| Формирование тарифов на услуги по вывозу бытовых отходов Лига 2009-09-20Формирование тарифов на услуги по вывозу бытовых отходов Бухгалтер&Закон 14.09.2009 – 20.09.2009, № 16 (16)
Государственное регулирование размера тарифов Согласно ст. 9 Закона о ценах цены и тарифы на жилищно-коммунальные услуги устанавливаются Кабинетом Министров Украины по согласованию с Верховной Радой Украины. Изменение государственных фиксированных и регулируемых цен и тарифов может осуществляться в связи с изменением условий производства и реализации продукции, которые не зависят от хозяйственной деятельности предприятий (ст. 10 Закона о ценах). В ст. 1 Закона № 1875 коммунальные услуги определены как результат хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей физического или юридического лица в обеспечении холодной и горячей водой, водоотводом, газо- и электроснабжением, отоплением, а также вывозом бытовых отходов в порядке, установленном законодательством. К услугам по вывозу бытовых отходов (далее – услуги) относятся операции по обращению с бытовыми отходами (сбор, хранение, перевозка, переработка, утилизация, обезвреживание и захоронение), которые осуществляются в населенном пункте согласно правилам благоустройства, утвержденным органом местного самоуправления (п. 1 Порядка № 1010). При этом количественный показатель жилищно-коммунальных услуг определен как единица измерения для исчисления объема полученной потребителем услуги, определенная в соответствии с требованиями нормативов, норм, стандартов, порядков и правил согласно законодательству. В Порядке № 1010 единица калькулирования себестоимости услуг по операциям обращения с бытовыми отходами – 1 куб. метр или 1 тонна (при наличии весового оборудования) бытовых отходов.
Заключение договоров К полномочиям органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунальных услуг, установленным п. 1 ст. 7 Закона № 1875, относится не только установление цен/тарифов на жилищно-коммунальные услуги (пп. 2), но и заключение договоров с предприятиями разных форм собственности на производство и/или выполнение жилищно-коммунальных услуг (пп. 9). Однако п. 4 Правил № 1070 установлено, что заключению таких договоров предшествует определение исполнителей услуг: • для объектов государственной и коммунальной собственности – по результатам конкурса, проводимого в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением КМУ от 21.07.2005 г. № 631; • для жилых домов частной собственности – органом местного самоуправления, кроме случаев, когда владельцы домов изъявили желание определить исполнителя услуг самостоятельно. Договор о предоставлении услуг в многоквартирном жилом доме заключается между собственником или арендатором квартиры, квартиросъемщиком и балансодержателем или уполномоченным им лицом, которые в свою очередь заключают такой договор с исполнителем услуг. Для заключения договора о предоставлении услуг по вывозу бытовых отходов установлена типовая форма договора, которая приведена в приложении 1 Правил № 1070. Объем предоставления услуг рассчитывается на основании норм, утвержденных органом местного самоуправления. В случае если такие нормы не утверждены, применяются минимальные нормы, которые пообъектно приведены в приложении 2 Правил № 1070. Плата за предоставленные услуги начисляется ежемесячно в соответствии с условиями договора и тарифами, которые формируются в соответствии с Порядком № 1010. Во исполнение положений п. 2 ст. 31 Закона № 1875 исполнители и производители должны составлять расчеты экономически обоснованных расходов на производство жилищно-коммунальных услуг, которые представляют на утверждение органам местного самоуправления в установленном законодательством порядке. В п. 5.1 Методических рекомендаций № 243 указано, что в соответствии с Порядком № 1010 и Правилами № 1070 тарифы на услуги по вывозу бытовых отходов рекомендуется утверждать согласно форме, приведенной в приложении 3 к этим Методическим рекомендациям. Напомним, что согласно п. 2 ст. 14 Закона № 1875 цены и тарифы на коммунальные услуги формируются и утверждаются органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, определенными законом. При этом государственное регулирование цен/тарифов базируется на основных принципах, установленных п. 1 ст. 30 Закона № 1875, в частности: • соответствия уровня цен/тарифов размеру экономически обоснованных расходов на их производство (пп. 3); • открытости, доступности и прозрачности структуры цен/тарифов для потребителей и общества (пп. 4).
Изменения в механизме формирования тарифов Тарифы на услуги формируются предприятием в соответствии с годовыми планами предоставления услуг и экономически обоснованными планируемыми расходами, определенными на основании: • государственных и отраслевых нормативов (норм) расходов ресурсов; • технико-экономических расчетов и смет; • ставок налогов и сборов (обязательных платежей); • цен в планируемом периоде, установленных на основании прогнозных индексов цен предприятия. Годовой план предоставления услуг разрабатывается отдельно по каждой операции обращения с бытовыми отходами на основании фактического и прогнозного объемов с учетом технико-экономических факторов: • изменение объемов предоставления услуг в результате экономического развития населенного пункта, повышения требований к качеству услуг; • повышение уровня технологического процесса обращения с бытовыми отходами, замена самортизированного оборудования, автоматизация и механизация производства, применение прогрессивных энергосберегающих технологий; • повышение уровня организации производства и условий организации труда путем усовершенствования операционно-производственного планирования, систем управления, материально-технического обеспечения хозяйственной деятельности. Для включения экономически обоснованных плановых расходов в полную плановую себестоимость услуг по каждой операции такие расходы планируются с учетом расходов операционной деятельности, финансовых расходов, связанных с основной деятельностью, за исключением расходов по налогу на прибыль. При этом тарифы на услуги определяются не только по каждой операции обращения с бытовыми отходами, но и по видам бытовых отходов: твердым, крупногабаритным, ремонтным, жидким (п. 8 Порядка № 1010). Согласно абз. 3 п. 6 Порядка № 1010 планирование расходов по оплате труда работников предприятия осуществляется в соответствии с перечнем расходов по оплате труда, приведенным в приложении, с учетом коллективного договора и с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным и отраслевыми (региональными) соглашениями. Согласно пп. 3.1.3 Отраслевого соглашения минимальная тарифная ставка (оклад) за простой неквалифицированный труд устанавливается в размере не ниже определенной законодательством минимальной заработной платы, а минимальная тарифная ставка рабочего I разряда – в размере не менее 120 % размера минимальной заработной платы, установленной законом. Это означает, что если с 01.10.2009 г. минимальная зарплата установлена в размере не ниже 650 грн., то минимальная тарифная ставка рабочего I разряда составит 780 грн.; с 01.12.2009 г. 669 грн. и 802,80 грн. соответственно. При этом коэффициенты соотношения, установленные в приложениях к Отраслевому соглашению, являются минимальными гарантиями по оплате труда. Соотношение должностного оклада (тарифной ставки) в средней заработной плате работников считается оптимальным на уровне не менее 70 % (пп. 3.1.8 Отраслевого соглашения). Это значит, что размер доплат и премий не должен превышать 30 % должностного оклада (тарифной ставки). В контексте данного абзаца «Б&З» отмечает: из состава прямых расходов на оплату труда, приведенных в п. 11 Порядка № 1010, Постановлением № 692 исключены расходы: • по дополнительной зарплате производственного персонала, которые определяются исходя из размера установленных доплат, надбавок, гарантийных и компенсационных выплат согласно законодательству, премий, связанных с выполнением производственных заданий и функций, оплатой отпусков и другого неотработанного времени; • другие поощрительные и компенсационные выплаты производственному персоналу. В то же время исполнителям услуг, соблюдая нормы этого пункта, следует помнить о гарантиях соблюдения прав работников относительно оплаты труда, установленных ст. 97 КЗоТ и ст. 22 Закона № 108. Эти гарантии состоят в том, что работодатели не имеют права в одностороннем порядке принимать решение по вопросам оплаты труды, которые ухудшают условия, установленные законодательством, соглашениями и коллективными договорами. О новых или изменении действующих условий оплаты труда в сторону ухудшения работодатель должен уведомить работника не позднее чем за 2 месяца до их введения или изменения (ст. 103 КЗоТ). Данное условие является неприемлемым для исполнителей услуг, т. к. только прямые расходы по оплате труда включаются как в состав плановой производственной себестоимости услуг по вывозу бытовых отходов (п. 2 Порядка № 1010), так и в состав полной плановой себестоимости (п. 9 Порядка № 1010). Может быть, содержание аппарата управления и персонала, занятого обслуживанием административной инфраструктуры, в пределах расходов, определенных исходя из численности по штатному расписанию, и установленных на предприятии ставок (окладов) и оправдано, но исключение доплат и надбавок производственного персонала, которые составляют фонд дополнительной заработной платы, недопустимо. Поэтому корректировка статей расходов, которые включаются в полную плановую себестоимость услуг, по сложной формуле, приведенной в п. 40 Порядка № 1010, для определения проиндексированных плановых расходов с учетом статей расходов, подлежащих индексации и включаемых в полную плановую себестоимость услуг, схожа с выдачей зимой майки вместо шубы. Уменьшение прямых расходов по оплате труда на фонд дополнительной заработной платы производственного персонала повлечет за собой уменьшение абсолютной величины административных расходов и расходов на сбыт, которые определяются исходя из плановой производственной себестоимости услуг. Себестоимость услуг калькулируется из расчета на 1 год. При этом плановая производственная себестоимость услуг п. 2 Порядка № 1010 определена как прямые материальные расходы, прямые расходы по оплате труда, другие прямые расходы, переменные общепроизводственные и постоянные распределенные общепроизводственные расходы. В п. 2.5 Методических рекомендаций № 243 указано, что с целью сокращения удельного веса расходов материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов, в технические мероприятия рекомендуется включать, например: оснащение предприятия современным оборудованием, замену самортизированного оборудования, автоматизацию и механизацию производства; внедрение прогрессивных технологий. Да, это, конечно, все нужно, но не за счет уменьшения зарплаты производственного персонала (!) Поэтому п. 23 Порядка № 1010 установлено, что расходы по осуществлению капвложений, созданию специальных инвестиционных фондов, обеспечению прибыльности инвестированного капитала включаются в тарифы на срок не менее чем 5 лет (в сумме, не превышающей 20 % общего объема расходов) в соответствии с согласованной в установленном порядке органами местного самоуправления инвестиционной программой предприятия в сфере обращения с бытовыми отходами в соответствующем населенном пункте. В процессе формирования тарифов предприятие определяет источники финансирования капитальных инвестиций за счет амортизации и плановой прибыли. Относительно плановой прибыли следует отменить, что изменениями, внесенными Постановлением № 692 в Порядок № 1010, установлен предельный размер уровня рентабельности, административных расходов и расходов на сбыт (см. таблицу 1). Таблица 1
Плановый размер рентабельности рекомендуется определять как отношение плановой прибыли к полной плановой себестоимости общего объема предоставленных услуг, по формуле, приведенной в пп. 5.2.3 Методических рекомендаций № 243: R = П3 / ПС x 100, (1) где R – рентабельность, %; П3 – плановая прибыль, грн.; ПС – полная плановая себестоимость общего объема предоставленных услуг, грн. При этом необходимый размер прибыли, которая направляется на финансирование капитальных вложений, рекомендуется определять на основании утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы, по формуле, приведенной в п. 5.3 Методических рекомендаций № 243: П = С – А, (2); где П – часть прибыли, направляемая на финансирование капитальных вложений, грн.; С – объем денежных средств, необходимый для реализации инвестиционных проектов, грн.; А – амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов, грн. В ситуации, когда производственные мощности предприятия позволяют выполнять работы по всем операциям обращения с бытовыми отходами, прибыль рекомендуется распределять в зависимости от плановой себестоимости услуг по каждой операции обращения с бытовыми отходами. Согласно п. 3 ст. 31 Закона № 1875 органы местного самоуправления утверждают цены/тарифы на жилищно-коммунальные услуги в размере экономически обоснованных расходов на их производство. В данном случае экономически обоснованными расходами на производство услуг по вывозу бытовых отходов будут считаться те, которые не содержат расходов на выплату дополнительной зарплаты производственного персонала. Как бы хотелось не платить по выросшим тарифам за счет подорожания, хотя бы тех же энергоносителей, но быть заваленным мусором в результате забастовок производственного персонала еще менее привлекательно. Заложниками такой ситуации, как всегда, остаются исполнители услуг, которым органы местного самоуправления могут утвердить тарифы даже ниже размера экономически обоснованных расходов на их производство. Разницу между утвержденным размером тарифов и экономически обоснованными расходами на производство этих услуг утвердивший их орган обязан возместить исполнителям/производителям из соответствующего местного бюджета (абз. 4 ст. 9 Закона о ценах и п. п. 4, 5 ст. 31 Закона № 1875), если расходы на такое возмещение, конечно, предусмотрены. Но это все потом. А зарплату, включая дополнительную, производственному персоналу нужно выплачивать ежемесячно. автор: Елена Бондаренко, эксперт-аналитик Правовой глоссарий: 1. КЗоТ – Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г. 2. Закон № 108 – Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР. 3. Закон о ценах – Закон Украины «О ценах и ценообразовании» от 03.12.90 г. № 507-XII. 4. Закон № 1875 – Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» от 24.06.2004 г. № 1875-IV. 5. Постановление № 692 – постановление Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в Порядок формирования тарифов на услуги по вывозу бытовых отходов» от 08.07.2009 г. № 692. 6. Порядок № 1010 – Порядок формирования тарифов на услуги по вывозу бытовых отходов, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 26.07.2006 г. № 1010. 7. Правила № 1070 – Правила предоставления услуг по вывозу бытовых отходов, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 10.12.2008 г. № 1070. 8. Методические рекомендации № 243 – Методические рекомендации о применении Порядка формирования тарифов на услуги по вывозу бытовых отходов, утвержденные приказом Минжилкоммунхоза от 10.08.2009 г. № 243. 9. Отраслевое соглашение – Отраслевое соглашение между Министерством по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Украины и Центральным комитетом профсоюза работников жилищно-коммунального хозяйства, местной промышленности, бытового обслуживания населения Украины на 2007 – 2009 годы от 15.06.2007 г. № 2.
|