| Предварительная и смешанная оплата через РРО: особенности проведения Лига 2009-06-14Предварительная и смешанная оплата через РРО: особенности проведения Бухгалтер&Закон 08.06.2009 – 14.06.2009, № 02 (02)
Аванс (предоплата) за товар (услугу) Известно, что порядок расчетов регулирует Закон о РРО, согласно которому через РРО регистрируют расчетные операции при продаже товаров (услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг. Расчетные операции представляют собой, в частности, принятие от покупателя наличных средств или платежных карточек (чеков, жетонов) по месту реализации товаров. При этом расчетные операции проводятся на полную сумму покупки с использованием режима предварительного программирования наименования, цен товаров (услуг) и учета их количества (ст. 3 Закона о РРО). Напомним: при проведении ряда расчетных операций можно не применять РРО. Например, обходятся без РРО и расчетных книжек: – при осуществлении торговли продукцией собственного производства и предоставлении услуг предприятия, не относящиеся к сфере торговли, общественного питания и услуг; – субъекты предпринимательской деятельности, торгующие неподакцизными товарами на условиях приобретения специального торгового патента. Полный перечень расчетных операций, при проведении которых не применяют РРО, приведен в ст. 9 Закона о РРО. Также разрешено не применять РРО при проведении расчетов при осуществлении отдельных форм деятельности. Например, в случае розничной продажи товаров посредством передвижной торговой сети. Все формы и условия осуществления деятельности, освобожденной от использования РРО, установлены в Перечне № 1336. Отметим, что в вышеназванных нормах не упоминаются такие случаи, как авансовая или предварительная оплата товаров (услуг). Следовательно, при проведении таких расчетных операций РРО применять необходимо. Итак, по Закону о РРО проведение через РРО расчетной операции, в том числе и при авансовой оплате (предоплате), подтверждает расчетный документ установленной формы (фискальный кассовый чек), который должен выдаваться покупателю не позднее завершения расчетной операции. А Порядок № 614 уточняет: расчетная операция считается проведенной через РРО, когда данные о ее объеме введены в режиме регистрации. Отметим, что в требованиях к форме и содержанию фискального кассового чека, установленных Положением № 614, среди обязательных реквизитов чека значится наименование товара (услуги). Аванс (предоплата) – это форма оплаты, а не товар (услуга). Поэтому важно провести сумму аванса (предоплаты) через РРО, не нарушив норм Закона о РРО и требований Порядка № 614 и Положения № 614. О том, что такие операции нужно обязательно проводить через РРО, речь шла еще в письме ГНА в Донецкой области от 02.02.2007 г. № 1488/10/23-113-5. В нем была затронута важная тема: как принимать и оформлять аванс в наличной форме за организацию и обслуживание банкета. По мнению налогового органа, предприятие, принимая такой аванс, фактически заключает соглашение на предоставление услуги и реализует ее. Такой вывод был сделан на следующем основании: в Законе о РРО предусмотрена возможность возврата денег в случае отказа покупателя от услуги. И осуществление расчетной операции во время реализации услуги не требует совпадения по времени принятия денег и факта ее предоставления. Значит, по Закону о РРО принятие предприятием общественного питания наличных денег за услугу в месте ее реализации – это расчетная операция, которую нужно проводить через РРО и оформлять соответствующим образом. Аналогичный вердикт о необходимости проведения через РРО с распечаткой соответствующего чека авансов (предоплат), принятых за организацию банкета, вынес в свое время и Верховный Суд Украины (см. постановление о 25.09.2007 г.). Позже в «Вестнике налоговой службы Украины» (апрель 2008 г., № 14 (489), с. 37) был опубликован обобщающий материал, касающийся порядка проведения авансовых расчетов за будущий банкет. «Б&З» констатирует: каких-либо официальных разъяснений о порядке программирования РРО и оформления реквизитов фискального кассового чека, подтверждающего подобную расчетную операцию, нет. Встречаются лишь небольшие разъяснения, которые можно найти на сайтах некоторых налоговых администраций. В частности, отдел массово-разъяснительной работы и обращений граждан ГНА в Волынской области, в одном из ответов на вопрос относительно применения РРО, разъяснил следующее: при проведении расчетных операций на условиях предоплаты в РРО в качестве наименования товара (так называемого артикула) можно предварительно запрограммировать «Предоплата», «Аванс». Затем следует указать цену товара и принадлежность указанного артикула к определенному отделу или товарной группе, или к первому и второму одновременно (в зависимости от технических возможностей РРО). Отдел массово-разъяснительной работы и обращений граждан ГНА в Дарницком районе г. Киева по похожему вопросу высказался так*: «...У разі відпуску товарів оптовикам, де у договорах може бути передбачено як внесення покупцем авансу, так і відвантаження з подальшою оплатою або з оплатою частинами, рекомендуємо Вам запрограмувати як найменування послуг номери письмових договорів із контрагентами, за якими здійснюються оптові продажі, у тому числі й за готівковий розрахунок. Наприклад, у вигляді поєднань «Договір № 001», «Договір № 002» тощо. Ціна цих нових артикулів може бути встановлена у сумі 1,00 грн. Такий артикул можна трактувати як послугу з приймання грошових коштів за вказаним договором у сумі 1 грн. Якщо зазначити в чеку потрібну кількість, можна буде зареєструвати отримання будь-якої суми за вибраним договором, не здійснюючи переведення РРО в режим «вільної ціни». Оскільки при передоплаті реєструються такі ж реальні суми внесеної готівки, як і при продажу товарів, то графи КОРО заповнюватимуться як завжди, без будь-яких особливостей. Обраний Вами спосіб програмування і застосування РРО слід письмово погодити з Державною податковою інспекцією». ____________ Понятно, что это всего лишь интерпретация налоговыми органами Закона о РРО. Поскольку некоторые предлагаемые выше действия прямо не оговорены ни Законом о РРО, ни Порядком № 614, «Б&З» настоятельно советует предприятиям не игнорировать последнюю рекомендацию и во избежание возможных недоразумений согласовывать с налоговиками выбранный способ программирования РРО. Смешанные оплаты через РРО Зачастую покупатели выказывают желание оплатить приглянувшийся товар по такой схеме: частично с использованием платежной карточки и частично (с доплатой до полной стоимости товара) наличными средствами. Насколько правомочны такие расчеты с точки зрения Закона о РРО? Прежде всего «Б&З» отмечает, что сам Закон не содержит прямого запрета на их проведение. Более того, если исходить из определения расчетной операции из Закона о РРО, предприятие при таком способе оплаты, по сути, проводит две расчетные операции: принимает по месту реализации платежную карточку (1) и наличные денежные средства (2). Далее, воспользовавшись ст. 3 Закона о РРО, «Б&З» приходит к выводу: на каждую такую операцию следует оформить отдельный расчетный документ – фискальный кассовый чек. Причем чек, который выдается покупателю при проведении расчетов с использованием платежной карточки платежного терминала, соединенного или объединенного с РРО, должен содержать реквизиты, предусмотренные п. 3.2 Положения № 614, и дополнительно реквизиты, указанные в п. 3.6 этого Положения. Единственное непреодолимое препятствие, которое «Б&З» видит в этой схеме оплаты, – это договор эквайринга, поскольку в нем может содержаться запрет на проведение подобных смешанных оплат. Возможность такого запрета предусмотрена п. 5.11 Положения № 137. В соответствии с ним расчеты по операциям с платежными карточками, выполненные на территории Украины как резидентами, так и нерезидентами, между эквайрами и торговцами, а также между платежными организациями небанковских платежных систем, осуществляются по правилам, установленным платежной организацией, и в порядке, обусловленном в договоре. Рассмотрим на условном примере порядок учета расчетов с применением платежной карточки (см. таблицу). Таблица
автор: Елена Рыжикова, редактор
Правовой глоссарий: 1. Закон о РРО – Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» в редакции Закона от 01.06.2000 г. № 1776-III. 2. Перечень № 1336 – Перечень отдельных форм и условия проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, по которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденный постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336. 3. Положение № 137 – Положение о порядке эмиссии платежных карточек и осуществлении операций по их применению, утвержденное постановлением Правления НБУ от 19.04.2005 г. № 137. 4. Порядок № 614 – Порядок регистрации, опломбирования и применения регистраторов расчетных операций за товары (работы, услуги), утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614. 5. Положение № 614 – Положение о форме и содержании расчетных документов, утвержденное приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.
|