| Регулируемые цены в розничной торговле Лига 2009-09-27Регулируемые цены в розничной торговле Бухгалтер&Закон 21.09.2009 – 27.09.2009, № 17 (17)
Во исполнение п. 16 Правил № 185 субъекты хозяйствования должны обеспечить информирование потребителей о розничных ценах в денежной единице Украины с помощью ярлыков цен (ценников) на образцах товаров. Аналогичные требования к обозначению розничных цен на ярлыках (ценниках) или в указателях цен товаров, поступающих в продажу, содержит п. 15 Правил № 104. В ст. 7 Закона о ценах указано, что свободные цены и тарифы устанавливаются на все виды продукции, товаров и услуг, за исключением тех, по которым осуществляется государственное регулирование цен и тарифов. Государственные фиксированные, регулируемые цены и тарифы устанавливаются на ресурсы, оказывающие определяющее влияние на общий уровень и динамику цен, на товары и услуги, которые имеют решающее социальное значение, а также на продукцию, товары и услуги, производство которых сосредоточено на предприятиях, занимающих монопольное (доминирующее) положение на рынке (ст. 9 Закона о ценах).
Регулируемые цены Государственные фиксированные и регулируемые цены (тарифы) устанавливаются государственными органами Украины, перечень полномочий которых установлен Постановлением № 1548. В п. 12 Постановления № 1548 приведены полномочия Совета министров АР Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций в части регулирования (установления): • предельных уровней рентабельности и торговых надбавок на детское питание; • предельных торговых (снабженческо-сбытовых) надбавок к оптовой цене производителя (таможенной стоимости) на муку, хлеб, макаронные изделия, крупы, сахар, говядину, свинину и мясо птицы, колбасные изделия вареные, молоко, сыр, сметану, масло сливочное, масло подсолнечное, яйца куриные не выше 15 % без учета расходов по их транспортировке в междугородном сообщении; • предельные уровни рентабельности производства муки пшеничной высшего, первого и второго сорта, муки ржаной обдирной, хлеба весом более чем 500 г из муки пшеничной высшего, первого и второго сортов и их смеси, муки ржаной и смеси муки пшеничной и ржаной простой рецептуры (мука, дрожжи, соль, вода) без добавления сахара, жира, других наполнителей, а также хлеба и хлебобулочных изделий для диабетиков. При этом п. 7 Порядка № 55 установлено, что торговая надбавка к цене, по которой реализуется хлеб массовых сортов, не должна превышать 10 % оптово-отпускной цены производителя независимо от количества посредников, принимающих участие в его поставке от производителя до конечного потребителя. Например, распоряжением Донецкой обладминистрации от 05.06.2008 г. № 267 предельные торговые (снабженческо-сбытовые) надбавки к оптовой цене производителя (таможенной стоимости) на муку, хлеб, макаронные изделия, крупы, сахар, говядину, свинину и мясо птицы, колбасные изделия вареные, молоко, сыр, сметану, масло сливочное, масло подсолнечное и яйца куриные разрешается устанавливать в размере не выше 15 % без учета расходов по их транспортировке в междугородном соединении. Харьковская обладминистрация установила дифференцированные торговые надбавки как на отдельные виды продуктов, так и в зависимости от места их продажи (см. таблицу 1). Таблица 1
В п. 1 Распоряжения № 19 указано, что в предельных торговых надбавках к оптовой цене производителя (таможенной стоимости) учтена оптовая надбавка и НДС. Сверх уровня установленных торговых надбавок могут включаться только транспортные расходы от станции (порта, пристани) производителя продукции к станции (порту, пристани) первого покупателя, а также транспортные расходы в случаях вывоза покупателями товара автомобильным транспортом непосредственно со склада производителя, за исключением внутригородских перевозок. Перераспределение торговых надбавок между оптовыми и розничными предприятиями торговли осуществляется по договоренности сторон. Это значит, что оптовики должны оставлять предприятиям розничной торговли «зазор» по надбавке, чтобы последние не превысили ее предельный размер. Механизм декларирования субъектами хозяйствования изменения оптово-отпускных цен на муку пшеничную высшего, 1 и 2 сортов, муку ржаную обдирную, говядину, свинину, мясо птицы (тушка), колбасные изделия вареные, кроме высшего сорта, молоко коровье питьевое жирностью до 2,5 %, сыр кисломолочный жирностью до 9 %, сметану жирностью до 20 %, масло сливочное жирностью до 72,5 %, яйца куриные, сахар-песок, масло подсолнечное определяет Порядок № 1222. В п. 2 этого Порядка установлено, что декларированию подлежат изменения оптово-отпускных цен на указанные продовольственные товары, в случае когда цены на них увеличиваются в течение месяца более чем на 1 %. Субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность по реализации продовольственных товаров, в случае изменения их оптово-отпускных цен подают в территориальные органы Госценинспекции документы, перечень которых приведен в п. 4 Порядка № 1222: • объяснительную записку об обосновании необходимости изменения оптово-отпускных цен одновременно со справкой о результатах экономического анализа фактических расходов по реализации; • калькуляцию расходов по реализации продовольственных товаров; • копии договоров, связанных с реализацией продовольственных товаров, заключенных с другими субъектами хозяйствования; • копию декларации изменения оптово–отпускных цен на продовольственные товары субъекта хозяйствования, осуществляющего деятельность по производству продовольственных товаров (при ее наличии). Перечисленные документы заверяются подписью руководителя субъекта хозяйствования, скрепляются печатью и представляются не позднее, чем за три рабочих дня до введения оптово-отпускных цен на продовольственные товары. Ответственность за нарушение государственной дисциплины цен установлена ст. 14 Закона о ценах (подробнее о видах ответственности см. статью «Нарушение порядка ценообразования: преступление и наказание»). Если все так сложно, стоит ли возиться с продажей товаров, цены на которые подлежат государственному регулированию? Конечно, стоит! Несмотря на то что прибыли от их продажи – «на грош», но такие товары имеют решающее социальное значение, т. е. эту категорию товаров все группы населения приобретают наиболее часто. Например, зайдет бабушка за хлебом и купит пряников внукам, а там глядишь, вспомнит, что закончились соль или спички, цены на реализацию которых не подлежат государственному регулированию, но зато способствуют увеличению дневной выручки. Следовательно, ежедневно покупая хлеб, покупатели попутно приобретают товары, цены на которые не подлежат государственному регулированию. Поэтому субъекты хозяйствования стараются разместить товары повседневного спроса таким образом, чтобы покупатель, добравшись до них, смог ознакомиться с максимальным количеством товаров, которые находятся в продаже. Однако такой классический торговый прием часто раздражает покупателей, поэтому и пользуются популярностью хлебные киоски с одной товарной группой. Кроме указанных отдельных продовольственных товаров, предельный уровень надбавки устанавливается также на лекарственные средства и изделия медицинского назначения (постановление КМУ от 17.10.2008 г. № 955). Подробнее см. статью «Регулирование цен на лекарственные средства» («БУХГАЛТЕР & ЗАКОН» 20.07.2009 – 26.07.2009, № 08 (08)). Размер минимальных оптово-отпускных и розничных цен на отдельные виды алкогольных напитков отечественного производства приведен в приложении к постановлению КМУ от 30.10.2008 г. № 957. Установление максимальной розничной цены на табачные изделия регламентируется ст. 111 Закона Украины от 19.12.95 г. № 481/95-BP.
Ценообразование в рознице В установлении свободных цен на товары, которые не подлежат государственному регулированию, свобода предприятий розничной торговли весьма ограничена. Если, конечно, речь идет об установлении цен на определенные виды эксклюзивных товаров, то здесь в розничном ценообразовании развязаны руки. Но и в этом случае следует учитывать, что слишком большой уровень торговой надбавки ограничит количество потенциальных покупателей. Если же вернуться к ценообразованию на продовольственные товары, ассортиментный перечень которых приблизительно одинаковый в любом супермаркете или минимаркете, то в этом случае выиграет тот, кто установит такой уровень торговой надбавки, чтобы его цены были хотя бы не выше, чем у конкурентов. Однако установление минимально допустимого размера розничной торговой надбавки не позволит предприятию покрыть расходы на сбыт товара и еще получить определенную прибыль. Такую «роскошь» могут себе позволить только крупные супермаркеты с большим объемом товарооборота. Как правило, установление низких розничных цен применяют в новых торговых точках для привлечения покупателей. Причем эти цены могут быть даже ниже цен в других магазинах данной торговой сети. Иногда установлению минимальных розничных цен на продовольственные товары способствуют их поставщики или дилеры, заинтересованные в раскрутке определенных торговых марок (подробнее см. статью «Законные способы получения услуг мерчандайзинга» («Б&З» 15.06.2009 – 21.06.2009, № 03 (03)). В остальном на розничное ценообразование влияют территориальное расположение торговой точки, ассортиментный перечень товаров, размер очереди покупателей и другие факторы. Низкий уровень цен имеет и обратную сторону медали: налоги при их продаже придется платить исходя из обычных цен. Поэтому при установлении продажных цен следует учитывать, что в розничной торговле применяется публичный договор. В ч. 1 ст. 633 ГКУ определено, что публичным является договор, в котором одна сторона – предприниматель взял на себя труд осуществлять продажу товаров каждому, кто к нему обратится. Особенности публичного договора состоят в том, что: • условия устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, кроме тех, кому за законом предоставлены соответствующие льготы; • предприниматель не имеет права предоставлять преимущества одному потребителю перед другим в его заключении; • предприниматель не имеет права отказаться от заключения публичного договора при наличии у него возможностей предоставления потребителю соответствующих товаров. Президиум Высшего хозяйственного суда Украины в п. 18 Рекомендаций от 29.10.2008 г. № 04-5/247 считает, что хозяйственному суду необходимо иметь в виду, что с учетом обстоятельств конкретного дела необоснованный отказ предпринимателя от заключения публичного договора (ст. 633 ГКУ) может быть квалифицирован как нарушение законодательства о защите экономической конкуренции, если предприниматель занимает монопольное (доминирующее) положение на определенном рынке (ч. 1 ст. 13 Закона № 2210).
Правила установления розничной цены Отраслевые правила формирования розничных цен не установлены. Общие же заключаются в том, что продажная цена товара должна покрывать: • расходы на его приобретение; • расходы на сбыт; • административные расходы; • налоги, которые включаются в продажную стоимость (НДС); • плановый процент прибыли. Поэтому ограниченный размер торговой надбавки на отдельные виды товаров (цены на которые подлежат государственному регулированию) должен обеспечивать покрытие указанных расходов либо за счет большого торгового оборота, либо за счет торговой надбавки на другие (не регулируемые) виды товаров. При этом следует учитывать, что база обложения НДС операций поставки товаров на основании п. 4.1 Закона о НДС определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, определенной по свободным ценам, но не ниже обычных цен, с учетом акцизного сбора, ввозной пошлины, других налогов и сборов (обязательных платежей), за исключением НДС. НДС, уплаченный в цене приобретения товаров, также не включается в его первоначальную стоимость (абз. 5 п. 9 П(С)БУ) и валовые расходы (пп. 5.3.3 Закона о прибыли). Рассмотрим пример установления и отражения в учете торговой надбавки на печенье (таблица 2). Таблица 2
Как видно из таблицы 2, суммы НДС отражаются в составе торговой надбавки. Поэтому при начислении торговой надбавки на большое количество наименований товара следует учитывать то, что размер торговой надбавки не может быть меньше, чем 20 % от первоначальной стоимости товара. автор: Елена Бондаренко, эксперт-аналитик Правовой глоссарий: 1. ГКУ – Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV. 2. Закон о ценах – Закон Украины «О ценах и ценообразованиях» от 03.12.90 г. № 507-XII. 3. Закон о прибыли – Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР. 4. Закон о НДС – Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР. 5. Закон № 2210 – Закон Украины «О защите экономической конкуренции» от 11.01.2001 г. № 2210-III. 6. Постановление № 1548 – Полномочия центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, исполнительных органов городских советов относительно регуляции цен и тарифов на отдельные виды продукции, товаров и услуг (приложение к постановлению Кабинета Министров Украины от 25.12.96 г. № 1548). 7. П(С)БУ 9 «Запасы» – Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 20.10.99 г. № 246. 8. Порядок № 55 – Порядок поставки и использования муки, выработанной из зерна из государственного продовольственного резерва и государственного материального резерва, для изготовления хлеба массовых сортов и батонов, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 13.02.2008 г. № 55. 9. Порядок № 1222 – Порядок декларирования изменения оптово–отпускных цен на продовольственные товары, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 17.10.2007 г. № 1222. 10. Правила № 185 – Правила розничной торговли продовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины от 11.07.2003 г. № 185. 11. Правила № 104 – Правила розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики Украины от 19.04.2007 г. № 104. 12. Распоряжение № 19 – Предельные торговые надбавки к оптовой цене производителя (таможенной стоимости) на отдельные продовольственные товары (распоряжение Харьковской обладминистрации от 22.01.2004 г. № 19).
|