| Практические вопросы взаимодействия работодателей с Фондом социальной защиты инвалидов Кадровик 2010-03-01
Практические вопросы взаимодействия работодателей с Фондом социальной защиты инвалидов
На предприятиях, в штате которых работает восемь и более сотрудников, согласно статье 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-XII (далее – Закон № 875-XII) по основному месту работы (т. е. по трудовой книжке) должны быть оформлены инвалиды. При этом не важно, трудоустроены инвалиды на полную ставку или на часть ставки. Статья 172 КЗоТ описывает применение труда инвалидов, в частности, обязывает работодателей организовывать трудоустройство инвалидов согласно медицинским рекомендациям, устанавливать по их просьбе неполный рабочий день или неполную рабочую неделю и создавать льготные условия работы. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам и работам в ночное время без их согласия не допускается (ст. 55, 63 КЗоТ). Медицинские рекомендации для инвалидов перечислены на обратной стороне справки медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК) об установлении группы инвалидности и в индивидуальной программе реабилитации, выданной МСЭК лицу, которому установлена инвалидность. Иногда возникают вопросы, для лиц с какой группой инвалидности подходит данная должность (работа). Можно потребовать от инвалида индивидуальную программу реабилитации или, если ее нет, написать запрос о ее предоставлении в адрес той МСЭК, которая выдала справку об инвалидности. До 31 января 2007 г. в Украине действовало Положение о рабочем месте инвалида и о порядке трудоустройства инвалидов, утвержденное постановлением КМУ от 03.05.95 г. № 314, которое обязывало работодателей проводить аттестацию рабочих мест инвалидов: «Рабочее место инвалида считается созданным, если оно отвечает установленным требованиям рабочего места для инвалидов соответствующей нозологии, аттестованное специальной комиссией предприятия при участии представителей МСЭК, органов Госнадзорохрантруда, общественных организаций инвалидов, и введено в действие путем трудоустройства на нем инвалида». После отменены вышеуказанного положения постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70 аттестацию рабочего места инвалидов проводить уже не нужно. Вышеупомянутая статья 19 Закона № 875-XII устанавливает норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 4 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год, а если работает от 8 до 25 лиц, – в количестве одного рабочего места – для предприятий, учреждений, организаций, в т. ч. предприятий, организаций общественных организаций инвалидов, физических лиц, использующих наемный труд (далее – работодатели). Работодатели самостоятельно рассчитывают количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов согласно нормативу, установленному этой статьей, и обеспечивают трудоустройство инвалидов. При расчетах количество рабочих мест округляется до целого значения1.
Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидовФорма № 10-ПІ (годовая) «Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов» (далее – Отчет), утвержденная приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 10.02.2007 г. № 42, заполняется по состоянию за год на основании соответствующей Инструкции и представляется ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, отделениям Фонда социальной защиты инвалидов (далее – Фонд), в которых зарегистрированы предприятия. Датой поступления Отчета считается день его представления работодателем в отделение Фонда, а в случае отправки его по почте – дата на почтовом штемпеле. На практике специалисты кадровой службы, как правило, лично представляют в отделение Фонда Отчет с его копией, на которой ставится штамп с отметкой Фонда. Эту копию Отчета потом проверяют уполномоченные представители отделений Фонда при проведении проверки. Отчеты работодателей о занятости и трудоустройстве инвалидов хранятся в отделениях Фонда на протяжении трех лет. Необходимо сказать несколько слов о правильном заполнении формы № 10-ПІ. Порядок ее заполнения определен соответствующей Инструкцией. Так, в строке 01 отображается среднеучетное количество штатных работников учетного состава за год, которое определяется согласно пункту 3.2 Инструкции по статистике количества работников, утвержденной приказом Госкомстата Украины от 28.09.2005 г. № 286 (далее – Инструкция № 286). Среднеучетное количество штатных работников рассчитывается на основании ежедневных данных по учетному количеству штатных работников, которые должны уточняться согласно приказам о приеме, переводе на другую работу и прекращении трудового договора. Количество за каждый день должно соответствовать данным табельного учета использования рабочего времени, на основании которого определяется количество работников, явившихся или не явившихся на работу. Среднеучетное количество штатных работников за месяц исчисляется путем суммирования количества штатных работников учетного состава за каждый календарный день отчетного месяца, т. е. с 1 по 30 или 31 число (для февраля – по 28 или 29), включая выходные, праздничные и нерабочие дни, и деления полученной суммы на количество календарных дней отчетного месяца. Очень важно принять во внимание, что при исчислении среднеучетного количества штатных работников учитываются все категории работников учетного состава, кроме тех, которые находятся в отпусках по беременности и родам или по уходу за ребенком до достижения им возраста, предусмотренного действующим законодательством или коллективным договором предприятия, включая тех, кто усыновил новорожденного ребенка непосредственно из родильного дома. Данные расчетов отображаются в целых единицах, а если при исчислении возникает дробное число, его необходимо округлить до целого. В пункте 3.2.4 Инструкции № 286 приведены примеры и формулы расчетов показателей формы № 10-ПІ.
Штрафные санкцииСогласно статье 20 Закона № 875-XII при невыполнении установленного норматива, предусмотренного статьей 19 данного Закона, работодатели должны каждый год уплачивать соответствующим отделениям Фонда административно-хозяйственные санкции в размере средней годовой заработной платы по всему предприятию за каждое рабочее место, предназначенное для трудоустройства инвалида и не занятое им. Для работодателей, у которых работает от 8 до 15 человек, административно-хозяйственные санкции за рабочее место, предназначенное для трудоустройства инвалида и не занятое им, установлены в размере половины средней годовой заработной платы по предприятию. Данные положения статьи 20 Закона № 875-XII не распространяются на предприятия, учреждения и организации, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов. Административно-хозяйственные санкции рассчитываются и уплачиваются работодателями самостоятельно в срок до 15 апреля года, следующего за годом, в котором норматив был нарушен. При этом срока давности не существует, т. к. в этом случае не применяются сроки, определенные статьей 250 Хозяйственного кодекса Украины. Нарушение сроков уплаты административно-хозяйственных санкций влечет за собой начисление пени, которая исчисляется исходя из 120 % годовых учетной ставки Национального банка Украины, действовавшей на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки за весь ее срок. Административно-хозяйственные санкции и пеню работодатели уплачивают за счет прибыли, которая остается в их распоряжении после уплаты всех налогов и сборов (обязательных платежей). Кроме уплаты предприятием административно-хозяйственных санкций, должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности по статье 1881 Кодекса Украины об административных правонарушениях. Так, невыполнение должностным лицом, которое пользуется правом принимать на работу и увольнять с работы, физическим лицом, использующим наемный труд, норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, непредставление Фонду отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов влекут за собой наложение штрафа от 10 до 20 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 170 до 340 грн.).
Порядок регистрации предприятия в ФондеДалее рассмотрим основные положения Порядка регистрации предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд, утвержденного постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70. Вновь созданные предприятия, учреждения, организации, в т. ч. предприятия, организации общественных организаций инвалидов, физические лица, использующие наемный труд, у которых количество работающих по основному месту работы увеличилось до 8 и более лиц, регистрируются в отделении Фонда по месту их государственной регистрации как юридических или физических лиц – предпринимателей до 1 февраля года, который наступает за годом создания или увеличения количества работающих. Для этого они представляют или присылают заказным письмом отделению Фонда соответствующее заявление и копию свидетельства о государственной регистрации юридического или физического лица – предпринимателя. Работодатели, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов, представляют (присылают) также копию справки о включении их в реестр неприбыльных учреждений, выданную органом государственной налоговой службы. Предприятия с обособленными подразделениями вместе с вышеуказанными документами предоставляют (присылают) сведения о таких подразделениях. Датой регистрации работодателя в отделении Фонда считается день представления им вышеуказанных документов, а в случае отправки их по почте – дата на почтовом штемпеле. Регистрация работодателей проводится бесплатно. Отделение Фонда присылает работодателю на протяжении 10 рабочих дней после регистрации заказным письмом сообщение о его регистрации. Работодатель, у которого изменилось наименование или местонахождение юридического лица либо фамилия, имя, отчество физического лица – предпринимателя, а также место регистрации юридического адреса, предоставляет заявление, копии указанных выше свидетельства и справки на протяжении 10 рабочих дней после государственной регистрации изменений. Оригиналы документов предъявляются во время представления заявления. В случае отправки заявления по почте, копии документов заверяются нотариально.
Проверка предприятия представителями ФондаЧтобы подготовиться к проверке предприятия представителями отделения Фонда, необходимо изучить Порядок проведения проверки предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд, утвержденный постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70 (с изменениями, внесенными постановлением КМУ № 930 от 03.09.2009 г.). Предметом проведения проверки являются: – регистрация работодателей в отделениях Фонда; – представление Отчета отделениям Фонда; – выполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов; – уплата административно-хозяйственных санкций и пени при невыполнении указанного норматива. Отделение Фонда по приказу его руководителя может проводить плановые и внеплановые, выездные и невыездные проверки. Плановые и внеплановые проверки проводятся в рабочее время работодателя, установленное правилами внутреннего трудового распорядка. Плановые выездные проверки проводятся не чаще одного раза в календарный год согласно квартальным планам работ, которые утверждаются приказом руководителя отделения Фонда. Отделение Фонда письменно, не позднее, чем за десять дней до начала плановой проверки, уведомляет работодателя о проведении проверки с указанием даты ее начала и завершения. Сообщение присылается заказным письмом или телефонограммой за счет средств отделения Фонда или вручается лично работодателю под расписку. Работодатель имеет право не допускать уполномоченное должностное лицо отделения Фонда к плановой проверке в случае неполучения уведомления о ее проведении. Внеплановая выездная проверка проводится независимо от количества ранее проведенных проверок: – по решению суда; – в случае обращения физических и юридических лиц о нарушении работодателем требований законодательства; – по желанию работодателя; – в случае непредставления работодателем Отчета или представления его с ошибками, которые привели к неуплате административно-хозяйственных санкций или уплате их в неполном объеме. Работодатель должен ознакомиться с основанием проведения внеплановой проверки. При этом ему предоставляется копия соответствующего документа. На работодателя возлагается обязанность создать условия для проведения плановых и внеплановых выездных проверок уполномоченным должностным лицом отделения Фонда при условии предъявления им служебного удостоверения и направления на проверку, подписанных руководителем и скрепленных печатью отделения Фонда. В направлении отмечается дата его выдачи, название отделения, цель, вид проверки, основание, дата начала и завершения проверки, должность и фамилия уполномоченного лица. Сроки проведения проверок: – плановая – для юридических лиц-работодателей не превышает 15 рабочих дней, а субъектов малого предпринимательства – 5 рабочих дней; – внеплановая – для юридических лиц-работодателей не превышает 10 рабочих дней, а субъектов малого предпринимательства – 2 рабочих дней. Продление указанных сроков проведения проверок не допускается. Если у работодателя имеются обособленные подразделения в других регионах, отделения Фонда могут заказывать их проверки тем отделениям Фонда, в регионах которых они расположены. В таком случае плановые выездные проверки обособленных подразделений проводятся выборочно. Невыездные проверки проводятся на основании отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов. Рассмотрим, какие документы проверяет представитель отделения Фонда. В пункте 8 Порядка проведения проверки приведен перечень документов, которые работодатель обязан предоставлять уполномоченному должностному лицу отделения Фонда для ознакомления и проверки. К ним относятся: – уведомление о регистрации работодателя в отделении Фонда; – устав или учредительный договор; – штатное расписание; – личные карточки и трудовые книжки работников; – Отчет (его копия с отметкой отделения Фонда); – копии документов, подтверждающих инвалидность работников, т. е. справок МСЭК о группе инвалидности и сроках ее установления, пенсионных удостоверений. Копии этих документов понадобятся специалисту кадровой службы для заполнения формы, которая будет приложена к письму с уведомлением о проверке отделением Фонда; – приказы (распоряжения) о приеме на работу, переводе на другую работу, расторжении трудового договора; – трудовые договоры (контракты), гражданско-правовые договоры; – табель учета использования рабочего времени. Остальные документы представителю отделения Фонда предоставляет бухгалтерия. В случае выявления фактов невыполнения предприятием норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, непредставления Отчета уполномоченное должностное лицо, которое проводило проверку, составляет протокол об административном правонарушении. После проведения плановой и внеплановой проверки проверяющий составляет акт в двух экземплярах, в котором указываются дата его составления, тип проверки (плановая или внеплановая), ее вид (выездная или невыездная), предмет проверки, наименование отделения Фонда, а также должность, фамилия, имя и отчество уполномоченного должностного лица, которое проводило проверку, наименование работодателя. Проверяющий отмечает в акте состояние соблюдения работодателем законодательства, а в случае несоблюдения приводит детальное описание выявленного нарушения со ссылкой на соответствующий закон. Два экземпляра акта подписываются в последний день проверки проверяющим и работодателем. Если работодатель не согласен с выводами, изложенными в акте, он подписывает его с замечаниями, которые являются неотъемлемой частью акта. В случае отказа работодателя подписать акт, в нем делается соответствующая пометка. Первый экземпляр акта остается в отделении Фонда, второй передается работодателю, у которого проводилась проверка. В экземпляре отделения Фонда делается пометка о дате вручения акта работодателю и проставляется подпись получившего его лица. Отделение Фонда сообщает работодателю о результатах рассмотрения замечаний на протяжении 10 рабочих дней после подписания акта. Работодатель вправе устранить выявленные нарушения во время проведения проверки или на протяжении 10 рабочих дней после подписания акта.
«Кадровик України», март 2010 г., № 3 (39), с. 95 (www.profpressa.com/KU.html)
|