| Представительства нерезидентов в Украине Лига 2010-03-10Представительства нерезидентов в Украине Бухгалтер&Закон 01.03.2010 – 07.03.2010, № 09 (40)
Статус иностранного представительства Согласно ст. 5 Закона о ВЭД иностранные субъекты хозяйственной деятельности, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность на территории Украины, имеют право на открытие своих представительств на территории Украины. В ст. 1 Закона о ВЭД применяется следующее определение: представительство иностранного субъекта хозяйственной деятельности – это учреждение или лицо, которое представляет интересы иностранного субъекта хозяйственной деятельности в Украине и имеет на это надлежащим образом оформленные соответствующие полномочия. В «лучших» традициях нашего законодательства нормативные акты в сфере налогового права содержат свои определения, которые, как правило, отличаются от всех остальных. Случай с иностранными представительствами – не исключение. Поэтому с целью определения налоговых последствий для субъекта хозяйствования п. 1.17 Закона о прибыли содержит несколько иной термин: постоянное представительство нерезидента в Украине – это постоянное место деятельности, через которое полностью или частично осуществляется хозяйственная деятельность нерезидента на территории Украины. К постоянным представительствам, в частности, относятся: место управления, филиал, офис, завод, фабрика, мастерская, шахта, нефтяная или газовая буровая скважина, карьер или другое место разведки или добычи полезных ископаемых. Также понятие «постоянное представительство» содержит п. 1.2 Инструкции № 492: постоянные представительства – это представительства юридических лиц – нерезидентов (иностранных компаний, фирм, международных организаций, которые представляют интересы юридических лиц – нерезидентов в Украине), через которые полностью или частично осуществляется предпринимательская деятельность нерезидента на территории Украины. Вместе с тем ни один из этих законодательных актов не содержит определения непостоянного (или временного) представительства. Но в п. 1.3 Положения № 293 и в п. 1.8 Инструкции № 492 упоминается о представительствах иностранных организаций и фирм, которые не осуществляют хозяйственную деятельность в Украине. Следовательно, можно сделать вывод о существующем разделении представительств на те, которые осуществляют хозяйственную деятельность в Украине (или постоянные), и те, которые не осуществляют хозяйственной деятельности (также на практике называемые некоммерческими). Далее рассмотрим, какие же отличия в порядке регистрации ожидают представительства в зависимости от выбранного статуса. Впервые требование регистрации нерезидентов появилось в ст. 5 Закона о ВЭД: «регистрацию представительств других иностранных субъектов хозяйственной деятельности осуществляет центральный орган исполнительной власти по вопросам экономической политики на протяжении шестидесяти рабочих дней со дня представления иностранным субъектом хозяйственной деятельности документов на регистрацию». На сегодняшний день этим органом является Минэкономики Украины. На выполнение вышеуказанной нормы Закона о ВЭД Минэкономики разработана Инструкция № 30. В соответствии с п. 2 Инструкции № 30 иностранный субъект хозяйствования для открытия представительства на территории Украины предоставляет в Минэкономики следующие документы: – заявление с просьбой о регистрации представительства, составленное в произвольной форме (с обязательным указанием того, представительство какого вида – с правом хозяйственной деятельности или без права – вы приняли решение зарегистрировать); – выписку из торгового (банковского) реестра страны местонахождения официально зарегистрированного главного органа управления (конторы) иностранного субъекта хозяйственной деятельности; – справку из банковского учреждения, в котором официально открыт счет иностранного субъекта хозяйственной деятельности (в банке в зависимости от вида представительства открывается счет либо типа «Н» – для некоммерческих представительств, либо типа «П» – для коммерческих); – доверенность на осуществление представительских функций в Украине, оформленную согласно законам страны, в которой официально зарегистрирован главный орган управления (контора) иностранного субъекта хозяйствования; – копию особого разрешения государственных учреждений страны местонахождения иностранного субъекта хозяйствования (если в соответствии с законодательством этой страны требуется такое разрешение). Вышеуказанные документы должны быть нотариально удостоверены по месту их выдачи и легализованы в консульских учреждениях Украины либо удостоверены путем проставления апостиля, если международными договорами Украины не предусмотрено иное. Они сопровождаются переводом на украинский язык, который заверяется официальным переводчиком. Данные документы должны быть выданы (составлены) не ранее 6 месяцев до момента их представления в Минэкономики. При этом заявление о регистрации представительства должно быть рассмотрено после представления всех необходимых документов, но не позднее чем через шестьдесят рабочих дней с момента уплаты государственной пошлины. В дополнение к данной Инструкции № 30 Минэкономики приказом от 14.08.2009 г. № 888 утвердило Стандарт предоставления административной услуги по регистрации представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности (далее – Стандарт). Этот Стандарт не противоречит Инструкции № 30 и более подробно разъясняет механизм регистрации с указанием сроков. При этом в его п. 8 отмечается, что размер платы за выдачу Свидетельства составляет 2500,00 долларов США. Отметим, что плата за регистрацию в размере 2500 долларов США была установлена уже довольно давно и до этого была указана в п. 4 Инструкции № 30. Пока вроде бы все просто и понятно. Далее представительство в зависимости от своего статуса должно зарегистрироваться в налоговых органах. Поэтому забываем на время классификацию для Минэкономики и вспоминаем об определении иностранных представительств с целью налогообложения. Постоянные представительства, указанные в п. 1.17 Закона о прибыли, обязаны до начала своей хозяйственной деятельности стать на учет в налоговом органе по своему местонахождению в порядке, установленном центральным налоговым органом Украины (п. 2.5 ст. 2 Закона о прибыли). Таким установленным порядком является Положение № 293. В п. 1.3 данного Положения указано, что его действие не распространяется на представительства иностранных организаций и фирм, которые не осуществляют хозяйственной деятельности в Украине. Казалось бы, в данном пункте говорится о том же статусе представительства, который определяется при регистрации в Минэкономики. Но у налоговых органов своя интерпретация этого понятия. Существует разъяснительное письмо ГНАУ от 28.07.98 г. № 8159/11/15-2116 (довольно «старенькое», но вместе с тем действующее до сих пор), в котором отмечено, что п. 1.3 Положения 293 касается только учреждений и организаций, которые имеют дипломатический статус или иммунитет в соответствии с международными договорами Украины. В результате выходит, что в налоговом органе регистрируются практически все без исключения представительства нерезидентов. А так как другого определения, кроме как «постоянное представительство», налоговое законодательство не содержит, то все без исключения регистрируются как постоянные представительства. Вот и получается нестыковка на практике: независимо от того, какой статус указало представительство при регистрации в Минэкономики, в налоговой оно все равно получит статус «постоянного». Не позднее 20 дней с дня принятия решения о регистрации и взятии на учет постоянного представительства как плательщика налога налоговый орган присваивает ему регистрационный номер и включает в Реестр. Присвоение регистрационных номеров проводится на основании Порядка № 380. Этот Порядок регламентирует ведение Временного реестра ГНАУ (далее – ВРГНАУ). Однако жесткий и однобокий подход в отношении классификации иностранных представительств законодатели попытались смягчить п. 22.20 Закона о прибыли, который гласит: «В связи с введением обязательной регистрации постоянных представительств нерезидентов в качестве налогоплательщиков государственная регистрация таких постоянных представительств нерезидентов с момента вступления в силу этого Закона не применяется в том числе в Министерстве внешних экономических связей и торговли Украины или других органах государственной власти».* ____________ В подтверждение данной нормы Минэкономики Украины в письмо от 07.08.2007 г. № 135-25/1079 отмечает, что в связи с введением обязательной регистрации постоянных представительств нерезидентов налоговыми органами, госрегистрация таких постоянных представительств не применяется ни в Минэкономики, ни в других органах государственной власти. А Минэкономики согласно п. 2 Инструкции № 30 по желанию иностранного субъекта хозяйственной деятельности регистрирует представительства без намерения осуществления хозяйственной деятельности на территории Украины. Казалось бы, и на том спасибо за сэкономленное время и, что особенно важно, 2500 долларов США. Только пока не понятно, почему не внесены соответствующие изменения в Закон о ВЭД и в Инструкцию № 30. Следующий шаг в регистрации представительств – необходимость получения кода ЕГРПОУ. Основанием для включения в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины является пункт 13 Положения о ЕГРПОУ, утвержденного постановлением КМУ от 22.01.96 г. № 118, который отмечает, что: «подразделение иностранного юридического лица в Украине для включения в Реестр в десятидневный срок после регистрации подает соответствующему органу государственной статистики свидетельство о регистрации, доверенность на осуществление представительных функций, положение о деятельности обособленного подразделения и заполненную учетную карточку для включения в Реестр». Эта необходимость подтверждается Госкомпредпринимательства в письме от 25.09.2006 г. № 6890 и Госкомстатом Украины в письме от 14.09.2006 г. № 18-14/245. Остается открытым вопрос, о какой регистрации идет речь в пункте 13 Положения о ЕГРПОУ. В письме Госкомстата Украины от 14.09.2006 г. № 18-14/245 указывается, что имеется в виду именно регистрация в Министерстве экономики Украины в соответствии с Законом о ВЭД. Что же получается: спасибо сказали преждевременно и 2500 долларов США не сэкономили? Также необходимость регистрации представительства именно в Минэкономики (независимо от регистрации в налоговых органах) подтверждается и другими нормативными актами. Рассмотрим, какими именно. Как правило, субъект хозяйствования не может обойтись без персонала. Поэтому представительству нерезидента необходимо будет зарегистрироваться в фондах социального страхования и Пенсионом фонде. Так как на иностранное представительство не распространяется действие Закона № 755, регистрироваться во всех фондах придется самостоятельно.
1. Пенсионный фонд Согласно пп. 2.1.1 Инструкции № 21-1 плательщиками страховых взносов являются в том числе: иностранные дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, филиалы, представительства, другие обособленные подразделения иностранных предприятий и организаций, международных организаций, расположенных на территории Украины. Согласно пп. 3.1.3 указанной Инструкции среди прочих документов для регистрации следует подать свидетельства о регистрации представительства нерезидента, выданного центральным органом исполнительной власти по вопросам экономической политики. Это ничто иное, как очередное подтверждение необходимости регистрации представительства в Минэкономики. Это же требование дублируется и при регистрации в остальных фондах социального страхования:
2. Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины: «...Субъекты хозяйствования ... обязаны встать на учет как плательщики страховых взносов в рабочих органах исполнительной дирекции Фонда по местонахождению в десятидневный срок со дня их регистрации согласно Закону Украины «О внешнеэкономической деятельности». ... Субъекты хозяйствования ... подают в рабочие органы исполнительной дирекции Фонда по местонахождению заявление ... и заверенные в установленном законодательством порядке или ответственным лицом рабочего органа исполнительной дирекции Фонда копии таких документов: – свидетельства о регистрации представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности, выданного центральным органом исполнительной власти по вопросам экономической политики» (п. 3.5 Инструкции № 36).
3. Фонд социального страхования по временной утрате трудоспособности Согласно Инструкции № 16: «2.1. Обязательному взятию на учет в качестве страхователя Фонда подлежат: ... 2.1.4. Расположенные в Украине иностранные предприятия, учреждения, организации (в том числе международные), филиала и представительства, которые используют работу нанимаемых работников, если другое не предусмотрено международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлена Верховной Радой Украины. ... 2.6. Юридические лица, их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, которые согласно законодательству не имеют идентификационного кода согласно Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины, физические лица без статуса предпринимателя, субъекты хозяйственной деятельности, относительно которых к органам Фонда не поступили сведения от государственного регистратора, физические лица – предприниматели, которые используют наемный труд, но к органам Фонда не поступала информация об их регистрации как предпринимателей или о регистрации ими трудовых договоров с наемными работниками, для взятия на учет в органах Фонда подают следующие документы: 2.6.1. Субъекты хозяйственной деятельности, указанные в подпунктах 2.1.1, 2.1.2, 2.1.4 и пункте 2.2 этой Инструкции: ... заверенные ответственным лицом органа Фонда копии таких документов: свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности...». Вот еще одно доказательство необходимости регистрации. Хотя справедливости ради стоит отметить, что четкого указания именно на Минэкономики нет.
4. Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы Согласно Инструкции № 299: «3.2. Страхователи, на которых не распространяется действие Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физический лиц – предпринимателей», берутся на учет в рабочих органах исполнительной дирекции Фонда по своему местонахождению (местожительству) не позднее следующего рабочего дня с момента получения от них заявления. Заявление указанными страхователями подается в 10-дневной срок со дня: регистрации представительства нерезидента центральным органом исполнительной власти по вопросам экономической политики... 3.3. Для взятия на учет в рабочих органах исполнительной дирекции Фонда страхователи, на которых не распространяется действие Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физический лиц – предпринимателей», и физический лица – предприниматели вместе с заявлением подают заверенные ответственным лицом центра занятости копии таких документов: 1) юридические лица: справки о внесении в Государственный реестр предприятий и организаций Украины (код за ЄДРПОУ); одного из таких документов: свидетельства о регистрации нерезидента, выданного центральным органом исполнительной власти по вопросам экономической политики; свидетельства о регистрации структурной ячейки общественной (неправительственной) организации зарубежного государства в Украине; свидетельства о государственной регистрации представительства иностранного банка, выданного Национальным банком Украины; свидетельства о регистрации военной части...». И заметьте, ни слова о возможности подачи справки, выданной органами ГНА, вместо свидетельства о регистрации в Минэкономики. Поэтому, основываясь на вышеуказанных нормативных актах, можно сделать вывод, что нерезиденту, пожелавшему открыть в Украине свое представительство, независимо от того, планирует ли он осуществлять хозяйственную деятельность или нет, придется пройти весь путь регистрации в Министерстве экономики, органах ГНА, органах статистики и фондах социального страхования (при условии найма работников). Надеемся, что наша консультация поможет вам, несмотря на все нестыковки в законодательстве, разобраться в практической процедуре регистрации представительства. автор: Ольга Костина, консультант Правовой глоссарий: 1. Закон о ВЭД – Закон Украины «О внешнеэкономической деятельности» от 16.04.91 г. № 959-XII. 2. Закон о прибыли – Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий», в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР. 3. Закон № 755 – Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» от 15.05.12003 г. № 755-IV. 4. Инструкция № 492 – Инструкция о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденная постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492. 5. Положение № 293 – Положение о порядке регистрации и учета постоянных представительств нерезидентов в Украине как налогоплательщиков на прибыль, утвержденное приказом ГНАУ от 12.08.97 г. № 293. 6. Инструкция № 30 – Инструкция о порядке регистрации представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности в Украине, утвержденная приказом МВСТорга Украины от 18.01.96 г. № 30. 7. Порядок № 380 – Порядок присвоения регистрационных (учетных) номеров плательщиков налога, утвержденный приказом ГНАУ от 03.08.98 г. № 380. 8. Инструкция № 21-1 – Инструкция о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденная постановлением Пенсионного фонда Украины от 19.12.2003 г. № 21-1. 9. Инструкция № 36 – Инструкция о порядке перечисления, учета и расходования страховых средств Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины, утвержденная постановлением Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 12.07.2007 г. № 36. 10. Инструкция № 16 – Инструкция о порядке поступления, учета и расходования средств Фонда, утвержденная постановлением Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности от 26.06.2001 г. № 16. 11. Инструкция № 339 – Инструкция о порядке исчисления и уплаты взносов на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы и учета их поступления в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, утвержденная приказом Минтруда Украины от 18.12.2000 г. № 339.
|