Главная Услуги Бланки Консультации Справочники

Общее

Семейная бухгалтерская фирма

ЧП "Запад-сервис плюс"

Директор

Константин Матусевич

063 247-01-18

067 825-34-53

vs100.buh@gmail.com

Звоните прямо сейчас

Я действительно решаю Ваши проблемы

 

Услуги

Бухгалтерские услуги

Запуск бухгалтерского и налогового учета (для только созданных бизнесов и стартапов)

Кадровый учет и расчет заработной платы

Аудиторские услуги

Консалтинговые услуги

Юридические услуги

Регистрация предприятий

 

Бланки отчетов

Бланки договоров

Консультации

Справочники

Умные приказы

Программное обеспечение

 

Правовая информация о сайте

Полезные ссылки

 

О группе компаний

Ассоциация

Бухгалтерская служба

Аудиторская служба

Адвокатское бюро

 

Контакты


Информация для души

Украина

Юмор

 

Вход для клиентов

Логин:
Пароль:

Основные аспекты организации и проведения туристической деятельности Лига 2009-07-05

Версия для печати

Основные аспекты организации и проведения туристической деятельности

Бухгалтер&Закон 29.06.2009 – 05.07.2009, № 05 (05)

 

   

Красиво отдыхать не запретишь... Давно канул в лету так называемый «дикий» или неорганизованный отдых. Большинство людей после периода праведного труда хотят отдыхать если не с королевским размахом, то с комфортом точно. Обеспечивают все необходимые условия те, кому по статусу положено это делать: туристические компании, агентства, фирмы.

Деятельность таких субъектов хозяйствования находится под пристальным вниманием государства. А главным законодательным актом, регулирующим туристическую деятельность в Украине, является Закон о туризме.

«БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» решил напомнить о некоторых основных аспектах организации туристической деятельности.

По Закону о туризме туристическая деятельность должна быть направлена на предоставление услуг по размещению, питанию, транспортировке туристов, их информационному, рекламному, бытовому обслуживанию и т. п.

Перечень туристических услуг весьма широк. Как говорил один из героев к/ф «Чародеи», сфера услуг1 не имеет конца: она бесконечна, как Вселенная.

____________
1 Применительно к нашему случаю туристических. – Прим. ред.

Туристические услуги могут предоставляться как по отдельности, так и в комплексе. В последнем случае речь идет о туристическом продукте.

Давайте вспомним, как Закон о туризме характеризует эти понятия, а заодно и некоторые другие туристические термины. Тем более что от правильного их понимания зависит не только порядок оформления договорных отношений между потребителями туристических услуг и субъектами туристической деятельности, но и порядок налогообложения последних.

Туристический продукт (далее – турпродукт) – предварительно разработанный комплекс туристических услуг (далее – туруслуги), который совмещает не меньше чем две таких услуг, реализуемых или предлагаемых для реализации по определенной цене, в состав которого входят услуги перевозки, услуги размещения и другие туруслуги, не связанные с перевозкой и размещением (услуги по организации посещений объектов культуры, отдыха и развлечений, реализации сувенирной продукции и тому подобное).

К сожалению, Закон о туризме не дает определения туруслуги – главной составляющей турпродукта. Сделаем это сами, воспользовавшись Классификатором ДК 016-97.

По определению, приведенному в нем, услуга – это результат непосредственного взаимодействия между поставщиком и потребителем и внутренней деятельности поставщика для удовлетворения нужд потребителя.

Если же говорить проще (словами Классификатора ДК 012-97), услуга – это результат трудовой деятельности, который отражается в полезном эффекте, особенной потребительской стоимости.

Сущность услуги как таковой заключается в том, что она потребляется чаще всего в месте ее предоставления. А как говорит Инструкция о форме № 9-ЗЕЗ, моментом осуществления процедуры экспорта (импорта) услуг и соответственно их учета считается дата их фактического предоставления или получения на основе принципа начисления (по выписанным счетам).

Как правило, дата регистрации таких операций совпадает со временем производства услуг.

Теперь осталось лишь переложить все вышесказанное на туристические услуги, в том числе и экспортно-импортные. И станет ясно, что любая туруслуга, в частности:

1) есть результат непосредственного взаимодействия туриста не только с субъектом туристической деятельности, но и с другими лицами, оказывающими ту или иную услугу, входящую в состав турпродукта;

2) фактически потребляется в месте ее предоставления (например, в транспорте при перевозке, в гостинице – при размещении и проживании туриста, в музее – при его посещении туристом и т. д.).

Сопутствующие туристические услуги и товары – услуги и товары, предназначенные для удовлетворения потребностей потребителей, предоставление и производство которых несущественно сократится без их реализации туристам.

Характерные туристические услуги и товары – услуги и товары, предназначенные для удовлетворения потребностей потребителей, предоставление и производство которых существенно сократится без их реализации туристам.

Закон о туризме немногословен в отношении вышеназванных услуг и товаров.

Более детально узнать о них можно из Методики № 142/394. В соответствии с ней эти два вида услуг и товаров включены в одну общую группу, называемую «Специфические туристические услуги».

В отличие от Закона о туризме Методика № 142/394 приводит перечень характерных туруслуг. Это, в частности:

1) услуги размещения;

2) услуги гостиниц и аналогичных средств размещения;

3) услуги размещения, предоставляемые бесплатно (у родственников, на даче и т. п.);

4) услуги пассажирского транспорта;

5) общественное питание и пр.;

6) услуги турагентов, туроператоров, туристических гидов и пр.

Место продажи (реализации) туристических услуг – страна, в которой зарегистрирован соответствующий субъект хозяйствования, который реализует туристический продукт.

Место предоставления туристических услуг – страна, на территории которой непосредственно предоставляются туристические услуги.

К основным субъектам туристической деятельности, осуществляющим и/или обеспечивающим туристическую деятельность, Закон о туризме относит туристических операторов (далее – туроператоры) и туристических агентов (далее – турагенты).

Туроператоры – юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Украины, для которых исключительной деятельностью является организация и обеспечение создания турпродукта, реализация и предоставление туруслуг, а также посредническая деятельность по предоставлению характерных и сопутствующих услуг и которые в соответствующем порядке получили лицензию на туроператорскую деятельность.

Туристические агенты (далее – турагенты) – юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Украины, а также физические лица – СПД, осуществляющие посредническую деятельность по реализации турпродукта туроператоров и туруслуг других субъектов туристической деятельности, а также посредническую деятельность по реализации характерных и сопутствующих услуг и которые в установленном порядке получили лицензию на турагентскую деятельность.

Как видим, туроператорами не могут быть физические лица – СПД. И это не единственное отличие между туроператорами и турагентами. Разнятся у них и другие вещи, например:

– порядок и условия лицензирования, требования к осуществлению их деятельности (см. Лицензионные условия);

– размер финансового обеспечения (ст. 15 Закона о туризме).

Вместе с тем у туроператоров и турагентов есть и много общего. Рассмотрим далее общие принципы и отличия в организации и осуществлении их деятельности.

 

Организация туристической деятельности

К основным общим организационным принципам туристической деятельности согласно разделу IV Закона о туризме относятся, в частности:

1) лицензирование;

2) сертификация и стандартизация;

3) договор на туристическое обслуживание.

Кроме соблюдения этих принципов туроператоры и турагенты должны придерживаться и других общих организационных требований к своей деятельности. В частности:

1) привлекать к предоставлению туруслуг лиц, которые отвечают квалификационным требованиям, предусмотренным Лицензионными условиями;

2) выполнять требования законодательства по обеспечению безопасности туристов, охране окружающей среды;

3) хранить в соответствии с законодательством документы, связанные с осуществлением туристической деятельности;

4) вести учетную и другую документацию и отчетность, установленную украинским законодательством.

 

Лицензирование

Согласно ст. 17 Закона о туризме туроператорская и турагентская деятельность подлежат обязательному лицензированию в соответствии с Лицензионными условиями.

«Б&З» отмечает, что лицензированный туроператор имеет преимущественные права по сравнению с турагентом.

Во-первых, такой туроператор получает исключительное право на предоставление услуг по оформлению документов для выезда за пределы Украины. Во-вторых, он может осуществлять и турагентскую деятельность без получения отдельной лицензии турагента.

Однако для субъекта хозяйствования, ставшего на нелегкий путь туроператорской деятельности, она является исключительным видом деятельности. То есть туроператор не должен заниматься другими видами деятельности, кроме тех, которые предусмотрены Законом о туризме и Лицензионными условиями.

Без наличия соответствующей лицензии ни один субъект хозяйствования не имеет права использовать в своем названии слова «туроператор» или «турагент».

Лицензионные условия выдвигают целый ряд требований, которые необходимо выполнять туроператору или турагенту, в частности квалификационные.

Надо сказать, эти требования высоки:

– руководитель туроператора, руководитель филиала, другого обособленного подразделения туроператора должен иметь высшее образование и стаж работы в сфере туризма не менее 3-х лет или высшее образование в сфере туризма;

– штат туроператора должен насчитывать не менее 50 % специалистов, имеющих стаж работы в сфере туризма не менее 3-х лет или высшее образование в сфере туризма;

– руководитель турагента, руководитель филиала, другого обособленного подразделения турагента (юридического лица) должен иметь стаж работы в сфере туризма не менее 3-х лет или высшее образование в сфере туризма;

– штат турагента (юрлица) должен насчитывать не менее 30 % специалистов, имеющих стаж работы в сфере туризма не менее 3-х лет или высшее образование в сфере туризма;

турагент – физлицо-СПД также должен иметь образование в сфере туризма.

Помимо квалификационных требований вышеперечисленные субъекты туристической деятельности обязаны соблюдать другие требования, установленные Лицензионными условиями:

– к служебному помещению (офису) для проведения туроператорской и турагентской деятельности. Граждане, посещающие офисы туроператора или турагента, должны беспрепятственно видеть: копию лицензии, дающей право таким субъектам осуществлять туроператорскую или турагентскую деятельность, копию свидетельства об их госрегистрации, копию справки банка или другого кредитного учреждения о подтверждении финансового обеспечения, сведения (ФИО) о руководителе, его заместителях, бухгалтере, менеджере туроператора или турагента и т. д.;

– к финансовому обеспечению ответственности туроператоров и турагентов. Размер такого обеспечения установлен разделом 5 Лицензионных условий, а «Б&З» напоминает, что минимальный размер финансового обеспечения туроператора составляет сумму в эквиваленте не менее 20000 евро, турагента – не менее 2000 евро.

К составлению договоров при осуществлении туристической деятельности Лицензионные условия также предъявляют индивидуальные требования.

Вместе с тем к таким договорам применяются общие положения, предусмотренные законодательством Украины. Подробнее о порядке заключения договора рассказывает статья «Договор на туристическое обслуживание».

При реализации турпродукта турагентом договор о туристическом обслуживании заключает турагент от имени и по поручению туроператора.

На основании такого договора туроператор поручает, а турагент принимает на себя за вознаграждение права и обязанности агента по реализации турпродукта на условиях договора в интересах и от имени туроператора. При этом турагент самостоятельно набирает и комплектует туристические группы.

Чаще всего по такому договору медицинское страхование туристов (от несчастного случая) обеспечивает туроператор.

 

Сертификация и стандартизация

В ст. 18 Закона о туризме сказано, что перечень туруслуг, подлежащих обязательной сертификации, а также порядок такой сертификации устанавливает Кабмин. На сегодня такого перечня нет. Тем не менее, в настоящее время подлежат сертификации гостиничные услуги и услуги питания, которые предоставляются субъектами туристической деятельности и попали в раздел 30 Перечня № 28.

 

Страхование

По ст. 16 Закона о туризме страхование туристов (медицинское и от несчастного случая) является обязательным и обеспечивается туроператорами и турагентами на основании соглашений со страховщиками. Договор страхования может быть заключен только со страховщиком, который имеет право на медицинское страхование и страхование от несчастного случая. К договору на туристическое обслуживание тогда прилагаются, в частности, копии:

– правил медицинского страхования и страхования от несчастного случая;

– страховых тарифов, заверенные руководителем страховщика;

– договора страхования туриста;

– лицензии страховщика на право осуществления медицинского страхования и страхования от несчастного случая.

Туристы могут страховать себя и самостоятельно. В этом случае они заранее уведомляют туроператора или турагента о наличии соответствующего договора. Тогда копию страхового полиса, полученную от туриста, туроператор или турагент прилагают к договору на туристическое обслуживание.

автор: Елена Рыжикова, редактор 

Правовой глоссарий:

1. Закон о туризме – Закон Украины «О туризме» от 15.09.95 г. № 324/95-ВР.

2. Приказ № 50 – приказ ГНАУ «Об утверждении порядка оформления ваучера на предоставление туристических услуг и его использования» от 06.06.2005 г. № 50.

3. Классификатор ДК 016-97 – Государственный классификатор продукции и услуг ДК 016-97, утвержденный приказом Госстандарта Украины от 30.12.97 г. № 822.

4. Инструкция о форме № 9-ЗЕЗ – Инструкция о порядке составления отчета по форме № 9-ЗЕЗ «Отчет об экспорте (импорте) услуг», утвержденная приказом Госкомстата Украины от 15.07.2002 г. № 266.

5. Классификатор ДК 012-97 – Классификация услуг внешнеэкономической деятельности ДК 012-97, утвержденная приказом Госстандарта Украины от 02.06.97 г. № 324.

6. Методика № 142/394 – Методика расчета объемов туристической деятельности, утвержденная приказом Гостурадминистрации, Госкомстата Украины от 12.11.2003 г. № 142/394.

7. Лицензионные условия – Лицензионные условия осуществления туроператорской и турагентской деятельности, утвержденные приказом Госкомпредпринимательства, Минкультуры и туризма Украины от 11.09.2007 г. № 111/55.

8. Перечень № 28 – Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, утвержденный приказом Государственного комитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 01.02.2005 г. № 28.  

 

 

© Группа компаний VS
Создание сайта: КЛЯКСА incorporated;)