотренным Европейским Соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов.

Еще один важный аспект организации и осуществления международных автоперевозок грузов: лицензиаты обязаны допускать к перевозкам водителей автомобильных транспортных средств, на которых оформлены:

– международное удостоверение водителя на право управления автомобильными транспортными средствами категории «C», с прицепами и полуприцепами категории «E», образец которого утвержден Постановлением № 47;

– справка о прохождении обязательного медицинского осмотра;

– страховой документ, подтверждающий личное страхование водителя от несчастных случаев на транспорте.

 

Организация международных перевозок грузов

Мы уже упоминали о том, что перевозку грузов в международном сообщении перевозчики осуществляют в соответствии с международными договорами Украины по вопросам международных автомобильных перевозок.

В этой связи отметим следующее.

При выполнении международных перевозок грузов резиденты Украины должны иметь в т. ч. и разрешения стран, по территории которых будет осуществляться перевозка; сертификат соответствия относительно безопасности движения, экологической безопасности и энергосбережения требованиям стран, по территории которых будет осуществляться перевозка.

Выдача соответствующих разрешительных документов на международные перевозки грузов осуществляется Минтрансом с учетом требований законодательства Украины и законодательства страны, по территории которой будет осуществляться перевозка.

Разрешительные документы Европейской Конференции Министров Транспорта (далее – ЕКМТ) распределяются на конкурсных началах с учетом уровня безопасности движения и экологической безопасности транспортных средств, внедренных в европейских странах, эффективности их использования. Опять-таки, порядок проведения конкурса и выдачи разрешительных документов ЕКМТ устанавливает Минтранс.

Распределение, оформление, выдача и использование разрешений ЕКМТ осуществляется в соответствии с Порядком № 757.

Итак, перевозка грузов автотранспортом по территориям иностранных государств или транзитом через их территории выполняется украинскими перевозчиками в соответствии с положениями межправительственных соглашений на основе должным образом оформленных разрешений, если другой порядок не предусмотрен положениями межправительственных соглашений.

Разрешение – это документ, который выдается международным автомобильным перевозчикам для въезда, транзитного проезда через территорию Договорных Сторон, а также для осуществления других видов перевозок, предусмотренных положениями двусторонних соглашений о международном автомобильном сообщении.

Оформление и выдачу разрешений на поездку по территориям иностранных государств при выполнении международных перевозок грузов автомобильным транспортом в международном соединении осуществляет ГП «СМАП» (http://smap.gov.ua).

ГП «СМАП» оформляет и выдает соответствующие разрешения перевозчикам (юридическим и физическим лицам Украины) при условии наличия на борту автотранспортного средства лицензионной карточки и соответствия транспортных средств установленным техническим нормам, указанным на бланке разрешения.

Оформление и выдачу разрешений на выполнение перевозок грузов проводят отделения ГП «СМАП» по факту прибытия автотранспортного средства, которое выполняет перевозку, при выезде из Украины при предъявлении:

– лицензионной карточки, регистрационных документов на транспортное средство, удостоверения водителя и документов на груз;

– копии свидетельства о государственной регистрации юридического лица или физического лица – предпринимателя;

– копии свидетельства о регистрации плательщика НДС (кроме перевозчиков, работающих на едином налоге).

Перевозчик обеспечивается только разрешениями, необходимыми ему для конкретной поездки.

При оформлении разрешений в них заносятся следующие реквизиты:

– наименование перевозчика и его адрес;

– регистрационный номер автомобильного транспортного средства;

– подпись и номерной штамп должностного лица ГП «СМАП», которое оформило разрешение;

– дата выдачи.

Бланки иностранных разрешений после их использования подлежат обязательному возврату перевозчиками в отделы ГП «СМАП» и их участки, за исключением разрешений на перевозку грузов по территории Австрии, которые перевозчик сдает в месте их получения (в пункте пропуска через государственную границу Австрии).

Разрешения могут быть следующих видов:

1) двустороннее – разрешение, которое дает право на осуществление поездки с грузом или без него между пунктом, расположенным на территории Украины, и пунктом, расположенным на территории иностранного государства;

2) транзитное – разрешение, дающее право на осуществление поездки с грузом или без него через территорию государства, указанного в разрешении, которая не является страной погрузки или разгрузки, в прямом и в обратном направлении;

3) универсальное – разрешение, которое дает право на осуществление поездки с грузом или без него как транзитом, так и в двустороннем соединении (в прямом и в обратном направлении).

4) в/из третьих стран – разрешение, которое дает право на осуществление поездки с грузом из пункта, расположенного на территории государства, которое указано в разрешении, в третье государство или из третьего государства в пункт, расположенный на территории государства, которое указано в разрешении.

При дефиците разрешений Минтранс может устанавливать ограничение на выдачу разрешений на поездку по территориям отдельных иностранных государств некоторых категорий транспортных средств.

Подробнее о перечне документов, которые украинским перевозчикам необходимо подать для участия в конкурсе на получение разрешений ЕКМТ на 2010 год, можно узнать по адресу: http://smap.gov.ua/pr_ekmt/.

Разрешения иностранных государств, которые получаются сверх установленной квоты, оформляются и выдаются перевозчикам на автомобильные транспортные средства, которые соответствуют требованиям «особенно зеленому и безопасному» и «ЕВРО-3 безопасному» грузового автомобиля.

Перевозчик является ответственным за правильное использование, хранение и своевременное возвращение полученного разрешения. Передача разрешения другому перевозчику или получение разрешения от лица, которое не предусмотрено Порядком № 757, а также внесение любых исправлений в разрешение запрещается.

Перевозчики, нарушившие нормы, определенных законодательством и/или  Порядком № 757, лишаются права получения разрешений сроком на 1 квартал.

 

Некоторые другие требования к международному автомобильному перевозчику грузов

Резиденты Украины, осуществляющие международные перевозки грузов, должны иметь предусмотренную законодательством документацию и обеспечивать все виды обязательного страхования в соответствии с законодательством Украины.

К международным перевозкам грузов допускаются резиденты Украины, которые сдали обязательный письменный экзамен на профессиональную пригодность в порядке, определенном центральным органом исполнительной власти по вопросам автомобильного транспорта.

 

Ответственность перевозчиков

В частности, за предоставление услуг по перевозкам грузов без оформления документов, перечень которых определен ст. 39 и ст. 48 Закона № 2344, взимают штраф в размере 100 НМДГ (1700 грн.).

За управление транспортными средствами при осуществлении международных автомобильных перевозок без контрольных устройств (тахографов) регистрации режимов труда или отдыха водителей транспортных средств или с выключенными такими контрольными устройствами (тахографами) или без ежедневных регистрационных листков режимов труда и отдыха взимается штраф в размере 40 НМДГ (680 грн.).

За осуществление водителями международных автомобильных перевозок без опознавательных знаков государства регистрации транспортного средства предусмотрен штраф в размере 20 НМДГ (340 грн.).

При совершении одним лицом двух или больше правонарушений штраф взыскивается за каждое правонарушение отдельно.

 

Особенности документального оформления перевозок

При международных перевозках используются различные внешнеторговые документы: транспортные (коносамент, товарно-транспортные накладные, грузовой манифест и др.), товаросопроводительные, расчетные и пр. документы.

В соответствии со ст. 9 Закона № 1955 перевозка грузов сопровождается товарно-транспортными документами:

• авиационной грузовой накладной (Air Waybill);

• международной автомобильной накладной (CMR);

• накладной СМГС (накладной УМВС);

• коносаментом (Bill of Lading);

• накладной ЦИМ (CIM);

• грузовой ведомостью (Cargo Manifest).

Из транспортных документов в международных перевозках наиболее распространена международная автодорожная товарно-транспортная накладная формы CMR. Она используется при перевозках на основании положений Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) и применяется к любому договору дорожной перевозки грузов в случае, когда место погрузки груза и место доставки груза, указанные в контракте, находятся на территории двух разных государств, из которых хотя бы одно – участник данной Конвенции.

Накладную CMR составляют в трех экземплярах, первый из которых передается отправителю, второй сопровождает груз, а третий остается у перевозчика.

Накладная CMR содержит следующие реквизиты:

– место и дата составления;

– имя и адрес отправителя;

– имя и адрес транспортного агента;

– место и дата принятия груза к перевозке и место его доставки;

– имя и адрес получателя;

– принятое обозначение характера груза и тип его упаковки и, в случае перевозки опасных грузов, их общепринятое обозначение;

– количество грузовых мест, их особая разметка и номера;

– вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза;

– связанные с перевозкой расходы (стоимость перевозки, дополнительные расходы, пошлина и таможенные сборы, а также другие расходы с момента заключения договора до сдачи груза);

– инструкции, необходимые для прохождения таможенного контроля, и другие;

– указание, что перевозка независимо от любого предостережения осуществляется согласно требованиям, установленным Конвенцией.

В случае необходимости накладная CMR также должна содержать данные, предусмотренные п. 2 ст. 6 Конвенции КДПГ.

Накладная CMR, если не доказано обратное, имеет силу договора относительно его условий и удовлетворения принятия груза перевозчиком. В ее графах 22 и 23 содержатся реквизиты «Подпись и штамп отправителя» и «Подпись и штамп перевозчика».

Отметим еще одну особенность накладной CMR. Часто у перевозчиков возникают вопросы, должны ли они для подтверждения возмещения НДС предоставлять налоговому органу оригинал такой накладной?

В этой связи скажем, что нормы пп. 6.2.4 Закона о НДС не требуют никаких документов для подтверждения применения нулевой ставки НДС.

В соответствии с пп. 7.7.4 Закона о НДС налогоплательщик, который имеет право на получение бюджетного возмещения и принял решение о возврате полной суммы бюджетного возмещения, подает соответствующему налоговому органу налоговую Декларацию по НДС и заявление о возвращении такой полной суммы бюджетного возмещения.

К Декларации прилагаются расчет суммы бюджетного возмещения, копии погашенных налоговых векселей (налоговых расписок) в случае их наличия и оригиналов пятых основных листов (экземпляров декларанта) грузовых таможенных деклараций в случае проведения экспортных операций.

Проведение документальной невыездной проверки Декларации по НДС с заявленными к возмещению из бюджета суммами НДС осуществляется в порядке, определенном Методическими рекомендациями, утвержденными приказом ГНА Украины от 18.08.2005 г. № 350 (далее – Методические рекомендации).

Методическими рекомендациями также не предусмотрено предоставление оригиналов накладных CMR налогоплательщиком ни для подтверждения нулевой ставки при налогообложении международных перевозок, ни при декларировании бюджетного возмещения.

Такие документы предъявляются контролирующему органу только при проведении выездных документальных проверок.

 

Особенности налогообложения международных перевозок

О новшествах, коснувшихся порядка обложения НДС международных перевозок мы рассказывали  в статье «Налогообложение услуг по международным перевозкам по-новому» («БУХГАЛТЕР & ЗАКОН», 27.07.2009 – 02.08.2009, № 09 (09)).

Сейчас мы лишь напомним основные моменты, необходимые перевозчику.

С 1 сентября 2009 года в соответствии с пп. 6.2.4 Закона о НДС нулевая ставка, в частности, распространяется на операции по международной перевозке грузов автомобильным транспортом как за пределами Украины, так и на территории Украины на расстоянии между пунктом таможенного оформления и пересечения государственной границы Украины.

Если налогоплательщик предоставляет сплошную (неделимую) услугу по международной перевозке автомобильным транспортом грузов, то для целей налогообложения стоимость такой услуги разделяется пропорционально отрезкам перевозки, относительно которых установлены разные ставки обложения НДС или освобождения от налогообложения.

Определение сплошной (неделимой) услуги по международной перевозке грузов приведено в п. 1.22 Закона о НДС.

При предоставлении сплошной (неделимой) услуги по международной перевозке грузов автомобильным транспортом часть, определенная в пп. 3.1.1 Закона о НДС, подлежит налогообложению по ставке 20 %, а часть маршрута, определенная его пп. 6.2.4, – по ставке 0 %.

С учетом этого автоперевозчик должен распределить общую стоимость международной перевозки пропорционально фактическим отрезкам перевозки, отдельно на:

– стоимость перевозки от пункта отправления груза на таможенной территории Украины до пункта его таможенного оформления или от пункта таможенного оформления груза до пункта назначения (доставки) на таможенной территории Украины;

– стоимость перевозки от пункта (места) таможенного оформления груза до пункта назначения (доставки) за пределами государственной границы Украины, между пунктами, которые находятся за пределами государственной границы Украины или от пункта его отправления (принятия для перевозки) за пределами государственной границы Украины до пункта (места) его таможенного оформления на территории Украины.

В соответствии с п. 9 Порядка № 165 в случае осуществления операции по поставке товаров (услуг), к которой одновременно применяется как нулевая ставка, так и ставка 20 %, налогоплательщик составляет одну налоговую накладную, в которой заполняются следующие графы:

– объемы поставки услуг по перевозке грузов, облагаемых НДС по ставке 20 %, отражаются в графе 7 налоговой накладной;

– объемы поставки услуг по перевозке грузов за пределами таможенной территории Украины, облагаемых налогом по ставке 0 %, – в графе 8 такой налоговой накладной.

автор: Елена Рыжикова, редактор

Правовой глоссарий:

1. ГКУ – Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

3. Закон № 1775 – Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

4. Закон № 1955 – Закон Украины «О транспортно-экспедиторской деятельности» от 01.07.2004 г. № 1955-IV.

5. Закон № 2344 – Закон Украины «О автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III.

6. Постановление № 47 – постановление КМУ «О утверждении образцов национальных и международного удостоверений водителей и документов, необходимых для регистрации транспортных средств» от 31.01.92 г. № 47.

7. Порядок № 757 – Порядок оформления, выдачи, использования, учета и отчетности относительно разрешений Европейской Конференции Министров Транспорта (ЕКМТ) на перевозку грузов автомобильным транспортом между странами - членами ЕКМТ, утвержденный приказом Минтранса от 20.08.2004 г. № 757.

8. Порядок № 165 – Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 165.

9. Лицензионные условия № 9/119 – Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности по предоставлению услуг по перевозкам пассажиров и грузов автомобильным транспортом в соответствии с видами работ, определенными Законом Украины «Об автомобильном транспорте», утвержденные приказом Госкомпредпринимательства, Минтранссвязи от 01.02.2008 г. 9/119.

 

 

© Группа компаний VS
Создание сайта: КЛЯКСА incorporated;)