| Как учитывать право постоянного пользования земельным участком Экспресс 2010-02-28КАК УЧИТЫВАТЬ ПРАВО ПОСТОЯННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМ УЧАСТКОМ "Экспресс анализ законодательных и нормативных актов" № 8, от 28 февраля 2010 г. Наталия Остапенко
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ ЗК Украины — Земельный кодекс Украины Закон о бухучете — Закон Украины от 16.07.1999 г. № 996-XIV "О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине" Закон об оценке имущества — Закон Украины от 12.07.2001 г. № 2658-Ш "Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине" Закон о землеустройстве — Закон Украины от 22.05.2003 г. № 858-IV "О землеустройстве" Положение № 88 — Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина Украины от 24.05.1995 г. № 88 Положение № 1213 — Положение о порядке бухгалтерского учета отдельных активов, утвержденное приказом Минфина Украины от 19.12.2006 г. № 1213 П(С)БУ 8 — Положение (стандарт) бухгалтерского учета 8 "Нематериальные активы", утвержденное приказом Минфина Украины от 18.10.1999 г. № 242 Инструкция № 69 — Инструкции по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов (с изменениями и дополнениями), утвержденная приказом Минфина Украины 11.08.1994 г. № 69 Методические рекомендации № 1327 — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденные приказом Минфина Украины от 16.11.2009 г. № 1327 Письмо № 31-34000-10-10/6424 — Письмо Минфина Украины от 06.03.2009 г. № 31-34000-10-10/6424 "Относительно отражения в бухгалтерском учете права постоянного пользования земельными участками"
Использование приобретенного права постоянного пользования земельным участком невозможно без оформления документа, удостоверяющего такое право. Право постоянного пользования земельным участком из состава земель государственной и коммунальной собственности приобретают предприятия и организации государственной и коммунальной формы собственности. В соответствии с нормами ст. 92 ЗК Украины право постоянного пользования земельным участком — это право владения и пользования земельным участком, находящимся в государственной или коммунальной собственности, без установления срока. В соответствии с Положением № 1213 право постоянного пользования земельным участком учитывается в составе нематериальных активов и в порядке, установленном П(С)БУ 8. П(С)БУ 8 определяет нематериальный актив как немонетарный актив, который не имеет материальной формы и может быть идентифицирован (независимо от срока его полезного использования (эксплуатации)). Идентификация нематериального актива подразумевает, что актив на дату его приобретения должен быть достоверно определен и быть полезным в периоде использования. По мнению Минфина, изложенному в Письме № 31-34000-10-10/6424, право постоянного пользования земельным участком в бухгалтерском учете отражается в составе нематериального актива по стоимости, определенной Законом об оценке имущества. Использование приобретенного права постоянного пользования земельным участком невозможно без оформления документа, удостоверяющего такое право. А таким документом, в соответствии со ст. 126 ЗК Украины, является государственный акт, который составляется на основании решения органов исполнительной власти или органов местного самоуправления. В свою очередь, решение о предоставлении права постоянного пользования земельным участком принимается на основании проекта землеустройства (ст. ст. 123,151 ЗК Украины). В частности, ст. 123 ЗК Украины, предусмотрено, что разработанный проект землеустройства по отводу земельного участка подается Комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству. Комиссия в течение трех недель со дня получения проекта предоставляет соответствующему органу исполнительной власти или органу местного самоуправления свое заключение по согласованию проекта или отказ в его согласовании. Обязательный перечень технической документации по составлению документов, удостоверяющих право на земельный участок, установлен нормами ст. 56 Закона о землеустройстве. Одним из обязательных этапов разработки технической документации является установление на местности границ земельного участка. С этой целью проводится инвентаризация земли, работы по которой обязательны в соответствии со ст. 35 Закона о землеустройстве. Таким образом, при оформлении государственного акта, удостоверяющего право постоянного пользования земельным участком, неизбежны расходы по составлению проекта отвода земли, инвентаризации земли, а также затраты на согласование с уполномоченными органами по землеустройству, градостроению и архитектуре, охране культурного наследия, а также с природоохранными и санитарно-эпидемиологическими органами. Согласно п. 11 П(С)БУ 8 первоначальная стоимость приобретенного нематериального актива состоит из стоимости приобретения, косвенных невозмещаемых налогов, пошлины и других расходов, непосредственно связанных с его приобретением и доведением до состояния, пригодного для использования по назначению. Поэтому стоимость работ по составлению проекта отвода земельного участка и связанные с ними расходы в полной мере соответствуют критериям признания нематериального актива. Эти расходы должны входить в первоначальную стоимость нематериального актива — права постоянного пользования земельным участком. Таким образом, первоначальная стоимость нематериального актива — права постоянного пользования земельным участком должна включать стоимость такого права, определенную в соответствии с Законом об оценке имущества, с учетом расходов на оформление государственного акта, удостоверяющего такое право. Согласно пп. 11.7 п. 11 Инструкции № 69 в ходе проведения инвентаризации проверяется наличие документов на земельные участки. Следует заметить, что форма первичного документа для учета права постоянного пользования земельным участком на сегодняшний день не установлена. Согласно Закону о бухучете первичные документы должны иметь следующие обязательные реквизиты: - название документа (формы); - дата и место составления; - наименование предприятия, от имени которого составлен документ; - содержание и объем хозяйственной операции, единица измерения хозяйственной операции; - должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления; - личная подпись или другие данные, дающие возможность идентифицировать лицо, принимающее участие в осуществлении хозяйственной операции. Но государственный акт на право постоянного пользования земельным участком не содержит обязательных реквизитов для признания его первичным документом в бухгалтерском учете. В то же время, п. 2.7 Положения № 88 установлено, что документирование хозяйственных операций может осуществляться с использованием самостоятельно изготовленных бланков, которые должны содержать реквизиты типовых или специализированных форм. На основании вышеизложенного право постоянного пользования земельным участком может учитываться с использованием первичного бухгалтерского документа, форма которого установлена предприятием самостоятельно, с учетом всех обязательных реквизитов, предусмотренных Законом о бухучете. При оформлении государственного акта, удостоверяющего право постоянного пользования земельным участком, неизбежны расходы по составлению проекта отвода земли, инвентаризации земли, а также затраты на согласование с уполномоченными органами по землеустройству, градостроению и архитектуре, охране культурного наследия, а также с природоохранными и санитарно-эпидемиологическими органами. Что касается амортизации нематериального актива — права постоянного пользования землей, то нематериальный актив с неопределенным сроком полезного использования не амортизируется. Бухгалтерский учет права постоянного пользования землей осуществляется с учетом Методических рекомендаций № 1327 (таблица).
|