| Налоги в Украине. Общий обзорОБЩИЙ ОБЗОР CИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ Базовыми Законами Украины в сфере налогообложения являются: ЗК "О системе налогообложения" - "Про систему оподаткування", ЗК "О налоге на добавленную стоимость" - "Про податок на додану вартість", ЗК "О налогообложении прибыли предприятий" - "Про оподаткування прибутку підприємств", ЗК "О налоге с доходов физических лиц". Также некоторые налоги и порядок их взимания дополнительно регулируются Декретом Кабинета Министров Украины "О местных налогах и сборах", Законами Украины "Об общегосударственном пенсионном страховании" и другими, устанавливающими ставки налогов и сборов с зарплаты и с фонда оплаты труда (далее "на зарплату" - авт.), инструкциями и разъяснениями ГНА Украины. Изменения, как правило, также содержатся в ежегодном Законе Украины "О Государственном бюджете на 200х год". Ставки основных налогов и сборов 2006 в Украине следующие: 1. НДС (единая ставка на все!) 20% 2. Налог на прибыль предприятий 25% 3. Налог на доходы физических лиц 15% 4. Пенсионный фонд - 1 - сбор (+ на зарплату) 33,2% 5. Социальное страхование – сбор (+ на зарплату) 1,4% 6. Центр занятости - сбор (+ на зарплату) 1,6% 7. Соцстрахование несчастные случаи (в средн.+ на зарплату) 1,06% 8. Пенсионный фонд - 2 (с зарплаты) 1 - 2% 9. Социальное страхование (с зарплаты) 0,5 - 1,0% 10. Центр занятости (с зарплаты) 0,5% 11. Комунальный местный налог (фиксированный на зарплату) - 1,7 грн. на одного работника. Существует также альтернативная система - единый налог: 6 - 10% с оборота для предприятий, единый налог с предпринимателей - физических лиц 20 - 200 гривен. Зарплатные налоги в сумме составляют в среднем около 54%. Ставка налога с зарплаты в пенсионный фонд составляет - 2%. Ставка налога с зарплаты в фонд социального страхования при зарплате до минимальной зарплаты составляет 0,5%, более - 1%. Ставка налога с зарплаты в фонд занятости составляет 0,6%. Ставка налога с доходов физических лиц составляет 15%. Налог в фонд страхования от нечастных случаев на производстве колеблется от 0.61% (сфера услуг) до 6,8% (строительство) и зависит от вида основной деятельности предприятия. Коммунальный налог является фиксированным и составляет 10% от налогонеоблагаемого минимума доходов граждан (в 2006 г. эта величина составляет 17 гривен), и уплачивается из расчета 1.70 грн. на одного работника в месяц. Ставки отчислений "с" и "на" зарплату в Украине имеют "привычку" незначительно изменяться 1 - 2 раза в год, так что следите за изменениями. Для примера: чтобы выплатить 100 гривен зарплаты на "руки", необходимо иметь 197,50 гривен на счете предприятия. Пример за февраль 2006 г. (предприятие сферы производства - база расчета): 1. Выручка (поступило всего денег на счет, с НДС) 100 000 гривен. 2. Закуплено материалов и услуг в Украине (с НДС) 30 000 гривен. 3. Начислено зарплаты рабочим по ведомости (без НДС) 20 000 гривен 4. Остаток денег (до уплаты налогов) 50 000 гривен СХЕМА УПЛАТЫ НАЛОГОВ В УКРАИНЕ ПРИ ВЫСОКОЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ: 1. ПО НДС - 20% платится разница между обязательствами и налоговых кредитом. 1. НДС: обязательства = 20% или 1/6 из 100 тис = 100000/6 = 16 667 гривен 2. НДС: налоговый кредит с закупки = 1/6 из 30 тис = 30000/6 = 5000 гривен 3. Необходимо заплатить НДС до 20 марта 2006 г = 16667-5000 = 11666 гривен 2. ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ - 25% (платится разница между валовыми доходами и расходами без учета налога на добавленную стоимость) 1. Валовые доходы за февраль = 100 000 - НДС = 83 333 гривен 2. Валовые расходы за февраль = закупка без НДС + зарплата + налоги на зарплату · Закупка без НДС= 25 000 гривен · Зарплата = 20 000 гривен · Пенфонд 32% = 20 000 х 0.32 = 6400 гривен · Остальные три соцфонда 6% = 20 000 х 0.06 = 1200 гривен Итого валовые расходы = 52600 гривен 3. Необходимо заплатить "на прибыль" 25% до 10 апреля 2006 г = (83333-52600) х 0,25 = 7683 гривен 3. ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗЛИЦ + НАЛОГИ С ЗАРПЛАТЫ (из начисленной ЗП) 1. 20000 х 15% = 3000 гривен 2. 20000 х 3% = 600 гивен (3 фонда - см. список (8) + (9)+ (10)) Всего необходимо заплатить в бюджет из базовых 50 000 гривен 60% различных налогов, а именно: 11666+6400+1200+7683+3000+600 = 30549 гривен При этом будет выплачена зарплата рабочим на руки 20 000- 3000-600 = 16400 гривен. (за снятие наличных комиссия банка 1% или 164 гривен) ОСТАТОК СРЕДСТВ НА СЧЕТЕ ФИРМЫ ПОСЛЕ УПЛАТЫ ВСЕХ НАЛОГОВ И ВЫПЛАТЫ ЗАРПЛАТ 100000- 50000- 30549-164 = 19287 гривен. Есть два способа снятия этих денег в личное пользование: 1. Выплатить дивиденды учредителю: необходимо заплатить с суммы выплат налог на прибыль предприятий по стандартной ставке (25%), если учредитель юридическое лицо (иностранное или наше). т.е. перечислить можно только 19683 - 25% = 14762 гривен. Если учредитель - физическое лицо, выплата дивидендов приравнивается к выплате зарплаты (-53%) см. п.2 2. Вместо дивидендов выплатить себе зарплату в Украине (уменьшается налог на прибыль, но увеличиваются зарплатные налоги = 38%+15% = + 53%) в результате останется около 12 000 гривен чистого дохода. ВЫВОД: ПОСЛЕ УПЛАТЫ ВСЕХ НАЛОГОВ ОСТАНЕТСЯ 12-14 тис. (налоги составляют около 70%) НАЛОГИ ПРИ СТРУКТУРЕ ЗАТРАТ С НИЗКОЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТЬЮ Альтернативный вариант на примере в за февраль 2006 г. (база расчета - сфера торговли): 1. Выручка (поступило всего денег на счет, с НДС) 100 000 гривен. 2. Закуплено товаров и услуг в Украине (с НДС) 30 000 гривен. 3. Начислено зарплаты рабочим по ведомости (без НДС) 20 000 гривен ( уменьшена до 2000) 4. Дополнительная закупка товаров и услуг 65 000 гривен 4. Остаток денег (до уплаты налогов) 5 000 гривен СХЕМА -2 УПЛАТЫ НАЛОГОВ В УКРАИНЕ 1. ПО НДС платится разница между обязательствами и налоговых кредитом. 1. НДС: обязательства = 20% или 1/6 из 100 тис = 100000/6 = 16 667 гривен 2. НДС: налоговый кредит с закупки = 1/6 из 95 тис = 95000/6 = 15 833 гривен 3. Необходимо заплатить до 20 марта 2006 г = 16667-15 833 = 1334 гривен 2. ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ (разница между валовыми доходами и расходами без НДС) 1. Валовые доходы за февраль = 100 000 - НДС = 83 333 гривен 2. Валовые расходы за февраль = закупка без НДС + зарплата + налоги на зарплату - Закупка без НДС = 79167 гривен - Зарплата = 2 000 гривен - Пенфонд 32% = 20 000 х 0.32 = 640 гривен - Ост 3 фонда 6% = 20 000 х 0.06 = 120 гривен Итого валовые расходы = 81927 гривен 3. Необходимо заплатить до 10 апреля 2006 г = (83333-81927)х0,25 = 351 гривна 3.ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗЛИЦ + НАЛОГИ С ЗАРПЛАТЫ (из начисленной ЗП) 3. 2000 х 15% = 300 гривен 4. 2000 х 3% = 60 (3 фонда) Всего необходимо заплатить в бюджет (2765/5000) x100% = 55% налогов а именно: 1334+640+120+351+300+60 = 2805 При этом будет выплачена зарплата рабочим на руки 2000-300-60 = 1640 гривен. (за снятие наличных коммисия банка 1% или 16 гривен) ОСТАТОК СРЕДСТВ НА СЧЕТЕ ФИРМЫ ПОСЛЕ УПЛАТЫ ВСЕХ НАЛОГОВ И ВЫПЛАТЫ ЗАРПЛАТ 100000- 95000- 2805-16 = 2179 гривен. Те же два способа снятия этих денег в личное пользование (как в предыдущем примере). 1. Выплатить дивиденды учредителю: 2179 - 25% = 1634 гривен, деньги находятся в распоряжении юридического лица - учредителя Если учредитель - физическое лицо, выплата дивидендов приравнивается к выплате зарплаты (-53%) см. п.2 - остаток в этом случае - 1300 гривен. 2. Вместо дивидендов выплатить себе зарплату в Украине (уменьшается налог на прибыль, но увеличиваются зарплатные налоги = 38%+15% = + 53%), сумма остатка который выплачивается как зарплата немного увеличиваеся в результате останется около 1300 гривен чистого дохода. 2179 - 53% + корректировка= 1300 гривен Рассмотрев 2 примера, можно сделать вывод, что практически независимо от структуры затрат различные налоги с сборы в Украине составляют большую часть суммы, которая остается в результате хозяйственной деятельности. В первом случае осталось с 50 тис = 12тис , при этом уплачено 76% различных налогов Во втором случае осталось с 5 тис = 1,3 тис, при этом уплачено 74% различных налогов. ВЫВОД: Изменение структуры затрат в разных отраслях незначительно влияет на сумму уплачиваемых налогов, большую долю отчислений (пропорционально) занимает зарплата - суммарные выплаты налогов по этой статье затрат составляют 53%.
P.S.: Уголовный кодекс Украины. Статья 212 . Уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей 1. Умышленное уклонение от уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей, которые входят в систему налогообложения, введенных в установленном законом порядке, содеянное должностным лицом предприятия, учреждения, организации, независимо от формы собственности или лицом, которое занимается предпринимательской деятельностью без создания юридического лица или любым другим лицом, которое обязано их уплатить, если эти действия привели к фактическому непоступлению в бюджет или государственные целевые фонды средств в значительных размерах, наказывается штрафом от трехсот до пятисот не облагаемых налогами минимумов доходов граждан или лишением права обнимать определенные должности ли заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. 2. Одни и те же действия, содеянные за предшествующим заговором группой лиц, или если они привели к фактическому непоступлению в бюджет или государственные целевые фонды средств в больших размерах, - наказываются штрафом от пятисот до двух тысяч не обложенными налогами минимумов доходов граждан или исправительными роботами на срок до двух лет, или ограничением воли на срок к пяте лет, с лишением права обнимать определенные должности ли заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. 3. Действия, предусмотренные частями первой или второй этой статьи, содеянные лицом, раньше судимой за уклонение от уплаты налогов, собрания, других обязательных платежей, или если они привели к фактическому непоступлению в бюджет или государственные целевые фонды в особо больших размерах, наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права обнимать определенные должности ли заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет с конфискацией имущества. 4. Лицо, которое впервые совершило действия, предусмотренные частью первой и второй этой статьи, освобождается от уголовной ответственности, если она к привлечению к уголовной ответственности уплатила налоги, собрание (обязательные платежи), а также возместила вред, причиненный государству их несвоевременной уплатой (финансовые санкции, пеня). Примечание: · Значительный размер - более 605 000 гривен (1000 минимальных зарплат) · Большой размер - более 1 815 000 гривен (3000 минимальных зарплат) · Особо большой размер - более 3 025 000 гривен (5000 минимальных зарплат) Авт.: Из судебной практики Украины: начиная с момента появления данной статьи и по сегодняшний день практически отсутствуют прецеденты осуждения по ст.212 (неуплата налогов), а также по ст.206 (фиктивное предпринимательство), так как доказать умысел должностного лица при правильно построенной защите практически невозможно. Как правило, большинство дел пытаются перевести на ст.196 (мошенничество), но это сделать в этом случае не так то просто. Ситуация может измениться коренным образом, когда начнут действовать механизмы, разрешающие определение косвенными методами доходов физических лиц в Украине и соответственно определения суммы неуплаченных налогов "на вскидку". Пока что косвенные методы в Украине распространяются только на доходы юридических лиц и частных предпринимателей, однако, после выборов-2004 года, в 2005-2007 году ожидается введение вышеуказанного законодательства.
Смотрите также: |