| "Пенсионный тупик" - есть ли из него выход Часть 1 Экспресс 2010-02-01"ПЕНСИОННЫЙ ТУПИК": ЕСТЬ ЛИ ИЗ НЕГО ВЫХОД! "Экспресс-анализ законодательных и нормативных актов" № 5 - 6, от 1 февраля 2010 г. Борис Юровский
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ Закон о государственном пенсионном страховании — Закон Украины от 09.07.2003 г. № 1058-IV "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании".
Любые выборы, и прежде всего президентские, делают пенсионную проблему основным предметом спекуляций. К этому давно привыкли, еще бы, ведь пенсионеры — это львиная доля электората. У большинства из них пенсии маленькие или очень маленькие, а возраст не дает возможности получить доход из других источников. Кроме государственной пенсии, пожилые люди могут рассчитывать разве что на скудные сбережения и сдачу в аренду излишков жилья, а еще на помощь детей и внуков, которые сегодня зачастую сами рассчитывают пожить за счет госпенсии родителей и деда с бабкой. Что остается делать пенсионерам? Только надеяться на то, что новая власть (которая на самом деле та же старая) сжалится над ними и увеличит пенсии. Политики не могут не учитывать настроения многомиллионного контингента избирателей, поэтому в предвыборный период со всех сторон слышатся обещания повысить пенсии, обеспечить пенсионерам достойную жизнь. Кое-что делается и на практике — действующая власть строго следит за своевременной выплатой пенсий, стараясь при этом повысить ее самой многочисленной категории пенсионеров, то есть тем, кто сегодня находится на грани выживания. Но все это не решает проблемы. Жизнь большинства пенсионеров, кроме получающих пенсии по специальным законам (депутаты, судьи, прокуроры), становится все труднее и труднее. Откуда же взялась эта "проклятая пенсионная проблема"? Почему она не была решена вовремя? И что ждет нас в недалеком и далеком будущем? Автор постарается дать, по возможности, объективные ответы на эти вопросы. А для этого надо начать... с начала.
ПОЧЕМУ ЛЮДИ НЕ ХОТЯТ СЛЫШАТЬ И ДУМАТЬ О СВОЕМ БУДУЩЕМ
Говорить с людьми о том, что их может ожидать в будущем, непросто. Выходцы из советской действительности, ругая (и справедливо ругая) нынешние порядки (а точнее, беспорядки) и не доверяя государству и политикам, все-таки продолжают надеяться на то, что именно политики возьмут на себя решение их проблем. Такое психологическое состояние людей называется безответственностью. Откуда же она эта безответственность? Начну с далекой истории. Многие столетия, а может, и тысячелетия заботу о стариках брали на себя их дети и внуки. О том, что содержать стариков может и должно государство, никто не мог и подумать. Семьи тогда были большие — по 6 - 7 и более детей. Конечно, и тогда было непросто кормить стариков, которые, кстати говоря, ни о каком отдыхе "на пенсии" не помышляли, а трудились на семью до последнего вздоха. Но все же в большой семье, где все работают, два старика не так уж много. Это был период истинной ответственности одного поколения за другое. Однако время шло, семьи сократились, старики стали жить отдельно, а богатство общества увеличивалось. Тогда возникла "гуманная" идея — возложить заботу о пожилых людях на общество, то есть заставить всех работодателей уплачивать с зарплаты работников специальный сбор (по сути дела, "скрытый налог", который вроде бы не вычитается из зарплаты, но фактически зарплату уменьшает) и обеспечить таким образом финансовый источник для обеспечения достойного существования стариков. Так возникли пенсии, а стариков стали называть пенсионерами. (Поначалу это звучало красиво и даже гордо). Система пенсионного обеспечения, при которой одно поколение (младшее) содержит другое — старшее, получила название солидарной пенсионной системы — младшие солидарно содержат старших. Первые государственные пенсии появились в 1889 году в Германии при канцлере Бисмарке. В Великобритании и Австралии первые государственные пенсии начали выплачивать 20 лет спустя — в 1908 году, а в Соединенных Штатах государственная пенсионная система сложилась в 30-е годы прошлого столетия. Пенсионная идея понравилась всем. Детям не надо заботиться о родителях. Родителям не надо заботиться о детях, так как не от детей зависит их обеспеченность в старости. Государство берет на себя заботу как о детях, так и о стариках, первых учит бесплатно, вторых обеспечивает материально в "пенсионном" возрасте. Однако в самой идее солидарного пенсионного обеспечения была заложена мина замедленного действия. Дело в том, что эта система хорошо работает (то есть действительно обеспечивает достойный уровень пенсий) только при условии, что работающих в 5 - 6 раз больше пенсионеров. Во время создания этой системы так и было. Рождаемость в европейских странах была высокая. Число работающих намного превышало число пенсионеров. Особенно благоприятная ситуация сложилась в конце 60-х - начале 70-х годов XX века. После Второй мировой войны рождаемость "взлетела до небес", возник демографический взрыв или, как говорят в Европе и США, "беби-бум". "Беби-бумеры", так называли людей, родившихся после войны, начали трудовую деятельность в конце 60-х - начале 70-х прошлого столетия. Здоровое многочисленное поколение, не знавшее ужасов войны и голода, могло без проблем кормить довоенное поколение, которое вынесло на себе все тяготы самой разрушительной войны и голодоморов и уже в силу этого было малочисленным. В Украине довоенное поколение было, пожалуй, самым малочисленным в мире. Именно народ Украины больше других испытал на себе и сталинские эксперименты, и фашистскую оккупацию, и войну, в том числе партизанскую, как с фашистами, так и с "советами", а также вооруженный конфликт с поляками. Этих людей, отвыкших от элементарного комфорта, без особых проблем могла содержать пенсионная система СССР*, в которую производились мизерные отчисления с заработной платы работающих (7 - 11 %). *В те годы нередкостью была пенсия в размере 30 руб. в месяц (см. газету "Имею право" № 8/2005), прожить на которую было совершенно невозможно, учитывая то, что купить продукты в магазине было трудно из-за огромных очередей, а на базарах царила рыночная экономика и цены постоянно росли. Однако то поколение было непривередливым и протестовать никто не решался. Этот "пенсионный рай" был характерен не только для республик, входивших в СССР. Богатые и благополучные европейские страны, пользуясь благоприятной демографической ситуацией, щедро раздавали пенсионерам дополнительные средства. В Голландии, например, все граждане (я подчеркиваю все — ни о какой дифференциации пенсий в зависимости от прошлой зарплаты нет) после 60 лет до сих пор получают от правительства дополнительно к пенсии надбавку — 1 000 евро в месяц*. *"Я в ответе за все", "Пенсия", февраль 2005 г., с. 24. Однако солидарная пенсионная система, как и следовало ожидать, сыграла злую шутку с теми, кто ее так любил. Не сразу, но постепенно люди сообразили, что рожать детей нет больше смысла, так как их финансовое благополучие зависит не от детей, а от правительства. С рождения и воспитания детей интересы людей переключились на политику. Политики стали ближе и дороже родственников, так как от них, как думали и продолжают думать многие, зависит их финансовое их благополучие. Чрезмерное привлечение женщин в общественное производство и бизнес привело к беспрецедентному снижению рождаемости. Тогда, в 60-е - 80-е гг. XX века, были заложены основы нынешнего демографического кризиса. Демографические проблемы остро проявили себя уже в 90-х годах прошлого века, когда замедлился прирост трудоспособного населения. Сегодня в большинстве развитых стран на одного пенсионера приходится 3 - 4 человека трудоспособного населения. При этом демографические прогнозы показывают, что к 2025 году соотношение пенсионеров и трудоспособных граждан составит: в странах Европы — 1 : 2,5, в США — 1 : 3,5*. * "Вестник Пенсионного фонда Украины", № 12/2004. Увеличение продолжительности жизни и уменьшение рождаемости в Европе и США приводят к уменьшению так называемого коэффициента зависимости (соотношение лиц трудоспособного возраста и пенсионеров), что неизбежно приводит к снижению соотношения средней пенсии к средней заработной плате (коэффициент замещения). Данные, характеризующие эту тенденцию, приведенные журналом "Вестник Пенсионного фонда Украины", представим в табл. 1. Таблица 1. Негативные демографические тенденции в США и Европе и их влияние на пенсионное обеспечение
То, что происходит сегодня с численностью и структурой народонаселения в странах Европы, США и Японии, называют демографическим кризисом. Демографический кризис — это старение населения. Показателем старения населения является увеличение доли лиц пожилого возраста, получающих государственную пенсию. Не менее страшным для экономики является увеличение числа лиц с ограниченной трудоспособностью (инвалидов), которые также получают государственную пенсию. По прогнозам специалистов, в ближайшие 30 лет часть мирового населения в возрасте до 60 лет увеличится почти вдвое*. * "Урядовий кур'єр" от 22.08.2006 г. В Украине ситуация значительно хуже, чем в Америке, Европе, Японии. Если у них демографическую ситуацию можно назвать кризисной, то у нас она близка к катастрофической. Ниже в табл. 2 приведены данные о доле пенсионеров в составе населения Украины и некоторых других стран по данным 2008 года. Таблица 2. Пенсионеры среди населения, %*
*Данные из статьи С. Мельника "Кризис возраста" (журнал "Вестник Пенсионного фонда Украины", № 6/2009. с. 21). Как видим, Украина является мировым лидером по этому показателю, приближаются к ней только Италия (29,0 %) и Япония (28,5 %). Не секрет, что сегодня демографическая ситуация в Европе и Америке намного хуже, чем была в годы расцвета солидарной системы государственного пенсионного обеспечения, а в Украине она просто ужасна. Экономисты, финансисты, демографы всего мира уже с конца прошлого века трубят тревогу. Авторы бестселлера "Пророчество богатого папы" Роберт Кийосаки и Шерон Лектер, имея в виду, прежде всего, США, пишут: "Поколение Второй мировой войны имело надежные рабочие места, обеспеченные пенсии и гарантированное медицинское обслуживание в старости. Начиная с беби-бумеров все это изменилось. Хотя сегодня мы чувствуем изменение ветра и изменения в настроении, вызванные скандалом с "E№ro№", я предсказываю, что полную силу этот шторм наберет где-то в 2025 году. К 2025 году у нас на руках окажутся миллионы беби-бумеров старше семидесяти, не имеющих денег, не располагающих временем и нуждающихся в самом серьезном медицинском уходе"*. *Р. Кийосаки, Ш. Лектер. "Пророчество богатого папы". Минск: ООО "Попурри", 2003. В США к тому времени таких людей будет от 75 до 83 млн. В Украине, как мы покажем ниже, демографическая ситуация будет намного хуже. Но большинство людей не знает об этом, а те, кто знает, зачастую не осознают серьезности проблемы. Тема демографического кризиса и его последствий не часто поднимается в СМИ, о ней редко говорят политики. А если и говорят, то заостряют внимание на пикантной теме повышения рождаемости ("Кохаймося, бо нас мусить бути 60 мільйонів"). С рождаемостью действительно беда. Чтобы население страны хотя бы не сокращалось, нужно чтобы 100 женщин за свою жизнь родили 215 детей. Это статистически проверенный норматив. А что у нас? Несмотря на выплату пособий на родившихся детей в суперудачном 2008 году, на 100 женщин родилось 145 детей* (в 2001 году — всего 109 детей). В 1990 г. этот показатель составлял 184 ребенка — тоже мало, но все-таки много больше. *А. Ковальчук. "Порядочные люди долги отдают сполна". "Вестник ПФУ". № 9/2009. с. 20. Низкая рождаемость объясняется многими причинами, не последнее место среди них занимает уверенность людей в том, что их будущее не зависит от их детей (еще 100 - 150 лет назад все было иначе). Не меньшее влияние оказывает катастрофическое падение морали, распущенность, вызванная так называемой сексуальной революцией, высокая безработица среди молодежи, отсутствие инфраструктуры по уходу за детьми (детских садов и яслей). Проблема рождаемости еще сложнее пенсионной проблемы. На ее решение, если ее вообще начнут решать, уйдут не годы, а поколения. Но даже если произойдет чудо и в ближайшие годы коэффициент рождаемости будет 2,5, то и в этом случае увеличение числа трудоспособного населения произойдет через 22 - 23 года. Нынешним 40 - 50 летним людям это не поможет, не говоря уже о 60-летних. Задача профессионалов, прессы, политиков — будить в людях чувство ответственности, а не порождать иллюзии, что их проблемы решит кто-то.
СКОЛЬКО В УКРАИНЕ ПЕНСИОНЕРОВ СЕГОДНЯ И СКОЛЬКО БУДЕТ ЗАВТРА
Абсолютные цифры зачастую впечатляют больше относительных, поэтому скажем, что 30 % от общего числа населения Украины (доля пенсионеров) — это 14 млн. чел. Это поистине "космическая" для Украины цифра создает главную угрозу солидарной пенсионной системе. Огромная доля пенсионеров в народонаселении страны сложилась, прежде всего, в результате старения населения, вызванного низкой рождаемостью. Но не только. Большой вклад в сложившуюся ситуацию внесла высокая смертность населения в детском и трудоспособном возрасте, а также высокий уровень травматизма и заболеваний, приводящих к инвалидности. Смертность детей в возрасте до 1 года в Украине в 2 раза выше, чем в европейских странах. В 2008 году на тысячу человек населения умерло 10 младенцев, в 1990 году — 12,8, в 1995 году — 14,7. А из общего числа умерших почти 10 % умирают в результате действия "внешних факторов" — чрезвычайные ситуации, убийства, самоубийства. Смертность мужчин в трудоспособном возрасте намного выше, чем смертность женщин, о чем свидетельствуют показатели средней ожидаемой продолжительности жизни и вероятность полностью прожить трудоспособный возраст (табл. 3). Таблица 3. Показатели продолжительности жизни мужчин и женщин в Украине
Тенденция изменения средней продолжительности жизни для женщин — это стабилизация. В 1991 - 1992 гг. средняя продолжительность жизни женщин превышала 74 года, в середине 90-х сократилась до 72, а сегодня опять приближается к 74 годам. У мужчин тенденция негативная. Если в начале 90-х мужчина в среднем жил 64,2 года, то теперь в среднем на 2 года меньше. В нашей стране уже много лет, по сути дела, ведется необъявленная война против граждан. Причем ведет ее не только государство, которое не может и, кажется, не хочет защищать людей от убийств, некачественных и опасных продуктов питания, несчастных случаев на производстве и техногенных катастроф, создать современную систему здравоохранения, прививать людям с детства физическую культуру, здоровый образ жизни, запретить рекламу алкоголя и табака, ограничить их потребление, вести действительно борьбу с употреблением наркотиков. К сожалению, войну против самих себя ведут граждане, которые потребляют очевидно некачественные продукты, нарушают правила безопасности на производстве, правила дорожного движения, пожарной безопасности и т. п. В результате, среди украинских пенсионеров только 76,6 % — пенсионеры по возрасту, 11,4 % — пенсионеры по инвалидности и 4,5 % — пенсионеры по выслуге лет. Это в общем-то молодые люди, в основном бывшие военные, многим из которых нет и 50 лет. Подробную информацию о составе украинских пенсионеров, заимствованную из журнала "Вестник ПФУ", приведем на рис. 1.
Рис. 1. Очень важно отметить, что доля 60-летних граждан в населении Украины составляет всего 20%, а доля пенсионеров — 30 %. То есть треть наших пенсионеров еще очень молоды и могли бы трудиться, если бы не все то, о чем говорилось выше.
Что же ожидает нас завтра? Демографические прогнозы в Украине неутешительны. Численность населения Украины будет сокращаться и к 2030 году составит 40 млн. чел. Самое неприятное в этом то, что соотношение лиц пенсионного возраста и лиц трудоспособного возраста будет резко ухудшаться. Если в 2001 году оно составляло 41,1 %, то к 2025 году будет — 50 %, а к 2050 году — 76 % *. В 1959 г. это соотношение составляло 22,7 %. И дело тут не только в низкой рождаемости и в высокой смертности, которая приводит к старению населения. * Концепция проведения пенсионной реформы одобрена Распоряжением КМУ от 14.10.2009 г. № 1224-р. Если в советские годы все трудоспособное население страны работало на благо Родины, то сегодня ситуация иная. В 2008 году в трудоспособном возрасте в Украине числилось 28 млн. 15 тыс. чел. Из них более 1,5 млн. — инвалиды, 622 тыс. — "льготники" и около 1 млн. — другие лица трудоспособного возраста. То есть, казалось бы, должны работать примерно 25 млн. чел. Реально же в 2008 году трудились на благо Украины только 16,75 млн. чел. Где остальные люди? Их ведь более 9 миллионов. Их надо искать среди тех, кто работает за рубежом, трудится в сфере "теневой экономики", то есть не получает официальной зарплаты, и, наконец, среди тех, кто живет за счет мужей (жен) и родителей. По некоторым данным, число граждан Украины, работающих за рубежом (трудовых мигрантов), почти 4,5 млн. чел., из них около 3 млн. чел. работают в России*. *Вестник Пенсионного фонда Украины", № 5/2009, с. 26. Число официальных безработных в Украине на 15 мая 2009 года составило 809 тыс. чел.*. Оформленные, зарегистрированные безработные — "интересное явление" — взносы в ПФ Украины за безработных никто не платит, но период безработицы в страховой стаж для начисления пенсии включается. По достижении пенсионного возраста они обязательно "нарисуются" в отделении Пенсионного фонда и потребуют на законном основании хотя бы минимальную пенсию. Остается еще более 3 млн. чел. Это те, кто занят в теневой экономике, не занят нигде, так как не хочет регистрироваться безработным (по некоторым данным, скрытая безработица составляет 2 млн. чел.) или живет за счет родственников. * "Вестник Пенсионного фонда Украины", № 5/2009, с. 27. Улучшится ли ситуация в ближайшие годы? Улучшение возможно, если произойдет детенизация экономики, сократится официальная и фактическая безработица и "заробітчани" вернутся в Украину. Дай Бог, чтоб так и вышло. Но даже если все трудоспособные граждане Украины будут официально трудоустроены, то и тогда на двух работающих будет один пенсионер. Как его прокормить? Представим себе семью, в которой двое детей и еще один старик, не имеющий ни копейки дохода, и их должны содержать двое супругов. Как вам такая семья? И слышать об этом не хочется, а уж и думать вообще страшно! Психология современного человека такова, что он предпочитает не думать о проблемах, а перекладывать их на других: родителей, правительство... Но проблема от этого не исчезает. Но если в ближайшие 5 - 10 лет еще и возможно (теоретически) улучшение ситуации, то после 2020 года просвета нет уже. Недавно на сайте Пенсионного фонда Украины был представлен следующий прогноз соотношения пенсионеров и плательщиков взносов в Пенсионный фонд (рис. 2).
Рис. 2. Как видим, в 2015 году плательщиков будет всего на 2 млн. больше, чем пенсионеров, а к 2035 году число пенсионеров и плательщиков взносов в Пенсионный фонд должно сравняться. Если посмотреть на демографическую ситуацию под другим углом, то можно сравнить: сколько людей в ближайшее время вступит в пенсионный возраст, а сколько войдет в трудоспособный возраст. По данным Госкомстата на 1 января 2008 года, в течение ближайших 5 лет пенсионного возраста достигнут 1 331 894 мужчин (им в 2008 году было 55 - 59 лет) и 1 806 190 женщин (им было 50 - 54 года). Всего 3 138 084 чел. В рабочий возраст вступят те, кому сейчас 15 - 19 лет, а таких всего 3 218 533 чел. То есть в экономику вольется на 80 000 чел. больше, чем выйдет на пенсию. Однако в следующем пятилетии соотношение резко изменится к худшему. В период с 2014 по 2018 гг. на пенсию выйдет 1 485 209 мужчин и 1 946 790 женщин — всего 3131999 чел., а вступят в работоспособный возраст 2 398 150 чел., то есть на 734 000 меньше. А дальше будет совсем плохо. В период с 2019 по 2023 гг. на пенсию выйдет 1 705 578 мужчин и 1 660 295 женщин — в целом 3 365 873 чел., а в экономику придет только 1 931 995, то есть на 1 млн. 434 тыс. меньше. Нетрудно предвидеть, что до той поры, как на пенсию пойдут нынешние 45 - 50-летние мужчины и 40 - 45-летние женщины, государственную пенсию им платить будет нечем (табл. 4). Таблица 4. Соотношение выходящих на пенсию и вступающих в трудоспособный возраст
Из графика на рис. 2 видно, что после 2010 года соотношение плательщиков и пенсионеров начнет быстро ухудшаться, а к 2018 достигнет критического состояния. К такому же выводу приходим, анализируя данные табл. 4. Казалось бы, до 2018 года время еще есть. Но дело в том, что пенсионная катастрофа может произойти и раньше, и причина этого в оскудении естественного источника пенсионных выплат.
СКОЛЬКО ЖИВУТ ПЕНСИОНЕРЫ, или О СЕРЬЕЗНОЙ УГРОЗЕ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ, О КОТОРОЙ ВООБЩЕ НЕ ГОВОРЯТ
Выше мы говорили о том, что главной причиной старения населения является низкая рождаемость, второй причиной высокой доли пенсионеров среди населения является высокая детская смертность и смертность в трудоспособном возрасте, а также высокий травматизм и тяжелые, приводящие к инвалидности заболевания. Но есть еще одна причина роста доли пенсионеров в численности населения. Молодым об этой причине говорить неудобно. Но автору уже седьмой десяток... Мне уже можно. Дело в том, что в Украине, как, впрочем, и в других странах, растет продолжительность жизни на пенсии. Сегодня мужчины на пенсии живут 14,5 лет, а женщины 23,5 лет* (при этом надо помнить, что женщины выходят на пенсию на 5 лет раньше мужчин, так что разница в ожидаемой продолжительности жизни между мужчинами и женщинами не так уж и велика). *Элла Ливанова, директор НИИ демографии и социальных проблем ("Вестник ПФУ", № 9/2009, с. 20). Иногда в печати приводятся и другие данные, которые говорят о продолжительности жизни на пенсии 2,3 года для мужчин, и 19,7 лет — для женщин. Очевидно, это следствие заблуждения. Те, кто приводит эти данные, рассчитывают продолжительность жизни на пенсии вычитанием из средней продолжительности жизни пенсионного возраста. Например, для мужчин 62,3 - 60 = 2,3. Повторюсь, это неверный расчет. Таким образом, мужчины-пенсионеры в среднем живут до 72 - 74 лет (в 2006 году этот показатель составлял 69 лет*), а женщины — до 76 - 78 лет с тенденцией к постепенному росту продолжительности жизни. Так, на 1 января 2008 года в Украине людей, чей возраст превышал 80 лет, было более 1,4 млн. чел., из которых мужчин почти 340 тыс., а женщин более 1 млн. * См. "Вестник ПФУ", № 10/2009, с. 27. Казалось бы, хорошо. Это как посмотреть. Люди, которым 80 и более лет, это люди, пережившие войну, воспитанные в социалистическом духе и считающие, что раз они много и тяжело работали, то их должно содержать государство, им должны помогать дети, внуки, да и все молодое поколение. Как им помогают, знает каждый. Большинство из этих людей получают минимальную пенсию, так как они были оформлены давно и их номинал "погрызла инфляция", и несмотря на это их содержание обходится очень дорого и государству, и детям, которые все же не забывают родителей. В этих условиях старики являются "живым укором"' и правительству, и своим детям, и всем нам — трудоспособным и пока еще здоровым. Да и сами они часто чувствуют себя обузой. А что думают их дети? — "Не дай Бог дожить до такого возраста". Плохо. Очень плохо, когда у стариков нет своих денег (а у 80-летних их как раз и нет!). Бесспорно, законодатели и правительство обязаны принять меры к повышению материальной обеспеченности прежде всего тех пенсионеров, которые уже ни подработать не могут, ни в финансовых операциях участвовать. Но главное, что надо сделать. Главное — не допустить, чтобы в таком положении оказались те, кому сегодня 60, 50 и 40 лет. Эти люди обязаны сами обеспечить себе достойную старость. Государство, как видим, этого сделать не может.
ОТКУДА БЕРУТСЯ ДЕНЬГИ НА ВЫПЛАТУ ПЕНСИИ, ИЛИ ЧТО БУДЕТ С СОЛИДАРНОЙ СИСТЕМОЙ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Содержание пенсионеров обходится очень дорого, по некоторым данным, в 2009 году на это тратилось 16 % валового внутреннего продукта Украины*, то есть всей созданной за год стоимости. В других странах расходы на выплату госпенсий составляют 7,8% ВВП**. Вот почему демографический кризис может обернуться для Украины экономической катастрофой уже в ближайшее время. *Анатолий Путинцев. "Накопить себе на старость. Но не в стеклянной банке". "Голос України" от 12.12.2009 г., с. 20. **Элла Ливанова, директор НИИ демографии и социальных проблем ("Вестник ПФУ", № 9/2009, с. 20). Иногда в печати приводятся и другие данные, которые говорят о продолжительности жизни на пенсии 2,3 года для мужчин, и 19,7 лет — для женщин. Очевидно, это следствие заблуждения. Те, кто приводит эти данные, рассчитывают продолжительность жизни на пенсии вычитанием из средней продолжительности жизни пенсионного возраста. Например, для мужчин 62,3 - 60 = 2,3. Повторюсь, это неверный расчет. Удивительно, но факт — большинство пенсионеров и тех, кто ожидает выхода на пенсию, не думают о том, откуда возьмутся деньги на выплату пенсий. Беспечность (пусть об этом думают депутаты и правительство) и страх (люди боятся правды) делают свое черное дело. И даже бизнесмены и бухгалтеры, которые 2 раза в месяц делают отчисления в Пенсионный фонд, не всегда задумываются над тем, как работает эта машина. Пенсионная реформа, которая вроде бы началась в Украине в 2004 году, на практике свелась к "смене вывесок" и декларированию, что Пенсионный фонд Украины становится страховщиком, то есть лицом, гарантирующим выплату пенсий за счет своих средств, а граждане, работающие по найму или осуществляющие предпринимательскую деятельность от своего лица (частные предприниматели), получают гордое название застрахованных лиц, которым гарантируется выплата пенсий при наступлении страхового случая — дожития до пенсионного возраста. Пенсионный фонд Украины получает деньги (страховые взносы) от лиц, которые называются страхователями, и выплачивает пенсии лицам, которые были застрахованы. Если Пенсионному фонду не хватает денег на выплату пенсий, то его дотирует Государственный бюджет, в который платят все те же лица, но уже в виде налогов и сборов (обязательных платежей). Уплачивая страховые взносы, плательщики обеспечивают пенсиями сегодняшних пенсионеров, при этом лицам, с доходов которых эти взносы уплачиваются, Закон о государственном пенсионном страховании гарантирует* пенсию в будущем. Поэтому лица, уплачивающие взносы, называются застрахованными лицами. * Закон как юридический акт дает, естественно, только правовую гарантию, для гарантии финансовой нужны еще и "живые деньги", а вот с этим-то и возникает проблема. Однако сумма уплаченных взносов не принадлежит застрахованным лицам, как это имеет место в накопительной системе страхования, и они не могут претендовать на нее. Вот и выходит, что с доходов одних взносы делают другие, а деньги получают третьи. Размер страховых взносов, согласно ст. 18 Закона о государственном пенсионном страховании, устанавливает Верховная Рада. Согласно Закону взнос должен определяться по результатам актуарных расчетов, исходя из того, что они должны обеспечивать предоставление лицам пенсионных выплат и социальных услуг, предусмотренных данным Законом, а также покрытие административных расходов для обеспечения функционирования системы общеобязательного государственного пенсионного страхования. Но на практике размер страховых взносов не менялся уже несколько лет и составляет 33,2 % для работодателей и 1 - 5 % для застрахованных лиц (работников). Предприниматели, уплачивающие так называемый единый налог, уплачивают взносы в Пенсионный фонд в составе этого единого налога. Максимальная сумма "пенсионного взноса" для "единщиков" составляет 84 грн. в месяц: [200 (грн.) х 42(%)]. Для обеспечения функционирования солидарной пенсионной системы этих взносов уже давно не хватает. Однако повысить их, как того требует Закон о государственном пенсионном страховании, также невозможно. Пенсионные взносы в Украине и так намного выше, чем в странах бывшего СССР. В Белоруссии на зарплату начисляют 29 %, в России — 20 %, в Казахстане еще меньше. А в Германии работодатель уплачивает 9,75 % от зарплаты и такой же процент удерживается из зарплаты работника. Если застрахованное лицо до этого возраста не доживает, то деньги, которые вносились в Пенсионный фонд его работодателем, который стал называться страхователем, для его родных и близких пропадают (а не надо было преждевременно умирать!), но используются для выплаты пенсий другим людям, которые оформили пенсию вчера или 20 лет назад, не подозревая о "смене вывесок". И все бы еще ничего, если бы денег, полученных Пенсионным фондом в качестве страховых взносов от работодателей, хватало на выплату пенсий всем пенсионерам, которых сегодня почти 14 млн. Но увы. Этих денег сегодня не хватает. Не хватает катастрофически. По оперативным данным, в бюджет Пенсионного фонда из всех источников финансирования в январе - октябре 2009 года поступило 120 939,0 млн. грн., что, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, больше на 8 950,1 млн. грн., или на 8,0 %. Собственные поступления составили 81 224,7 млн. грн. (104 % плановых назначений). В общем объеме поступлений собственные доходы составляют 67,2 %*. *По данным http://www.pfu.gov.ua/pfu/control/uk/publish/article?art_id=125184&cat_ld=94750 Таким образом, по официальным данным, только 67 % сформированы за счет собственных поступлений, а остальные 33 % — это дотации Госбюджета и кредиты НБУ, которые оформляются как государственный долг. К примеру, на 1 января 2009 года задолженность по страховым взносам в Пенсионный фонд Украины составила 2,2 млрд. грн., при этом около 50 % этой задолженности приходилось на госпредприятия, с которых невозможно принудительно взыскать долги, а 30 % — на предприятия, находящиеся в стадии банкротства*. Пенсионный фонд Украины предпринимает героические усилия по взысканию недоимки с должников. Но даже полная ликвидация задолженности не решит проблемы наполнения Пенсионного фонда собственными средствами. *"Вестник Пенсионного фонда Украины" № 6/2009, с. 11. Причина этого не только в демографической ситуации и большом числе работающих за рубежом. Причина бедственного положения Пенсионного Фонда в тенизации зарплаты. Многие работодатели, особенно в условиях финансового кризиса, не могут производить взносы в ПФ Украины по ставке 33,2 % от реальной зарплаты и вынуждены скрывать ее. Без снижения налогового давления на зарплату невозможна ее детенизация, а в условиях колоссального дефицита Пенсионного фонда невозможно снизить ставку пенсионного взноса. Получается порочный круг. По сути дела, Пенсионный фонд Украины сегодня уже не является страховщиком, так как не может за счет своих средств обеспечить выполнение обязательств государства по выплате пенсий. Пенсионный фонд превратился в самого крупного должника, долги которого уже невозможно погасить, они будут только возрастать. В этих условиях выплата государственных пенсий возможна только за счет увеличения государственного долга, или, говоря понятным языком, за счет печатания денег, за которыми ничего не стоит. Печатание денег — неизбежная инфляция, а инфляция больнее всего бьет по людям с низкими доходами, то есть по пенсионерам. Страховые взносы тяжким бременем ложатся на затраты предприятий и расходные части бюджетов, финансирующих государственные и другие учреждения. Первым ничего не остается делать, как увеличивать цены, а значит, снижать уровень жизни пенсионеров. А вторые вынуждены требовать увеличения бюджетного финансирования, что ведет к росту налогов, которые вновь увеличивают расходы предприятий и в итоге снова повышают цены. Такой вот круговорот. Схематически это выглядит так (смотрите рис. 3 ниже). Как видим, "пенсионный пылесос" вытягивает деньги, во-первых, у застрахованных лиц, которым работодателю невыгодно повышать зарплату, а во-вторых, у пенсионеров и тех же застрахованных лиц, которые вынуждены покупать товары по ценам более высоким, чем они были бы без "пенсионного налога". Повышать зарплату "своим работникам", чтобы выше была пенсия у "чужих пенсионеров", согласитесь, равнозначна раздаче милостыни в условиях, когда свои дети ходят голодными. Не то что предприниматель, ни один психически здоровый человек не воспримет "логику" Пенсионного фонда. Не нужно быть великим экономистом, чтобы понять, что до тех пор, пока зарплата будет объектом обложения "пенсионными взносами", добиться существенного роста пенсионных взносов будет очень трудно. И никакие призывы и репрессивные меры ничего принципиально изменить не смогут.
Рис. 3. Повторюсь, пока пенсионеров мало, а работников (застрахованных лиц) много, эта система работает удовлетворительно, но по мере снижения числа работников и роста числа пенсионеров солидарная система превращается в монстра, который начинает питаться теми, кого призвана защищать. Конечно, ресурс солидарной пенсионной системы еще не исчерпан. Есть много направлений улучшения ее работы. Это, во-первых, повышение пенсионного возраста, во-вторых, отказ от пенсионных льготников, то есть лиц, получающих многотысячные пенсии по специальным законам, содержание которых неизвестно не только обычным гражданам, но и специалистам, в-третьих, создание новых рабочих мест и увеличение числа работников за счет снижения безработицы и возврата в Украину "заробітчан", и наконец, за счет детенизации экономики в результате снижения налогового давления на зарплату. Но, что бы не предпринималось и какой бы экономический рост не ждал нас в будущем, солидарная пенсионная система способна обеспечить людям только некоторый прожиточный минимум. Поэтому срочно необходимо продолжение пенсионной реформы в направлении развития накопительного пенсионного страхования.
ПЕНСИОННАЯ РЕФОРМА ЗА РУБЕЖОМ
Демографическая ситуация угрожает всем так называемым развитым странам. Многие аналитики считают, что через тридцать лет Европа, Северная Америка и Япония могут оказаться перед лицом серьезного кризиса: старение населения угрожает уничтожить финансовую систему всего мира, поскольку львиная часть бюджетов наиболее богатых государств и значительная доля активов финансовых структур будут тратиться на выплаты пенсий и медицинское обслуживание пожилых людей. Исследование, проведенное Центром Стратегических и Международных Исследований и финансовой группой Citigroup, показало, что даже если правительства индустриально развитых государств не будут увеличивать размеры пенсий своим пожилым гражданам и оставят их на нынешнем уровне, то к 2050 году затраты на пенсионные выплаты достигнут 30 % от внутреннего валового продукта (ВВП) этих стран.* *См. сайт http://www.gmdh.net/pop/news/nasel26.htm Во Франции пожилые люди будут потреблять 2/3 ВВП. В Японии в середине столетия на эти же цели будет расходоваться 17,2 % ВВП. США благодаря большому числу эмигрантов и высокой рождаемости находятся в более выигрышном положении — к 2050 году пенсионные затраты возрастут до 2,8 % ВВП. Однако главная проблема заключается в том, что "стареющие" государства могут оказаться не в состоянии выплачивать своим пожилым гражданам пенсии и обеспечивать их медицинской и социальной помощью. Экономический рост в этих государствах может идти недостаточно быстро. Уже заметна тенденция сокращения в них числа работающих, а соответственно, и числа потребителей, в ближайшем будущем этот процесс может набрать силу. Таким образом, будущие пенсионеры, находящиеся в расцвете лет сегодня, могут просто не суметь обеспечить себе достойную старость. Наиболее пессимистичный сценарий предусматривает, что трудности с содержанием пенсионеров в 2050 году обернутся глобальным финансовым кризисом. Надо сказать, что правительства развитых стран довольно вяло реагируют на ситуацию и все-таки кое-какие реформы они сделали. Первое, что предприняли власти этих стран, — увеличили пенсионный возраст, то есть возраст, дающий право на государственную пенсию. В таблице 5 приведены данные о пенсионном возрасте, из которых видно, что практически во всех странах (исключение — Франция) мужчины могут оформить пенсию с 65 лет, а пенсионный возраст женщин во многих странах сравнялся с пенсионным возрастом мужчин Европы. Таблица 5. Пенсионный возраст в разных странах лет.
Ниже приведена краткая информация о пенсионных системах некоторых европейских стран, в том числе и тех, которые долгое время находились в социалистической системе. Германия. С 1957 года действующая в Германии солидарная, или, как они ее называют, "распределительная" система пенсионного обеспечения предполагает внесение обязательных взносов в размере 19,5 % от заработка, причем 9,75 % удерживают из заработка работника и 9,75 % платит работодатель. Взносы уплачиваются с заработка 5 200 евро в год. Кроме того, работник с заработка не более 3 525 евро в месяц производит отчисления в фонды добровольного накопительного страхования, при этом взносы составляют не менее 78 и не более 1 004,25 евро в месяц. Также в Германии традиционно развито накопительное страхование жизни страховыми компаниями. Великобритания*. Система пенсионного обеспечения в Великобритании по праву считается одной из самых совершенных в мире. Фактически Великобритания — одна из немногих стран, на которую практически не повлиял кризис пенсионных систем в Европе, так как ее рынок добровольного пенсионного страхования оценивается в $ 450 млн. Англосаксонская схема пенсионных продуктов (помимо Великобритании, эту схему используют в Нидерландах и Ирландии) характеризуется наличием большого числа корпоративных пенсионных планов, формируемых частными пенсионными фондами. При этом пенсионные схемы могут создаваться даже для двух-трех человек. Выбирая пенсионные продукты, новые участники присоединяются к уже существующим схемам по принципу пирамиды. *По материалам: http://www.npfcapital.kz/great-britain/?lang=ru Пенсионная система Великобритании включает три составляющих: государственное страхование, профессиональную и персональную пенсии. Первая составляющая представляет собой обеспечиваемую государством фиксированную сумму, которая гарантирует минимальную (базовую) пенсию. Государственная пенсия формируется за счет обязательных взносов работодателя (11,9 % от заработка) и работника (10 %). Взносы аккумулируются в национальном страховом фонде. Из этих средств выплачиваются текущие пенсионные обязательства. Если средств национального страхового фонда для выплат не хватает, то государство берет недостающую сумму из налоговых сборов. Тем, у кого доход ниже установленного уровня, государство выплачивает гарантированную минимальную пенсию из налоговых сборов. Вторая и третья составляющие относятся к негосударственным пенсиям и не являются обязательными. Профессиональные пенсии назначаются работодателями как для вознаграждения работников, так и для привлечения новых кадров и удержания их на предприятиях и также для создания имиджа работодателей. Деньги направляются в пенсионный фонд, где они накапливаются, инвестируются и выплачиваются в виде дополнительных пенсий. Фонд отделен от работодателя. Персональные пенсии формируются независимо от работодателя. Работник индивидуально накапливает будущую пенсию в страховой компании. США*. Модель пенсионной системы США основывается преимущественно на личном пенсионном страховании населения. В Соединенных Штатах функционируют как государственная, так и частные пенсионные системы. Право на государственную пенсию (выплачивается по распределительному принципу) имеют лица старше 65 лет с трудовым стажем не менее 10 лет. Для двух третей пожилых американцев госпенсии составляют более половины их дохода. * http://www.npfcapital.kz/us/?lang=ru В распределительной (солидарной) системе пенсионеры получают не свои деньги, а деньги ныне работающих и платящих налоги американцев. А в свою очередь, взносы нынешних пенсионеров получили предыдущие поколения пенсионеров. Таким образом, распределительная система представляет собой "денежный обмен между поколениями". Принцип этого "обмена" социальный, а не экономический, он осуществляется в обязательном (законодательном) порядке и может работать только на государственном уровне. Поступающие в пенсионные фонды денежные средства в виде налогов на социальное страхование, почти не задерживаясь на пенсионных счетах, поступают в распоряжение пенсионеров в виде ежемесячных пенсионных выплат. Государственная распределительная система предназначена не для инвестиций, а для гарантированной выплаты пенсий пенсионерам в установленных сроках и объемах. В целом государственная пенсионная система США выполняет социальную, а не инвестиционную функцию. В США рынок добровольного пенсионного обеспечения образуют пенсионные и взаимные инвестиционные фонды, аннуитеты, а также индивидуальные инвестиционные продукты (счета и планы). Суммарные активы американских пенсионных фондов составляют около $3,5 трлн. Частным лицам предлагаются индивидуальные пенсионные счета, а сотрудникам компаний — пенсионные планы. Индивидуальные пенсионные продукты различаются по стоимости администрирования, налоговым льготам и простоте схем. Каждый человек в зависимости от уровня дохода, возраста, семейного положения может выбрать для себя соответствующую программу. Накопительные планы работодателей формируются вокруг двух основных альтернатив — схемы с установленными взносами и с установленными выплатами. Однако в условиях падающих фондовых индексов схемы с установленными выплатами являются проблемными, поскольку доходность от инвестирования постоянно снижается. У многих фондов возникла проблема недофинансирования, решать которую, согласно американскому законодательству, компании должны за счет собственных средств. Россия*. В России основным видом пенсий являются трудовые пенсии, которые рассчитываются по сложной формуле исходя из стажа работы, средней зарплаты по стране, соотношения фактической зарплаты работника и средней зарплаты и так называемого базового пенсионного капитала. Работодатель в России в основном уплачивает в Пенсионный фонд 20 % от зарплаты работника. * По материалам: http://rupensia.ru/pensia/pensioninsurance/ Обратим внимание на то, что пенсионный фонд России (ПФР) с 15 февраля 2010 года приступает к сбору страховых взносов, заменивших отмененный единый социальный налог (ЕСН). 1 января 2010 года в Российской Федерации стартовали сразу два пенсионных проекта — замена ЕСН страховыми платежами и валоризация (переоценка) пенсионных прав для пенсионеров. Работы по валоризации уже завершаются: по словам главы ПФР Антона Дроздова, фонд в беззаявительном порядке уже провел переоценку прав 35 млн. пенсионеров — за каждый год стажа до 1991 года страховая часть пенсии увеличилась на 1 %, за стаж 1991 - 2001 гг. — на 10 %. Другое новшество 2010 года, которое коснется самых бедных пенсионеров, — доплаты, доводящие пенсии до размера регионального прожиточного минимума: их, по словам Антона Дроздова, получат 5 млн. пенсионеров. Меньше определенности с заменой ЕСН взносами. Изменение не сопровождается увеличением нагрузки на работодателей — повышение совокупной ставки платежей с 26 до 34% от фонда зарплат состоится в 2011 году*. * http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1307652 Также напомним, что с 1 октября 2008 года в России начал действие новый закон "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" или "софинансирование пенсии". Теперь каждый гражданин РФ, независимо от возраста и продолжительности трудового стажа, может добровольно делать отчисления на накопительную часть трудовой пенсии. Размер взносов пенсионного страхования может быть любым (но не менее 2 000 руб. в год). В свою очередь, государство обещает перечислить на ваш личный (персонифицированный) счёт точно такую же сумму (но не более 12 000 руб. в год). Пенсионное страхование РФ бывает двух видов: - обязательное пенсионное страхование, или, как его ещё называют, государственное пенсионное страхование; - добровольное пенсионное страхование, то есть негосударственное пенсионное обеспечение. Польша. В Польше трехуровневая пенсионная система состоит из минимальной гарантированной пенсии (Уровень 0), основной солидарной пенсии (Уровень 1) и обязательной накопительной системы (Уровень 2). Уровни 0 и 1 администрируются государством. Уровень 2 находится в негосударственном управлении. Однако в Уровень 2 взносы собирает государственный пенсионный администратор, которые потом распределяет между негосударственными пенсионными фондами. В начале 1999 года участие в новой системе было обязательным для всех работников до 30 лет включительно, добровольным — для людей в возрасте от 31 до 49 лет. Работники старше 50 лет остались в старой системе. Все три уровня взаимно дополняют и перестраховывают друг друга. Взнос работников на первый персональный счет в Польше составляет 12,22 % заработной платы, взнос на второй персональный счет — 7,3 %. Хорватия. Пенсионная реформа в Хорватии началась с принятием Закона от 21.07.1998 г. "О пенсионном обеспечении". Одним из важнейших изменений в пенсионной системе явилось повышение пенсионного возраста для мужчин и женщин. Так, согласно ст. 30 данного Закона, право на пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет. Пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. По Закону страховой стаж определяется как совокупная продолжительность работы, в течение которой уплачивались страховые взносы, и иные периоды времени деятельности человека, которые засчитываются в страховой стаж. Одним из важнейших направлений пенсионной реформы в Хорватии явилось правовое регулирование формирования накопительной части трудовой пенсии по старости и инвалидности, которое основывается на положениях Закона от 13.05.1999 г. "Об обязательных и добровольных фондах" (с последующими изменениями и дополнениями). Согласно ст. 4 данного Закона образуются пенсионные общества в форме акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью. Согласно данным Хорватского агентства по финансовому надзору (HA№FA), по состоянию на начало июля 2009 года в Хорватии функционировало 25 пенсионных фондов, из них 4 обязательных пенсионных фонда (второй уровень пенсионной системы), 6 открытых добровольных пенсионных фондов и 15 закрытых добровольных пенсионных фондов (третий уровень пенсионной системы). Беларусь. Пенсионная система в Беларуси действует на распределительной основе, на принципах солидарности и текущего финансирования. Выплата трудовых пенсий, назначенных по условиям и нормам Закона "О пенсионном обеспечении", осуществляется из средств социального страхования. Социальные пенсии, а также пенсии военнослужащим, служащим органов внутренних дел, государственным служащим, лицам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, выплачиваются (полностью или частично) за счет средств государственного бюджета. Работодатели уплачивают в солидарную систему пенсионного обеспечения 29 % от заработной платы работников. Основные направления реформирования пенсионной системы определены Концепцией реформы пенсионного обеспечения в Республике Беларусь, одобренной Правительством 17.04.1997 г. Реформирование пенсионной системы в перспективе предполагается осуществлять на основе трех уровней. Первый уровень — социальные пенсии. Они будут выплачиваться за счет государственного бюджета лицам, которые не приобрели права на пенсию в системе государственного (пенсионного) страхования. Второй уровень предусматривает обязательное пенсионное страхование. Выплата страховых пенсий должна обеспечиваться за счет текущих страховых взносов. Третий уровень — дополнительные профессиональные пенсионные системы — будет формироваться на накопительных принципах. Казахстан*. Казахстан стал первой страной на территории СНГ, которая в 1998 году начала планомерный переход к системе накопительного пенсионного обеспечения на принципах персональных пенсионных отчислений. Основной целью проведения пенсионной реформы стало построение финансово устойчивой и справедливой системы, учитывающей экономический рост, соразмеряющей трудовой вклад с пенсией через персонифицированный учет пенсионных взносов. К тому же накопительная пенсионная система была призвана решить ряд проблем: смягчить социальную напряженность, постепенно освободить бюджет от бремени пенсионных выплат, способствовать появлению у граждан заинтересованности зарабатывать много и легально. В результате пенсионной реформы будущие пенсии должны были сохраниться и приумножиться, а экономика получить еще одного институционального инвестора — пенсионные фонды. * По материалам: http://www.npfcapital.kz/kazakhstan/?lang=ru Пенсионное обеспечение Казахстана в настоящее время представляет собой систему из трех уровней (пилларов), сочетающих одновременно механизмы солидарной и накопительной систем. Первый уровень — солидарная пенсионная система, унаследованная Казахстаном от СССР после его распада и основанная на "солидарности поколений", в которой источником пенсионных выплат становится государственный бюджет за счет налоговых отчислений работающей части населения и других поступлений. Размер пенсионных выплат определяется трудовым стажем. В настоящее время в рамках этого уровня формируются пенсионные выплаты для тех, чей трудовой стаж на момент выхода на пенсию по состоянию на 1 января 1998 года составляет не менее шести месяцев. Наряду с солидарной системой создана и развивается накопительная пенсионная система. Второй уровень — обязательная накопительная пенсионная система с фиксированным 10 - процентным размером пенсионных отчислений от ежемесячного дохода для граждан Казахстана, иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Казахстане. Третий уровень — накопительная система, основанная на добровольных и добровольных профессиональных пенсионных взносах. В Казахстане граждане имеют право на назначение пенсий: с 1 января 1998 года — мужчинам по достижении 61 года, женщинам — 56 лет; с 1 июля 1998 года — мужчинам по достижении 61,5 года, женщинам — 56,5 лет; с 1 июля 1999 года — мужчинам по достижении 62 лет, женщинам — 57 лет; с 1 июля 2000 года — мужчинам по достижении 62,5 года, женщинам — 57,5 лет; с 1 июля 2001 года — мужчинам по достижении 63 лет, женщинам — 58 лет. Выплаты пенсий будут осуществляться следующим образом: если трудовая деятельность началась после 1 января 1998 года, то по достижении пенсионного возраста будут получать пенсионные выплаты только за счет собственных пенсионных накоплений из своего накопительного пенсионного фонда. Для тех, кто на этот срок имел 6 месяцев или более, согласно закону, их пенсия будет состоять из двух частей. Первая часть из Государственного центра по выплате пенсий (ГЦВП). Её размер рассчитывается пропорционально трудовому стажу. Вторая часть выплачивается из накопительного пенсионного фонда, и её размер прямо зависит от величины пенсионных накоплений. Все получавшие пенсию до 1 января 1998 года (то есть граждане, достигшие пенсионного возраста и имеющие трудовой стаж 20 и 25 лет) будут продолжать получать пенсионные выплаты из ГЦВП параллельно с выплатами из накопительной системы. Вся пенсионная деятельность государственного и негосударственных фондов на сегодняшний день сводится к тому, что по указанию Правительства граждане перечисляют 10 % от дохода в накопительные пенсионные фонды. Эти деньги инвестируются, 90 % инвестиционного дохода поступает на индивидуальный пенсионный счет вкладчика, а 10 % — на нужды фонда. Накопительный пенсионный фонд является самостоятельной банковской системой, что подразумевает независимость от государственного бюджета, то есть его средства не входят в состав бюджета. Источниками же формирования средств данного фонда являются: 1) ежемесячные перечисления в форме обязательных пенсионных взносов 10 % от оплаты труда; 2) добровольные пенсионные взносы граждан, а также пенсионные взносы в пользу третьего лица; 3) инвестиционный доход, получаемый при размещении средств вкладчиков пенсионного фонда.
КАК ПЛАНИРУЕТСЯ РЕФОРМИРОВАТЬ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В УКРАИНЕ
В конце 2009 года Кабинет Министров Украины утвердил Концепцию дальнейшего проведения пенсионной реформы. Реформирование планируется осуществить в два этапа (табл. 6). Таблица 6. Этапы пенсионной реформы в Украине
Мероприятия, безусловно, важные, и экономически необоснованно откладывать их на далекий 2014 год, в котором, как мы видели, вполне возможно начало "пенсионной катастрофы". В этой связи встает вопрос: "Почему откладываются серьезные пенсионные реформы? Кто и зачем их тормозит?"
ПОЧЕМУ ТОРМОЗЯТСЯ ПЕНСИОННЫЕ РЕФОРМЫ
Трудно добавить что-либо к словам, приведенным в эпиграфах. Пенсионная проблема заполитизирована, удобный момент для начала серьезных реформ (2001 - 2004 гг.) безнадежно упущен. Теперь любые серьезные решения будут очень болезненны для всех. Политик, который начнет серьезные реформы, обязательно не угодит ими очень многим избирателям и неизбежно понизит свой рейтинг. Люди по-прежнему надеются на чудо, которое совершит для них "добрый Президент". Но, увы, чудо невозможно. Причина торможения пенсионных реформ в том, что сегодня пока нет понимания их неотложной необходимости ни у населения, ни у бизнеса, ни у политических деятелей. Что же делать тем, у кого такое понимание есть?
ЧТО ДЕЛАТЬ ТЕМ, КТО ПОНЯЛ, ЧТО МЕДЛИТЬ НЕЛЬЗЯ
Любым действиям в сфере экономики и финансов должна предшествовать разработка плана, личного (семейного) финансового плана.
(Окончание следует)/
|