| Коллективный договор Аверс 2010-03-29Коллективный договор Аверс-бухгалтерия № 13 (479) от 29.03.2010 г.
Закон Украины от 01.07.93 г. № 3356-ХII "О коллективных договорах и соглашениях" (далее - Закон о колдоговорах) действует продолжительное время, однако вопросы необходимости и обязательности его заключения предприятиями различных форм собственности и организационно-правовых форм продолжают быть актуальными. Согласно ст. 2 этого закона коллективный договор заключается на предприятиях, учреждениях и организациях независимо от форм собственности и хозяйствования, использующих наемный труд и имеющих права юридических лиц. В соответствии со ст. 81 КЗоТ если международными договорами или соглашениями установлены иные правила, нежели содержащиеся в законодательстве Украины о труде, то применяются правила международного договора или соглашения. Конвенцией № 98 о применении принципов прав на организацию и на ведение коллективных переговоров", ратифицированной Украиной, и Рекомендацией МОТ № 91 предусмотрено заключение коллективных договоров только на добровольных началах. Пунктом 7 ст. 65 ХКУ предусмотрено, что коллективный договор должен заключаться на всех предприятиях, использующих наемный труд, но при этом какой-либо ответственности за отсутствие коллективного договора на предприятии действующим законодательством не предусмотрено, что также следует и из писем Минтруда от 07.04.2006 г. № 2411/0/14-06/18, от 07.04.2006 г. № 2411/0/14-08/18, от 28.09.2005 г. № 09-444 и от 03.10.2005 г. № 7825/0/14-05/015-15, а также письма Минюста от 05.04.2006 г. № 21-5-197. Однако наличие грамотно составленного коллективного договора на предприятии решает многие проблемы (в некоторых случаях предприятие само заинтересовано в наличии в коллективном договоре некоторых его условий), например, связанные с: - возможностью оплаты труда ниже норм, определенных генеральным, отраслевым или региональным соглашениями, но не ниже государственных норм и гарантий оплаты труда. Такая оплата может быть введена временно, на период преодоления финансовых затруднений предприятием и на срок не более 6 месяцев (п. 2 ст. 14 Закона Украины от 24.03.95 г. № 108/95-ВР "Об оплате труда" (далее - Закон об оплате труда); - отнесением к составу валовых расходов определенных выплат работникам в соответствии с п.п. 5.6.1 п. 5.6 ст. 5 Закона о прибыли и ст. 15 Закона об оплате труда; - отнесением к составу валовых расходов согласно п.п. 5.2.1 п. 5.2. ст. 5 Закона о прибыли затрат на охрану труда; - предоставлением работникам дополнительного отпуска до 7 календарных дней за ненормированный рабочий день – для обоснованности отнесения сумм отпускных к составу валовых расходов; - предоставлением работникам необязательных социальных льгот и гарантий (продажа товаров в рассрочку, выдача займов работникам, в том числе целевых, например, на приобретение жилья, оплата труда натурой и т. д.).
Порядок заключения коллективного договора Порядок заключения коллективного договора регулируется Законом о колдоговорах. Коллективный договор является внутренним (локальным) нормативным документом предприятия, заключаемым с целью регулирования производственных, трудовых и социально-экономических отношений. Согласно ст. 2 Закона о колдоговорах и ст. 11 КЗоТ коллективный договор заключается на всех предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих наемный труд и имеющих статус юридического лица, независимо от количества наемных работников в трудовом коллективе. Из этого следует, что коллективный договор физическому лицу-предпринимателю, имеющему наемных работников, заключать не нужно, так как такой субъект предпринимательской деятельности не является юридическим лицом (см. также п. 7 письма Минтруда от 12.03.2007 г. № 66/06/186-07). Коллективный договор заключается между собственником или уполномоченным им органом и одним или несколькими профсоюзными либо иными уполномоченными на представительство трудовым коллективом органами (например, совет трудового коллектива), а в случае отсутствия таких органов – избранными и уполномоченными представителями трудового коллектива, полномочия которых подтверждаются соответствующим протоколом собрания трудового коллектива. Иными словами коллективный договор заключается между работодателем и трудовым коллективом. На вновь созданном предприятии коллективный договор заключается по инициативе одной из сторон в трехмесячный срок после государственной регистрации предприятия. По истечении срока действия коллективный договор продолжает действовать до тех пор, пока стороны не заключат новый или не пересмотрят действующий коллективный договор в отношении его сроков действия, если иное не предусмотрено условиями коллективного договора. Положения коллективного договора распространяются на всех работников предприятия независимо от того, являются они членами профсоюза или нет, и обязательны как для собственника или уполномоченного им органа, так и для работников предприятия. Условия коллективного договора, ухудшающие по сравнению с действующим законодательством положение работников, недействительны (см. также п. 2 письма Минтруда от 12.03.2007 г. № 66/06/186-07). Коллективный договор вступает в силу со дня его подписания представителями сторон или с другой даты, указанной в нем. Мнение о том, что коллективный договор начинает действовать и вообще действует только после уведомительной регистрации, необоснованно, так как согласно ст. 17 КЗоТ и ст. 9 Закона о колдоговорах он вступает в силу именно со дня его принятия.
Порядок регистрации коллективного договора В соответствии со ст. 9 Закона о колдоговорах и ст. 15 КЗоТ коллективные договоры подлежат уведомительной регистрации местными органами государственной исполнительной власти. Согласно Положению о порядке уведомительной регистрации отраслевых и региональных соглашений, коллективных договоров, утвержденному постановлением КМУ от 05.04. 94 г. № 225 (далее - Положение № 225), все коллективные договоры подлежат уведомительной регистрации в районных государственных администрациях. Такая регистрация коллективных договоров имеет целью обеспечение возможности для учета их условий во время рассмотрения трудовых споров. В уведомительной регистрации может быть отказано только в том случае, если поданные на регистрацию оригинал и копии коллективного договора не будут аутентичными. Регистрация должна быть произведена уполномоченными органами в 2-хнедельный срок со дня представления коллективного договора на регистрацию. Подписанный уполномоченными представителями сторон коллективный договор подается на регистрацию в трех экземплярах (первый, второй и копия). Согласно п. 3 Положения № 225 коллективные договоры, подаваемые на регистрацию, должны: - не противоречить требованиям действующего законодательства и условиям соглашений высшего уровня, обязательным для всех субъектов, пребывающих в сфере действия сторон, которые их подписали; - содержать информацию об источниках финансирования мероприятий по предоставлению дополнительных (по сравнению с действующим законодательством) социальных льгот и гарантий за счет собственных средств предприятий, учреждений, организаций, отрасли, местного бюджета и др.); - соответствовать требованиям законодательства о языках и излагаться по общим правилам правописания. О факте уведомительной регистрации на титульной странице коллективного договора (на двух экземплярах и копии) производится соответствующая надпись. Изменения и дополнения, которые вносятся в коллективный договор, подлежат уведомительной регистрации в том же порядке, что и коллективный договор.
Содержание коллективного договора Согласно ст. 13 КЗоТ и ст. 7 Закона о колдоговорах коллективный договор должен содержать следующие необходимые условия, отражающие взаимные обязательства сторон: - обеспечение продуктивной занятости работников предприятия; - нормирование и оплата труда, установление форм, системы оплаты труда, размеров заработной платы и других видов трудовых выплат (доплат, надбавок, премий и др.), установление гарантий, компенсаций, льгот; - условия регулирования фонда оплаты труда и установления межквалификационных (междолжностных) соотношений в оплате труда; - режим работы, продолжительность рабочего времени и отдыха; - условия и охрана труда; - изменения в организации производства и труда; - обеспечение жилищно-бытового, культурного, медицинского обслуживания, организации оздоровления и отдыха работников и др. Кроме того, коллективный договор может предусматривать дополнительные по сравнению с действующим законодательством и соглашениями гарантии и социально-бытовые льготы. Согласно ст. 9 Закона о колдоговорах положения генерального, отраслевого, регионального соглашения действуют непосредственно и являются обязательными для всех субъектов, находящихся в сфере действия сторон, подписавших соглашение. При этом если представители сторон (через уполномоченных лиц), представлявших интересы предприятия, принимали участие в подписании Генерального соглашения (или впоследствии присоединились к данному соглашению), то его нормы являются обязательными во время заключения коллективного договора. В ином случае для предприятий, которые при заключении соглашения не были представлены уполномоченными представителями со стороны собственника и стороны профсоюза, условия и размеры оплаты труда устанавливаются с соблюдением минимальных гарантий, установленных законодательством Украины, в частности размера минимальной заработной платы, оплаты за работу в ночное время, праздничные и нерабочие дни, сверхурочную работу. Вместе с тем следует обратить внимание, что действующее законодательство не запрещает субъектам (предприятия) разных форм собственности применять при заключении коллективного договора нормы Генерального или отраслевого соглашения, к которому относится предприятие по характеру производства (см. письмо Минтруда от 04.07.2008 г. № 435/13/84-08). При проведении работы по заключению коллективного договора целесообразно использовать также справочную информацию Федерации профсоюзов Украины от 11.01.2007 г. "Колдоговорная кампания - 2007 (Рабочие материалы в помощь профсоюзным активистам)".
Регулирование вопросов оплаты труда в коллективном договоре Статьей 97 КЗоТ, ст. 15 Закона о колдоговорах и ст. 15 Закона об оплате труда определено, что формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, схемы должностных окладов, условия внедрения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и других поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат устанавливаются предприятиями в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным и отраслевыми (региональными) соглашениями. Если коллективный договор на предприятии не заключен, то работодатель обязан согласовать эти вопросы с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем), представляющим интересы большинства работников, а в случае его отсутствия - с другим уполномоченным на представительство органом, например, советом трудового коллектива. Статья 97 КЗоТ предусматривает две основные системы оплаты труда, соответствующие двум основным, применяемым на практике формам учета затрат труда: - повременную систему, при которой размер получаемой заработной платы определяется в зависимости от продолжительности отработанного времени и квалификации работников. При повременной системе оплата производится за работу в течение известного времени и выражается в часовых, дневных или месячных ставках (или окладах); - сдельную систему, при которой размер получаемой заработной платы определяется в зависимости от фактической выработки продукции надлежащего качества. В настоящее время работники предприятий работают в основном на повременной системе оплаты труда, с окладом, установленным штатным расписанием предприятия. Определив в соответствии с требованиями действующего законодательства формы и системы оплаты труда, предприятие предусматривает в коллективном договоре вопросы оплаты труда, премирования, доплат и надбавок, вознаграждения по итогам работы за год и др., которые являются приложениями (или составной частью) коллективного договора и основанием для начисления и выплаты заработной платы. Согласно ст. 6 Закона об оплате труда основой организации оплаты труда является тарифная система, которая включает тарифные сетки, тарифные ставки, схемы должностных окладов и тарифно-квалификационные характеристики. Тарифная сетка (схема должностных окладов) формируется на основе тарифной ставки работника первого разряда, которая устанавливается в размере, превышающем размер минимальной заработной платы. При этом законом прямо не установлена величина такого превышения. Вместе с тем, согласно ст. 11 Закона об оплате труда минимальные размеры ставок (окладов) заработной платы, как минимальные гарантии в оплате труда, определяются генеральным соглашением. Причем данная норма является обязательной для всех субъектов хозяйствования, использующих наемный труд, поскольку она является нормой специального закона в сфере оплаты труда. Пунктом 2.8 Генерального соглашения между Кабинетом Министров Украины, всеукраинскими объединениями организаций работодателей и предпринимателей и всеукраинскими профсоюзами и профобъединениями на 2008 - 2009 годы (далее - Генеральное соглашение), предусмотрено, что на период до ввода размера минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума для трудоспособного лица до 1 января 2009 года минимальная тарифная ставка работника I разряда в производственной сфере устанавливается в размере 120 % минимальной заработной платы (кроме бюджетных учреждений). Таким образом, установление в коллективных договорах минимального размера тарифной ставки работника первого разряда на уровне 120 % размера минимальной заработной платы, установленной законом, является обязательным, поскольку ст. 11 Закона об оплате труда определяет минимальные гарантии в оплате труда и является нормой прямого действия специального закона в сфере оплаты труда. На это также обращает внимание Минтруда и Федерация профсоюзов Украины в письме от 07.02.2008 г. № 013-0184-01, 07/01-16/275. Дополнительной заработной платой является вознаграждение за труд сверх установленных норм, за трудовые успехи и изобретения, за особые условия труда. Она включает доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством, премии, связанные с выполнением производственных заданий и функций. Структура дополнительной заработной платы предусмотрена п.п. 2.2 Инструкции № 5. Генеральным соглашением установлены следующие размеры доплат и надбавок к тарифным ставкам и должностным окладам работников для установления в коллективных договорах:
К поощрительным и компенсационным выплатам относятся выплаты в форме вознаграждений по итогам работы за год, премии по специальным системам и положениям, компенсационные и иные денежные и материальные выплаты, которые не предусмотрены актами действующего законодательства или которые проводятся сверх установленных указанными актами норм. Структура поощрительных и компенсационных выплат предусмотрена п.п. 2.3 Инструкции № 5. Если на предприятии определенное количество работников выполняет работы, имеющие разъездной (передвижной) характер, то в этом случае необходимо руководствоваться постановлением КМУ от 31.03.99 г. № 490 "О надбавках (полевом обеспечении) к тарифным ставкам и должностным окладам работников, направленных для выполнение монтажных, наладочных, ремонтных и строительных работ, и работников, работа которых выполняется вахтовым методом, постоянно проводится в дороге или имеет разъездной (передвижной) характер". Причем, как следует из письма Минтруда от 17.11.2006 г. № 307/13/133-06 и письма Минфина от 29.04.2005 г. № 31-03173-03-29/8103, перечень работников, которым установлена такая надбавка, а также ее размер устанавливаются предприятием в коллективном договоре. Согласно ст. 23 Закона об оплате труда коллективным договором, в порядке исключения, может быть предусмотрена частичная выплата заработной платы натурой (по ценам не ниже себестоимости) в тех отраслях или по тем профессиям, где такая выплата, эквивалентная по стоимости оплате труда в денежном выражении, является обычной или желательной для работников, за исключением товаров, перечень которых утвержден постановлением КМУ от 03.04.93 г. № 244. Сроки и периодичность выплаты заработной платы, согласно ст. 24 Закона об оплате труда также должны быть установлены в коллективном договоре. Заработная плата должна выплачиваться работникам предприятия регулярно в рабочие дни, установленные в коллективном договоре, но не реже двух раз в месяц через промежуток времени, не превышающий 16-ти календарных дней (см. также письмо Минтруда от 06.09.2007 г. № 556/13/155-07 и от 29.05.2008 г. № 347/13/84-08). При разработке данного раздела коллективного договора субъектам хозяйствования, относящиеся к производственной сфере, необходимо также руководствоваться Рекомендациями по созданию оптимального механизма коллективно-договорного регулирования фондов оплаты труда в зависимости от результатов производственной и финансово-хозяйственной деятельности, утвержденными приказом Минтруда от 29.11.2007 г. № 627.
Регулирование вопросов предоставления отпусков в коллективном договоре В вопросах предоставления ежегодных отпусков коллективный договор предприятия также играет важную роль, так как согласно: - ст. 7 Закона Украины от 15.11.96 г. № 504/96-ВР "Об отпусках" (далее - Закон об отпусках) - конкретная продолжительность дополнительного отпуска за работу с вредными и тяжелыми условиями труда устанавливается коллективным договором; - ст. 8 Закона об отпусках - конкретная продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за особый характер работы устанавливается коллективным договором; - ст. 23 Закона об отпусках - коллективным договором могут предоставляться другие виды отпусков, непредусмотренные законодательством. Согласно п. 2 ст. 8 Закона об отпусках работникам могут предоставляться дополнительные отпуска продолжительностью до 7 календарных дней за работу с ненормированным рабочим днем в соответствии со списками должностей, работ и профессий, определенными на предприятии коллективным договором или соглашением. Рекомендации о порядке предоставления работникам с ненормированным рабочим днем ежегодного дополнительного отпуска за особый характер работы утверждены приказом Минтруда от 10.10.97 г. № 7. В соответствии с этим документом ненормированным рабочим днем является особый режим рабочего времени, который устанавливается для определенной категории работников в случае невозможности нормирования времени трудового процесса. При необходимости эта категория работников выполняет работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени. Такой режим работы может касаться работы бухгалтера, водителя, экспедитора, работников коммерческой службы и др. Пунктом 3 вышеуказанных рекомендаций предусмотрено, что дополнительный отпуск для работников с ненормированным рабочим днем является компенсацией за выполненный объем работ, степень напряженности, сложности и самостоятельности в работе, необходимость периодического выполнения служебных заданий сверх установленной продолжительности рабочего времени на предприятии. Конкретная продолжительность дополнительного отпуска, предусмотренного ст. 8 Закона об отпусках, устанавливается на каждом предприятии для каждой категории работников коллективным договором в зависимости от времени занятости работников на работах с особым характером труда. Поэтому, при наличии на предприятии категории работников с ненормируемым рабочим днем, в одном из приложений к коллективному договору должен быть указан перечень (список) должностей, работ и профессий, при работе на которых работникам предоставляется дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день и его продолжительность по каждой из указанных должностей (см. также письмо Минтруда от 12.03.2007 г. № 66/06/186-07).
Регулирование вопросов охраны труда в коллективном договоре Согласно ст. 20 Закона Украины от 14.10.92 г. № 2694-XII "Об охране труда" в коллективном договоре стороны предусматривают обеспечение работникам социальных гарантий по вопросам охраны труда на уровне, не ниже предусмотренного законодательством, а также комплексные меры по достижению установленных нормативов безопасности, гигиены труда и производственной среды, предотвращению производственного травматизма, профессиональных заболеваний и аварий. Перечень вопросов, которые необходимо включить в этот раздел коллективного договора, довольно обширен, и может зависеть от вида деятельности предприятия и других условий. Например, в колдоговоре может предусматриваться обеспечение работников спецодеждой, спецпитанием и пр.
Административная и дисциплинарная ответственность за нарушение законодательства о коллективных договорах Согласно ст. 411 КУоАП за уклонение от участия в переговорах по заключению, изменению или дополнению коллективного договора на руководителя предприятия (или на представителя профсоюзной организации и других уполномоченных лиц) может быть наложен штраф от 3 до 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. За нарушение или невыполнение условий коллективного договора, согласно ст. 412 КУоАП, на руководителя предприятия или на председателя профкома (в случае если профком виновен в нарушении условий коллективного договора) налагается штраф в размере от 50 до 100 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Согласно ст. 413 КУоАП за непредставление информации для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за исполнением коллективного договора на лицо, представляющее собственника или уполномоченный им орган, или профсоюзную организацию, или трудовой коллектив может быть наложен штраф от 1 до 5 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан. Кроме того, согласно ст. 45 КЗоТ по требованию профсоюзного органа, по поручению трудового коллектива, подписавшего коллективный договор, собственник или уполномоченный им орган должен расторгнуть трудовой договор (контракт) с руководителем или отстранить его от занимаемой должности, если он нарушает законодательство о труде и не выполняет обязательств по коллективному договору. Согласно ч. 3 ст. 38 КЗоТ работник имеет право в определенный им срок (то есть без отработки двух недель) расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, если собственник или уполномоченный им орган не выполняет законодательство о труде, условия коллективного или трудового договора. Причем в этом случае, согласно ст. 44 КЗоТ, такому работнику должно быть выплачено выходное пособие в размере, предусмотренном коллективным договором, но не менее трехмесячного среднего заработка. По этому вопросу см. также тему Государственный департамент надзора за соблюдением законодательства о труде Министерства труда и социальной политики Украины.
|